ИНТЕРВЬЮ

Во время своего визита в Москву в июне прошлого года председатель совета директоров и главный исполнительный директор корпорации IBM Сэмюэль Пальмизано объявил об официальном открытии первой в нашей стране лаборатории систем и разработок IBM. Тогда же он сообщил, что в течение ближайших трех лет корпорация планирует инвестировать в эту лабораторию 40 млн. долл. и увеличить число ее сотрудников до 200 человек.

В качестве одного из ведущих направлений деятельности московской лаборатории было определено создание ПО для мэйнфреймов, чему немало способствуют навыки и технические знания в этой области, накопленные российскими специалистами в ходе многолетней разработки системы ЕС-ЭВМ - клона мэйнфрейма IBM System/360, а также опыт применения современных моделей IBM System z в инфраструктуре ряда крупных отечественных компаний.

О том, как реализуются эти планы, какие результаты уже получены новой лабораторией IBM, с ее руководителем Дженнифер Трелевич беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

PC Week: Что представляет собой сегодня московская лаборатория? Над чем она работает, в каком направлении развивается?

Дженнифер Трелевич: К моменту официального открытия лаборатории, которое состоялось в июне 2006 г., в ней насчитывалось более 40 сотрудников. Сегодня в ее штате уже около 90 специалистов, и я надеюсь, что намеченную планку в 200 человек мы сможем преодолеть в намеченные сроки.

Дженнифер Трелевич

В содержательном плане 60-70% наших работ связано с созданием ПО для мэйнфреймов IBM System z - это и фрагменты операционной системы, и прикладные решения. Например, мы осуществляем очень интересный проект по совершенствованию ПО Data Facility Storage Management System с целью повышения скорости его работы и расширения функциональных возможностей. Из других направлений я бы выделила участие в создании и тестировании систем IBM BladeCenter нового поколения, а также программ-симуляторов, позволяющих разрабатывать и тестировать ПО для мэйнфреймов на более дешевых, не столь мощных компьютерах.

Организационно получается так, что мы как бы подключаемся к работам, которые уже ведут наши коллеги в аналогичных центрах IBM в США и Германии. Но сейчас должны появиться проекты, руководить которыми будем мы. Однако в любом случае все они будут выполняться совместными усилиями различных подразделений корпорации.

Новые программные продукты для IBM System z

В октябре 2006 г. IBM объявила о выделении 100 млн. долл. на реализацию отраслевой инициативы, призванной в течение ближайших пяти лет радикально упростить применение мэйнфреймов IBM System z и расширить круг ИТ-специалистов, работающих на этих системах. Осуществляя эти планы, IBM на прошедшей в феврале конференции SHARE - ежегодном форуме пользователей мэйнфреймов - представила усовершенствованные продукты, которые упрощают управление мэйнфреймами, их программирование и администрирование, а также повышают степень автоматизации процессов разработки и развертывания приложений для этой вычислительной среды:

- DB2 9 for z/OS - новая версия СУБД, поддерживающая обработку массовых транзакций для новой волны Web-приложений и SOA-сред;

- усовершенствованные инструменты серии IBM OMEGAMON (семейство IBM Tivoli Monitoring) для обеспечения готовности и управления производительностью;

- z/VM version 5.3 - очередная версия мощной технологии виртуализации z/VM, отличающаяся расширенными возможностями масштабирования;

- WebSphere Developer for System z 7.0 - в данной версии реализованы новые средства, ускоряющие разработку и развертывание новых бизнес-приложений, а также интеграцию существующих базовых бизнес-приложений с Web-сервисами и с SOA-средой;

- WebSphere Service Registry and Repository for z/OS 6.0 - инструмент промышленного уровня, повышающий экономический эффект от внедрения сервис-ориентированных архитектур за счет улучшения управления и руководства сервисами;

- Consul zSecure Suite 8.1 - данный пакет (компонент недавно приобретенного портфеля продуктов безопасности компании Consul) предоставляет пользователям z/OS простой способ для генерации и просмотра XML-отчетов по результатам аудита безопасности мэйнфрейм-среды.

Кроме того, в составе лаборатории есть направление, нацеленное на оказание технической поддержки заказчикам и партнерам при реализации прикладных проектов и сопровождение уже внедренных систем. Речь может идти как о решении проблем с используемым ПО, так и о заказной разработке приложений с нуля.

PC Week: Почему из всего разнообразия предлагаемого корпорацией IBM софта главная роль в вашей лаборатории отведена именно мэйнфреймам? Что представляет собой область применения этих "монстров" вычислительной техники? Ведь их время, как считают даже многие ИТ-специалисты, давно прошло?

Д. Т.: Вы очень удачно использовали слово "монстр", так как в середине 1990-х гг. в отрасли создавалось впечатление, что мэйнфреймы, как неповоротливые динозавры, должны исчезнуть под натиском ПК и серверов. Но мэйнфреймы успешно пережили этот "ледниковый период", и мы видим, что сфера их применения за последние годы расширяется.

После периода децентрализации вычислительных ресурсов, пришедшегося на те же годы, наступила фаза их концентрации, что выражается в организации крупных центров обработки данных, усиленном интересе к технологиям консолидации и виртуализации, повышении требований к надежности, безопасности и т. д. И тут мэйнфреймы имеют значительные преимущества перед конкурентами, поскольку они изначально на архитектурном уровне предназначались именно для работы в крупных вычислительных центрах.

