СЕРГЕЙ ГОЛУБЕВ: КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

Вклад Hewlett-Packard в поддержку свободной модели разработки ПО переоценить сложно. Перечисление всех ее заслуг потребует столько места, что лучше и не начинать. Тем более что речь пойдет о весьма странном решении руководства этой корпорации, дающем некоторые основания думать о серьезной смене имиджа компании в глазах сообщества Open Source.

Представители компании признали, что установка свободной ОС на их ноутбуки лишает владельца права на гарантийное обслуживание. Правда, не насовсем - если потребитель удалит Linux и установит вместо нее Windows, то он снова получит возможность обратиться в фирменный сервисный центр.

Эта информация уже получила практическое подтверждение. Некая Лаура Бриден приобрела ноутбук Compaq (один из брендов HP) Presario C304NR, причем при продаже ее уверили в том, что компьютер полностью совместим с Linux. Через некоторое время начались проблемы с клавиатурой и покупательница решила воспользоваться гарантией. Однако она получила отказ, причем сотрудники сервис-центра даже не стали разбираться, чем вызвана неисправность - некачественным оборудованием или ошибками в настройке системы. Ей только рекомендовали установить на компьютер систему Windows и, если это не поможет, то вновь обратиться в сервисный центр.

На этом, казалось бы, можно и закончить. Мол, вот какая нехорошая компания Hewlett-Packard - на словах у них одно, а на деле...

Хотя странно все это. Если серьезная фирма действительно решила изменить свою стратегию, то она это делает красиво и обстоятельно, а не подставляется по пустякам. Добавляет загадочности крайне вялая реакция на произошедшее со стороны вменяемой части сетевой Linux-общественности. Молодежь, конечно, побуянила, но без моральной поддержки более взрослых товарищей быстро успокоилась и утратила интерес к теме.

Хотя, как это часто бывает, одно на первый взгляд заурядное событие может сигнализировать о целой проблеме. Причем утешать себя тем, что нас она пока не касается, нет никаких оснований. Российский ИT-бизнес очень быстро расстается со своей спецификой, становясь все больше похожим на западный. А некоторое наше отставание при правильном подходе может превратиться в преимущество, поскольку дает возможность учиться на чужих ошибках.

Для лучшего понимания возможных причин поведения Hewlett-Packard следует вспомнить о двух факторах. Первый - широкое распространение компьютеров привело к появлению класса пользователей, воспринимающих его не как некую сложную систему, состоящую из связанных друг с другом аппаратной и программной составляющей, а как абсолютно целостное устройство. В результате чего сотрудники сервис-центров все чаще слышат фразу: "У меня сломался компьютер". А попытка уточнить детали заканчивается, как правило, ничем.

Второй фактор - популярность Linux растет не просто быстро, а слишком быстро. Класс пользователей свободной ОС увеличивается не по дням, а по часам. Кстати, у нас в стране после знаменитого "дела Поносова" о миграции заговорили практически все. Мол, раз Microsoft не желает играть по нашим правилам, то мы поставим Linux... А вот тут, к сожалению, приходится использовать знаменитую детскую фразу: "И пусть мне будет хуже".

Увы, изрядно разрекламированная в последнее время простота Linux может сыграть с некоторыми пользователями злую шутку. Привыкнув к тому, что почти все простейшие задачи можно решить, "кликая по иконкам" и заполняя какие-то поля, они ждут того же самого от новой для себя ОС. Но это еще полбеды, беда начинается тогда, когда они пытаются переложить свои проблемы на продавцов, провайдеров и системных интеграторов. Причем задаром.

Увы, понять разницу между гарантийным обслуживанием и платной технической поддержкой многие просто не в состоянии. Ведь "сломался" именно компьютер, не функционирует именно "сеть", работоспособность которых обещана вполне конкретными фирмами.

В результате сервисные службы компаний оказываются буквально завалены жалобами новоиспеченных линуксоидов, в то время как проблема заключается в их банальной некомпетентности. А ведь даже самая поверхностная диагностика системы требует времени (не говоря уже о том, сколько его нужно, чтобы доказать потребителю полную исправность продукта, причем в лучшем случае "за спасибо").

С учетом этих обстоятельств поведение Hewlett-Packard если не оправданно, то по крайней мере объяснимо. Скорее всего они действительно опасаются, что их сервисный центр может превратиться в учебный класс. И эти страхи не беспочвенны. Основаны они не только на понимании недостаточной квалификации пользователей. Главная проблема - разнообразие дистрибутивов свободной ОС. Компания, согласившаяся поддерживать Linux, сразу будет поставлена перед необходимостью существенно расширить персонал. Понадобятся знатоки Debian, Slackware, Red Hat и т. д. Расходы соответственно также вырастут. А поскольку производитель вряд ли склонен заниматься благотворительностью, то это приведет к повышению цены.

Таким образом, у массовой миграции на Linux обнаружилось еще одно препятствие. Насколько оно серьезно? На этот вопрос ответ может быть только один: время покажет.