ИНТЕРВЬЮ

Для презентации российского издания книги "The CFO as Business Integrator" ("Финансовый директор как интегратор бизнеса") в Москву приехал один из ее авторов - старший вице-президент и руководитель группы архитекторов бизнес-решений компании SAP AG Ханс-Дитер Шойерман. Приступив к работе в SAP в качестве программиста в далеком 1978 г., сегодня он принадлежит к числу ветеранов компании. Тринадцатилетний опыт разработчика оказал неоценимую помощь г-ну Шойерману, когда ему довелось руководить рядом подразделений компании и отвечать за программные средства бухгалтерского учета и управления финансами, а также за вертикальные решения для финансовой и страховой отраслей. Ханс-Дитер Шойерман ответил на вопросы научного редактора PC Week/RE Сергея Свинарева.

PC Week: Лично я о существовании SAP узнал в 1993 г., когда прочитал в каком-то журнале, что бухгалтерия Microsoft автоматизирована с помощью загадочного для меня продукта R/2. Поскольку тогда в России было около сотни фирм, разрабатывающих бухгалтерские программы, меня удивило, что такая мощная софтверная корпорация, как Microsoft, не сделала этого собственными силами. Продолжает ли она и сегодня использовать систему SAP?

Ханс-Дитер Шойерман: Конечно, Microsoft - гигантская корпорация, и именно поэтому она является одним из самых важных наших клиентов. Она имеет огромный опыт программирования настольных приложений и операционных систем, а в последние годы вышла и на рынок бизнес-приложений, но ориентируется здесь на его нижний сегмент. Головной офис Microsoft и сегодня использует наше ПО для управления финансами и основными активами. Недавно я встречался с финансовым директором германского офиса этой корпорации, который рассказал мне, как они используют систему SAP для решения своих задач. Хотел бы отметить, что программисты Microsoft создали массу front-end-приложений, обеспечивающих своим пользователям доступ к функциям ERP-системы SAP.

Нужно отдавать себе отчет в том, что переход на SOA не будет одномоментным, поскольку у многих наших крупнейших заказчиков, бизнес-процессы очень сложны и ответственны.

PC Week: Вы выступали в SAP в роли разработчика еще в 70-е годы. Какие инновационные по тем временам идеи закладывались в разработку первых версий ПО SAP? Чем SAP могла выделиться среди конкурентов? Если смотреть с позиций дня сегодняшнего, то какие из тех идей оправдали себя, а какие были ошибочными?

Х.-Д. Ш.: Главная идея, владевшая нами в те годы, была связана с созданием системы, обеспечивающей работу менеджеров в реальном масштабе времени. Хочу напомнить, что в те времена компьютерная обработка данных проводилась в пакетном режиме: выполнялась одна задача, затем другая, третья, и вследствие этого много усилий приходилось тратить на последующее согласование результатов их работы. При проведении некоторой операции нужно было отражать ее в бухгалтерской системе, в логистическом модуле, в контуре, контролирующем поток наличности, и т. д., с тем чтобы впоследствии можно было провести анализ прибыльности тех или иных видов деятельности предприятия. Для решения указанной проблемы требовалось обрабатывать транзакции в реальном масштабе времени и интегрировать подсистемы корпоративного управления. В те годы единственной платформой, способной справляться с задачами подобного масштаба, были мэйнфреймы. Поэтому не удивительно, что мы ориентировались именно на эту среду.

Ханс-Дитер Шойерман

В отличие от наших конкурентов, строивших прикладную логику вокруг главной книги, мы старались уже тогда интегрировать контуры бухгалтерского и управленческого учета (контроллинга). Мы, кроме того, поставили во главу угла первичный документ, появление которого инициирует выполнение множества заданий. Я не готов сейчас говорить об ошибках. Хотел бы отметить, что те идеи продолжают развиваться и сегодня, но, к примеру, когда мы говорим об интеграции, то теперь имеем в виду интеграцию слабо связанных систем. В конечном итоге речь должна идти о возможности интеграции приложений разных вендоров на базе сервисно-ориентированной архитектуры SOA.

Нужно отдавать себе отчет в том, что переход на SOA не будет одномоментным, поскольку у многих наших крупнейших заказчиков, таких, например, как BP, "Лукойл" или Nestle, бизнес-процессы очень сложны и ответственны. Скажем, в Nestle нашей системой пользуются 250 тыс. сотрудников. Перевод их бизнес-процессов в архитектуру SOA может занять несколько лет. В этих условиях мы предлагаем заказчику две стратегии: эволюционную, растянутую на годы и использующую наши инструментальные и методологические средства миграции, и стратегию построения ИС с чистого листа. Вторая больше подходит не очень крупным предприятиям.

PC Week: Когда в продукте SAP появились собственные средства разработки и язык ABAP и с какой целью наряду с бизнес-приложениями выпущено инфраструктурное ПО NetWeaver?

Х.-Д. Ш.: Язык ABAP появился в самой первой версии - в SAP R/1. В отличие от алгоритмических языков общего назначения он включал в себя множество функций, специфических для задач учета и управления. Характерный пример - функция конверсии валют, позволяющая переводить некую сумму из одной валюты в другую. При этом функция должна учитывать, что, скажем, у лиры не может быть десятичных знаков после запятой, а у кувейтского динара число таких знаков не может быть более трех. Поскольку ERP-системы - продукты длительного пользования, мы должны были обеспечить возможность сохранения доработок и настроек, выполненных нашими клиентами, при их переходе на новые версии системы.

