ИТ-УСЛУГИ

Продажа с аукциона 49% уставного капитала компании "Сибинтек" (еще 51% акций принадлежит структурам, связанным с машиностроительной компанией "Мотовилихинские заводы" и ИФГ "Русь"), проводимая в рамках процедуры банкротства ЮКОСа и назначенная Российским фондом федерального имущества (РФФИ) на 15 мая, - крайне незначительное в масштабах так называемого "дела ЮКОСа" событие, но оно представляет немалый интерес для отечественной ИТ-отрасли. Ведь в 1999 г., когда ИТ-подразделение одного из крупнейших российских нефтяных концернов выделилось в самостоятельную компанию, ему прочили повторение судьбы гиганта мирового рынка ИТ-аутсорсинга - фирмы EDS, вышедшей некогда из состава General Motors (GM).

Напомним, что EDS, обслуживая GM и оставаясь ее подразделением, имела право заключать контракты с внешними заказчиками и, активно используя эту возможность, снизила за десятилетие долю доходов, получаемых ею от GM, c 60 до 30%. К моменту отделения от материнской компании в 1996 г. годовой доход ИТ-подразделения GM превышал 12 млрд. долл., а сегодня он составляет у EDS уже более 25 млрд. долл. Такой механизм выращивания крупных поставщиков ИТ-услуг теоретически имеет полное право на существование, особенно в нашей стране, где в роли "инкубатора" могут выступать и крупные государственные монополии (РАО ЕЭС, Российские железные дороги и т. д.). Однако успешных практических примеров такой трансформации пока что нет. И хотя в истории с "Сибинтеком" неудачу можно объяснить форс-мажорными обстоятельствами "дела ЮКОСа", следует признать, что если бы зависимость ИТ-компании от одного крупного заказчика удалось довести до разумно низкого уровня (а, по разным источникам, доля доходов, поступавших от ЮКОСа, составляла 80-90%), нынешнее положение "Сибинтека" было бы не столь неопределенным. Оборот компании, достигавший некогда 50 млн. долл., снизился в настоящее время, по мнению некоторых экспертов, до 20 млн.

Трудно сегодня сказать, какова будет дальнейшая судьба "Сибинтека": ведь обслуживаемые им предприятия ЮКОСа никуда не исчезли, они просто сменили владельцев. А неудовлетворенный спрос на квалифицированный сервис в нашей стране очень велик. Иными словами, покупка опытной команды, региональной сети филиалов и перспективной клиентской базы - не такое уж бессмысленное занятие. Правда, начальная цена лота (1,4 млрд. руб., или около 54 млн. долл.), объявленная РФФИ, другим игрокам рынка кажется не очень реальной.

"При известном объеме бизнеса и месте на компьютерном рынке "Сибинтека" такая оценка мне кажется несколько завышенной, - полагает президент "Национальной компьютерной корпорации" Александр Калинин. - Возможно, оценивался не только ИТ-бизнес компании, но и какой-то другой, не связанный со сферой информационных технологий". Согласен с ним и генеральный директор "ГВЦ Энергетики" Евгений Аксенов: "Что касается проводимого РФФИ аукциона, то бросается в глаза невероятно высокая стоимость ИТ-компании с неопределенной стратегией, низкой рентабельностью и небольшим оборотом (при отрицательной его динамике). Такая компания стоит не больше половины годовой выручки. Думаю, что продать ее за обозначенную РФФИ цену не удастся. Так что попытки продолжатся".

Неудовлетворенный спрос на квалифицированный сервис в нашей стране очень велик.

Любопытно, что в ходе реформирования РАО ЕЭС самостоятельным игроком должна стать и входившая некогда в состав этого энергохолдинга ИТ-компания "ГВЦ Энергетики". Как знать, может быть, именно ей удастся вторая попытка пройти в России по пути, проложенном EDS. "Ценность "Сибинтека" как актива, по моему мнению, весьма сомнительна, но его роль предтечи, "оплодотворившей" российский ИТ-аутсорсинг, несомненна, - признает Евгений Аксенов. - На мой взгляд, значимость "Сибинтека" для российского рынка заключается прежде всего в том, что это первая компания, которая четко взяла курс на структурирование ИТ-сервисов, выстраивание прозрачных коммерческих отношений с клиентами в режиме аутсорсинга и реально продвинулась на этом пути. Это первый профессиональный российский ИТ-сервис-провайдер (ИТ-СП). Сегодня, когда клиентская база "Сибинтека" подорвана, а отстроенный ИТ-филиал становится ядром другой ИТ-структуры, сложно говорить о стратегии развития и будущем компании. Однако можно с уверенностью утверждать, что все крупнейшие российские ИТ-СП в той или иной степени используют опыт, полученный в недрах "Сибинтека".