УСЛУГИ

По оценкам экспертов, объем мирового рынка услуг восстановления данных с жестких дисков (DR) составляет около 250 млн. долл. в год, и здесь уже есть свои лидеры. В частности, на треть этого рынка претендует американская компания Ontrack Data Recovery (www.ontrack.ru), которая в июле 2006 г. открыла свою московскую лабораторию (см. PC Week/RE, N 27/2006, с. 2).

По словам главы российского филиала Ontrack Анатолия Рассоленко, в отличие от США и Западной Европы в нашей стране рынок DR пока находится на стадии становления - многие потенциальные пользователи даже не знают о существовании таких услуг и часто пытаются реанимировать сломавшийся диск своими силами либо просят об этом знакомых "экспертов". В результате примерно половина сломанных дисков попадает в российское отделение Ontrack после попыток неквалифицированного восстановления, которое только снижает шансы на спасение информации.

Каждая компания, достаточно долго занимающаяся восстановлением данных, имеет свое уникальное ноу-хау для решения нетипичных проблем.

Ontrack предлагает три способа восстановления данных с дисков: непосредственно на рабочем месте пользователя с помощью программной утилиты EasyRecovery, в дистанционном режиме через Internet или по модему (RDR) и, наконец, в лаборатории в случае физических повреждений диска или сложного сбоя в его логической структуре, причем при необходимости компания отправляет диск или другой носитель (это может быть оптический диск, флэш-память, кассета с магнитной лентой и дискета) в одну из своих европейских лабораторий. Ontrack также готова производить восстановление данных и с давно снятых с производства дисков.

Разумеется, услуги такого класса стоят недешево, поэтому подавляющее большинство клиентов Ontrack - коммерческие организации, готовые заплатить более тысячи долларов за восстановление ценных для их бизнеса данных. Восстановление в стандартном режиме стоит от 800 долл., однако в среднем стоимость заказа за первые шесть месяцев работы московской лаборатории составила, по словам представителей компании, 1,7 тыс. долл. Большинство восстанавливаемых дисков - это винчестеры с ноутбуков и десктопов, однако в нескольких случаях в Ontrack обращались клиенты, у которых данные были потеряны из-за неисправности RAID-массива. Самый крупный заказ на 15 тыс. долл. разместило представительство одного из западных банков, у которого в результате сбоя нескольких дисков в RAID была потеряна база данных бухгалтерии. По словам г-на Рассоленко, за первые шесть месяцев российский филиал компании заработал около 1 млн. руб., а в 2007 г. планируется выполнить заказы на общую сумму 5 млн. руб. (московская лаборатория Ontrack рассчитана на обслуживание до 120 дисков в месяц, но пока число заказов существенно меньше этой цифры).

Вместе с тем, по мнению представителей российских компаний, специализирующихся на услугах DR, высокие цены Ontrack резко ограничивают число ее клиентов в России и поэтому открытие московского офиса фирмы не окажет существенного влияния на российский рынок восстановления данных. Например, по оценке Вячеслава Яковенко, технического директора DataRC (www.datarc.ru), восстановление данных в Ontrack обойдется клиенту минимум в два-три раза, а то и на порядок дороже, чем у местных специалистов. Кроме того, в отличие от Ontrack большинство отечественных компаний производят диагностику неисправного диска бесплатно и часто дают клиенту рекомендации по самостоятельному восстановлению данных (если сбой можно легко устранить).

Как считает г-н Яковенко, отечественные специалисты DR располагают всей необходимой квалификацией и оборудованием для обеспечения такого же высокого качества работ по восстановлению данных, как и у Ontrack, за исключением некоторых специфичных случаев. С ним согласен и директор компании R.Lab (www.rlab.ru) Николай Хозяинов. Он уверен, что каждая компания, достаточно долго занимающаяся DR, имеет свое уникальное ноу-хау для решения нетипичных проблем. В каких-то особых ситуациях клиенту, возможно, стоит обратиться в Ontrack, в иных случаях решение сложной проблемы могут найти специалисты другой фирмы, но в целом по своему уровню отечественные компании ни в чем ни уступают американской. По мнению г-на Яковенко, основным преимуществом Ontrack является грамотно поставленный маркетинг услуг, который российские компании осваивают пока медленно.    

 

Потерянные данные можно спасти

Основным инструментом защиты от потерь данных остается создание резервных копий, которые обычно записываются на магнитных лентах. Тем не менее в Ontrack считают, что правильное "лечение" отказавшего жесткого диска может оказаться в ряде случаев более эффективным. Например, если файл по ошибке был удален с диска, то это далеко не всегда означает его уничтожение и, по статистике Ontrack, в 91% случаев данные, потерянные в результате неправильных операций с файловой системой диска, удается восстановить (однако при механических повреждениях вероятность успеха значительно меньше: в среднем на одном из четырех дисков, которые лечит Ontrack, данные прочесть не удается). Кроме того, хранящаяся на ленте резервная копия обычно содержит более старые данные, чем исходный диск, и, как утверждает компания, часто процедура восстановления оригинального носителя выполняется быстрее, проще и дешевле, чем восстановление данных с резервной копии.

Со своей стороны отметим, что применение новой технологии резервного копирования на жесткий диск (D2D) значительно сокращает затраты времени на запись резервной копии и восстановление с нее данных, а решения D2D-класса Continuous Data Protection (CDP) обеспечивают постоянную актуальность информации, содержащейся в резервной копии.

Пожелавший сохранить анонимность сотрудник специализирующейся в той же сфере Derstein (www.derstein.ru) сообщил, что его компания, являющаяся партнером Ontrack, крайне редко передает заказ американской фирме (не чаще одного раза в квартал), выполняя подавляющее большинство заказов своими силами.