АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА

В понедельник 12 марта Президент России Владимир Путин подписал указ "О Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия". В соответствии с ним ранее самостоятельные Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия (Росохранкультуры) и Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор) будут преобразованы в единое ведомство.

Предполагается, что данная служба должна стать уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции нормативно-правового регулирования, контроля и надзора в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, информационных технологий, связи и охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, а также в деятельности радиочастотной службы.

Правительству России поручено в трехмесячный срок утвердить положение о новой службе, перераспределить функции, осуществляемые Министерством культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерством информационных технологий и связи РФ, Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Федеральным агентством связи, утвердить предельную численность центрального аппарата формируемой службы, а также решить финансовые, организационные, имущественные и иные вопросы, связанные с реализацией данного указа, который вступил в силу со дня его подписания.

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия и Федеральная служба по надзору в сфере связи преобразуются в единое ведомство.

Хотя появление данного указа для многих экспертов и аналитиков оказалось неожиданным и сейчас в СМИ высказываются разные мнения относительно его истинных причин, надо сказать, что слухи о предстоящем объединении ходили еще год назад. Но тогда подразумевалось слияние всех надзорных органов страны, а не двух, как решено сейчас. А прошлой осенью о целесообразности слияния родственных служб высказался глава Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) Геннадий Скляр, связав это с программой цифровизации телерадиовещания, цена которой для России довольно велика - по некоторым данным, она доходит до 4 млрд. долл. (см. PC Week/RE, N 44/2006, с. 41).

Но если цель реформы лежит в плоскости телерадиовещания, к чему склоняются многие эксперты, то почему к новому ведомству не пристегнуты структуры Роспрома, которые должны стать основными поставщиками оборудования для модернизации радио- и телевизионной инфраструктуры? Не отразится ли эта затея отрицательно на отрасли, формирующей более 5% валового национального продукта? Между тем в постановлении сказано лишь, что новая служба создается в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии со статьей 112 Конституции РФ.

На сегодняшний день совершенно ясно, что данный президентский указ способен серьезно изменить сферу ответственности Миниформсвязи РФ (www. minsvyaz.ru): из трех подчиненных ему агентств одно (Россвязьнадзор) целиком уходит в новое ведомство, а другое (Россвязь) уступает ему существенную часть своих полномочий, ориентированных на управление радиочастотной службой - влиятельным органом, на который возложена ответственность за организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или радиочастотных каналов, радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения на территории России, а также на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации.

"Такая реформа может быть вынужденной мерой, - сообщил наш источник в Мининформсвязи. - Если смотреть с государственных позиций, то нельзя не заметить, что с распределением частот работа у нас поставлена плохо, не лучше дело обстоит с надзором, да и с выдачей лицензий тоже. Обратите внимание, сколько появилось паразитирующих посредников при получении частот, сколько скандалов было вокруг лицензий. Так не могло продолжаться до бесконечности".

По его словам, в министерстве о подготовке нового постановления никто ничего не знал, все делалось в полном секрете (это вполне объясняет отсутствие внятных комментариев по поводу указа со стороны Мининформсвязи). Да и после его выхода никакой ясности в том, как будут развиваться события, нет. В частности, ведомства, выдававшие лицензии, обеспокоены тем, как будет проходить реформа: чисто механически или на основании какой-то стратегии. Вопрос отнюдь не праздный, поскольку работа того же Россвязьнадзора может быть парализована на целый квартал, а то и больше.

"Как и в любом начинании, в решении о создании новой службы есть и положительные, и отрицательные моменты, - считает Юрий Зубарев, член-корреспондент РАН. - Частотную службу, наверное, стоило реформировать, и вопрос этот обсуждался давно. Но теперь, похоже, Мининформсвязи могут "раздеть" совершенно, забрав самые большие его куски. И какие функции у него в итоге останутся, одни законодательные инициативы?"

Быть может, вышедший указ - продолжение памятной административной реформы 2004 г.? Но в таком случае нынешние маневры вообще принимают характер фарса: сначала создается Министерство транспорта и связи, потом из него выделяется Министерство информационных технологий и связи, а теперь в рамках предвыборных аппаратных игр значительная часть ресурсов Мининформсвязи передается в мегаведомство, находящееся в прямом подчинении у председателя правительства. "То создается нежизнеспособная трехступенчатая структура, то ее растаскивают по частям без объяснения причин, - отмечает наш источник в Мининформсвязи, - и я не исключаю, что нынешняя структура формируется под конкретного человека". Так или иначе, но многое, очевидно, прояснится лишь через несколько месяцев, когда утвердят главу новой службы и перераспределят полномочия между ведомствами.

Версия для печати