Аналогичные проблемы стоят и перед нашими ISV-партнерами, разрабатывающими модули с дополнительной функциональностью. Для решения подобных проблем мы предлагаем сегодня инфраструктурную платформу SAP NetWeaver. Я думаю, то, что по пути создания собственных платформ сегодня идут все лидеры рынка ERP, не случайно. Ведь, к примеру, SAP NetWeaver - это не только и не столько технологический инструмент общего назначения. В нем заложен и наш опыт в области решения бизнес-задач. Автоматизируемые процессы, их связь между собой через бизнес-правила и т. д. носят весьма специфический характер. Откат какой-либо транзакции, охватывающей несколько систем, не является формальным актом и должен в полной мере учитывать практику и нормативные требования, присущие каждой области деятельности. Тем не менее создание подобной интеграционной платформы по силам лишь очень крупным игрокам, желающим занять доминирующие позиции на этом рынке.

PC Week: Ваша книга, только что выпущенная в России, называется "Финансовый директор как интегратор бизнеса". Считаете ли вы, что главная роль в координации деятельности всех подразделений должна принадлежать CFO? Есть ли виды бизнеса, где такую роль лучше поручать директору по операциям (COO), по технологиям (CTO) или кому-нибудь еще?

Х.-Д. Ш.: С точки зрения стратегического развития особая роль сегодня принадлежит трем лицам - финансовому директору (CFO), директору по персоналу и CIO. Раньше CFO рассматривался скорее как главный бухгалтер, который должен был обеспечить предоставление отчетности и знать, когда и на что были потрачены деньги. Сегодня он контролирует прибыльность разных видов бизнеса, скорость возврата инвестиций, формирование бюджета (в том числе и бюджета ИТ-департамента). В свою очередь, ИТ-подразделение призвано не ограничиваться вопросами эксплуатации ИС, а обеспечивать поддержку инновационных моделей бизнеса. Точно так же и основная задача директора по персоналу теперь предполагает не просто учет рабочего времени и начисление зарплаты, а повышение квалификации сотрудников, выращивание талантливых руководителей, создание продуманных схем мотивации и стимулирования.

С точки зрения стратегического развития особая роль сегодня принадлежит трем лицам - финансовому директору (CFO), директору по персоналу и CIO.

Особенно важно и полезно, если CFO и CIO работают в тесном контакте. В нашей книге я как раз и говорю о том, почему CFO должен стать интегратором бизнеса. Но, конечно, не только он один. Иногда действительно на первый план выдвигаются COO или CTO, но и в этом случае успех будет обеспечен лишь тогда, когда они будут действовать совместно с CFO. Разумеется, всегда велика роль так называемых визионеров - людей масштаба Стива Джобса из Apple или Хассо Платнера из SAP, но любую инновационную идею еще нужно превратить в успешный бизнес.

PC Week: Что, на ваш взгляд, принесет переход на SOA? Не придут ли на смену крупным поставщикам монолитного корпоративного ПО, контролирующим рынок ERP, столь же крупные владельцы репозиториев бизнес-процессов? Как в такой ситуации смогут делать деньги разработчики программных сервисов?

Х.-Д. Ш.: SOA предоставит предприятиям больше гибкости при управлении бизнес-процессами. Для этого необходимо не только реализовать технологическое взаимодействие разнородных систем, но и обеспечить одинаковую интерпретацию ими тех или иных операций в контексте бизнеса. Это нужно еще и для удовлетворения жестким нормам регулирующих органов, зафиксированным в таких актах, как Sarbanes-Oxley и Basel II. Все игроки софтверного рынка, желающие предоставлять программные сервисы такого рода, должны будут стандартизировать их в соответствии с нормативной базой и эталонными описаниями, находящимися в репозитории. В самом же репозитории будет сконцентрирован опыт 40 тыс. наших клиентов из множества отраслей. И им можно просто воспользоваться.

Мы предлагаем заказчику две стратегии: эволюционную, растянутую на годы и использующую наши инструментальные и методологические средства миграции, и стратегию построения ИС с чистого листа. Вторая больше подходит не очень крупным предприятиям.

Что касается независимых разработчиков, то хорошим примером для них может служить автомобильная промышленность, где у производителя для каждой модели машины тоже есть своеобразная платформа, требования которой учитывают поставщики материалов и комплектующих. Ее аналогом является платформа SAP NetWeaver: если ISV напишет сервис, отвечающий стандартам SOA и определениям, заложенным в репозитории, проблема его взаимодействия с другими компонентами будет решена автоматически. Кроме того, поскольку у заказчика появится возможность выбора из множества аналогичных сервисов разных разработчиков, ISV-партнеры смогут практиковать продажу ПО как услуги (Software as a Service, SaaS) на конкурентной основе.

PC Week: Кто же в этом случае будет отвечать за качество бизнес-приложения в целом?

Х.-Д. Ш.: У нас есть специальная процедура сертификации таких программных сервисов. После того как SAP проведет такую сертификацию, соответствующий программный компонент получает своеобразное клеймо, гарантирующее его качество.

PC Week: Спасибо за беседу.