Вспомним, что точкой отсчета истории мэйнфреймов является создание в середине 60-х годов знаменитой IBM System/360. И это не просто далекая история, тут есть очень четкая связь времен. Ведь в современной IBM System z обеспечивается архитектурная и программная совместимость со своим прародителем. Это очень важно для корпоративных заказчиков, многие из которых и сейчас в той или иной мере используют программы, написанные 20-30 лет назад.

Одна из наиболее актуальных тем сегодня - технологии виртуальных машин. А ведь эта идея была реализована в мэйнфреймах IBM еще в 1970-х. С полным основанием можно сказать и то, что именно в проектах OS 360/370 была заложена современная теория и практика выполнения крупных программных проектов с большим числом участников.

Но самое главное, мэйнфреймы - это не история, а современность. Высокие показатели производительности, использования оборудования, надежности, безопасности, а также эффективная поддержка многопотоковой обработки - все это преимущества мэйнфреймов. Именно поэтому они широко применяются в крупных организациях для обеспечения критически важных бизнес-процессов: в банковской сфере, энергетике, промышленном производстве, телекоммуникационной отрасли и т. д. Ну и конечно, для решения задач государственного управления. Вот еще пример: в Бразилии один из наших заказчиков реализует на базе мэйнфрейма онлайновый проект в области интернет-игр. Весомым аргументом в пользу такого технологического решения стала необходимость обеспечения безопасности от атак хакеров.

В современной IBM System z обеспечивается архитектурная и программная совместимость со своим прародителем - IBM System/360.

Почему наша лаборатория фокусируется именно на этом направлении? Наверное, потому, что спрос на технологии мэйнфреймов растет и нужно открывать новые центры разработки и поддержки ПО для них.

PC Week: Какие еще центры IBM занимаются ПО для мэйнфреймов?

Д. Т.: В этой области специализируются очень многие наши подразделения: в США, Европе, Китае и Бразилии. У IBM около 40 центров разработки софта по всему миру. Один из самых крупных, расположенный недалеко от Нью-Йорка, насчитывает несколько тысяч сотрудников. У каждого центра есть какие-то главные направления, но все они трудятся и над другими темами. Однако, может быть, еще важнее то, что созданием прикладных решений активно занимаются наши бизнес-партнеры, которые делают это конечно же не потому, что этого хочет IBM, а поскольку на такое ПО есть спрос со стороны заказчиков. Стало уже традицией, что примерно раз в месяц на рынке появляются крупные пакеты приложений от независимых разработчиков.

PC Week: Что вы можете сказать по поводу использования заказчиками приложений 30-летней давности - это миф или реальность? То есть понятно, что теоретическая возможность такой поддержки имеется, но нужна ли она на практике?

Д. Т.: Пару месяцев назад я была у одного нашего крупного партнера в Нью-Йорке, с которым мы обсуждали возможность поддержки приложений у ряда его клиентов, где работают программы, написанные сорок лет назад. Они функционируют без проблем, но нужно повысить эффективность их выполнения с учетом новых возможностей IBM System z. Модификацией такого ПО занимается и наша лаборатория.

PC Week: С кем вы взаимодействуете в России при реализации проектов?

Д. Т.: Организация такого сотрудничества - это одна из моих личных задач. Как раз сейчас мы отрабатываем схему совместной работы с российскими бизнес-партнерами и заказчиками. Разумеется, очень важными для нас являются и деловые контакты с академическими структурами. Мы поддерживаем отношения со многими ведущими вузами страны, но особенно хочу выделить Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, который выбрал мэйнфрейм IBM System z и систему хранения данных IBM System Storage в качестве фундамента своей инфраструктуры и открыл Центр компетенции в области больших вычислительных машин. Это позволит университету не только перевести на нашу технику свои основные ИТ-приложения для управления вузом, но и расширить программу обучения студентов технологиям мэйнфреймов.

Мы работаем с МГТУ над созданием курсов, в прошлом году у нас стажировались несколько специалистов этого вуза. Сотрудничает наша лаборатория и с МГУ им. М. В. Ломоносова, сейчас у нас проходят практику два аспиранта, правда по тематике WebSphere. Совместные исследовательские проекты выполняются вместе с петербургскими и новосибирскими государственными университетами.

PC Week: Мы логично подошли к другому вопросу: откуда вы набирали сотрудников для своего центра? У нас в стране еще остались специалисты по мэйнфреймам?

Д. Т.: Да, конечно, они были и есть. Но мы не идем по пути переманивания специалистов у наших партнеров или клиентов. Тем не менее нам удалось найти людей, которые имеют двадцатилетний (и более) опыт работы с мэйнфреймами. Конечно, большинство пришедших к нам раньше с такими системами дело не имели. Но мы не считаем это очень большой проблемой: ИТ-профессионалу с хорошей базовой подготовкой - а именно этим славится российская высшая школа - освоить новые технологии не так сложно. Кстати, должна сказать, что обучение специалистов, как своих собственных, так и внешних (партнеров, заказчиков), - это тоже одна из задач нашей лаборатории.

PC Week: Как бы вы могли описать основные результаты работы московской лаборатории и ближайшие планы ее развития?

Д. Т.: Самое главное - мы сформировали коллектив, провели большую работу по обучению своих сотрудников. Мы влились в общую систему центров разработки IBM, отладили схемы взаимодействия с партнерами, клиентами. Что касается развития, то главным здесь является переход к реализации более самостоятельных проектов. Не менее важно и расширение сервисной поддержки.

PC Week: Спасибо за беседу.