ОПРОС

Судя по единодушному мнению поставщиков, российский рынок корпоративного ПО сейчас на подъеме: растет интерес к комплексным проектам, идет постепенная легализация, повышается спрос в регионах. По их словам, такая положительная динамика вызвана целым рядом причин, стимулирующих переход промышленных предприятий на "электронные рельсы". Но что по этому поводу думают сами пользователи? Совпадают ли их мнения с оценкой поставщиков? Как у них развивается автоматизация, что мешает и помогает? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, мы провели опрос читателей из числа специалистов промышленных предприятий. Многие из них дополнили свои ответы развернутыми комментариями. Результаты опроса позволяют получить некоторое представление о текущей ситуации с внедрением ИТ в промышленности.

Что на первом месте?

Интересно, что в качестве главных задач развития ИТ в своих организациях респонденты видят не внедрение САПР на отдельных рабочих местах, а комплексную автоматизацию предприятия в целом (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Какое направление автоматизации

 предприятий вы считаете наиболее важным?

Что же входит в такие решения? Здесь многое зависит от конкретных требований. В большинстве ответов упоминалось создание электронных архивов и налаживание группового взаимодействия пользователей в рамках технического документооборота, т. е. внедрение системы управления инженерными данными (PDM). Но кроме этих продуктов в единую информационную среду могут входить и другие продукты: MES для управления производством и EAM для управления основными фондами предприятия, SCADA для диспетчерского управления и сбора данных и APS для оптимизированного производственного планирования.

Как известно, реализовать комплексный проект непросто. Здесь необходима четкая продуманная схема внедрения отдельных инструментов, нужно правильно определить, что за чем следует. Не секрет, что за счет установки одних только САПР или создания электронных архивов невозможно автоматизировать, в истинном понимании этого слова, ни крупное, ни среднее, ни даже малое промышленное предприятие. Лишь интеграция отдельных информационных островков в единое целое позволит получить отдачу. Центром такого объединения обычно становится ERP-система. Хотя, как показал опрос, интеграция САПР и ERP нужна далеко не всем предприятиям (около 40%).

Некоторые респонденты подчеркнули, что при комплексной автоматизации следует учитывать специфику промышленного производства и не начинать проект без глубокой предварительной проработки. Иначе могут возникнуть проблемы. Например, на одном предприятии из-за того, что автоматизация началась с внедрения бухгалтерской системы, потом, при внедрении системы технологической подготовки производства (когда решались задачи формирования состава изделия и ведения межцеховых маршрутов изготовления), пришлось менять структуру базы данных.

Зачастую первым шагом к построению единой информационной среды становятся электронные архивы, накапливающие базу типовых решений, которые проектировщики могут многократно использовать. Судя по результатам опроса, такие архивы сейчас играют заметную роль: их готовы развертывать 20% предприятий. Но и в этой области не обходится без проблем. Как отметил один из респондентов, в России отсутствует единый центр формирования нормативно-справочной информации (НСИ), аналогичной ГОСТам. Поэтому каждая организация создает его самостоятельно, что затрудняет кооперацию и обмен информацией не только между партнерами по бизнесу, но и между компаниями внутри одного холдинга. И хотя в прошлом году вступили в силу изменения в ЕСКД, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию с переходом на электронные носители.

Высказывались также пожелания к разработчикам средств автоматизации. В частности, пользователям пригодились бы модульные приложения для решения определенных задач (финансовых, бухгалтерских, производственных, логистических), имеющие формализованный вход и выход на основе спецификаций обмена данными и построенные на определенных СУБД (Oracle, SQL Server и т. д.). Такие модули можно было бы приобретать отдельно по мере развития бизнеса и поэтапно встраивать их в ИС. Кроме того, подобное решение должно включать в себя генератор отчетов, с которым пользователь мог бы работать по своему усмотрению, а также встроенные мастер-программы, предназначенные для модификации существующих алгоритмов или расширения стандартного функционала под дополнительные задачи.

Таким образом, ответы пользователей совпадают с мнением поставщиков, по крайней мере относительно интереса к электронным архивам и комплексной автоматизации. Но почему задача внедрения САПР оказалась на последнем месте? Об этом можно только догадываться. Вряд ли дело здесь в снижении роли САПР. Многие участники опроса указали на значимость всех направлений, перечисленных в первом вопросе (с учетом тех, кто отметил важность интеграции САПР и ERP, востребованность систем автоматизированного проектирования очевидна для половины опрошенных). Возможно, большинство из них уже прошли начальный этап перехода с кульмана на компьютер и теперь перед ними встали новые задачи. К тому же САПР нужны не на всех предприятиях. Но имеют ли их те, кому они действительно необходимы? Поставщики уверяют, что многие организации еще сильно недооснащены рабочими местами САПР. Однако наши респонденты к ним, видимо, не относятся.

Движущие силы

Не секрет, что автоматизация предприятия - дело хлопотное, связанное с решением множества проблем - и технических, и финансовых, и организационных. Что же заставляет людей браться за такие проекты? В нашем опросе больше всего баллов получили две задачи - ускорение выпуска новой продукции и повышение ее качества (см. диаграмму 2). Не случайно, что число положительных ответов на оба вопроса почти совпало. Ведь переход на электронные рельсы позволяет решить обе задачи, поскольку автоматизация представляет собой средство повышения эффективности производства, роста производительности труда и улучшения качества продукции.

Диаграмма 2. Что является основным стимулом

для автоматизации предприятий?

По мнению респондентов, это достигается за счет более оперативного предоставления руководству и сотрудникам необходимой информации, ускоренного принятия управленческих решений благодаря наличию актуальных сведений о финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, гибкого реагирования на изменение ситуации на рынке, повышения прозрачности финансовых и материальных потоков и, наконец, улучшения управления предприятием в целом. Все это позволяет снизить себестоимость изделий, сократить издержки и тем самым достичь главной цели любого бизнеса - увеличения прибыли. Как известно, в советские времена такая задача перед промышленностью не стояла. Но похоже, что теперь ситуация изменилась, поскольку многие респонденты указали, что именно рост рентабельности является основным стимулом автоматизации.

Правда, некоторые участники опроса отметили, что многое зависит от стратегических и тактических целей. А такими целями, к примеру, могут быть повышение инвестиционной привлекательности компании (третье по значимости место в ответах - 27%) или увеличение конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Видимо, о внутреннем рынке речь зашла не случайно. Судя по ответам, перспектива получения зарубежных заказов еще не очень актуальна для наших предприятий (фактор этот представляется важным лишь для 12% респондентов). Как заметил один из участников опроса, сначала хорошо бы научиться делать что-то приличное для себя.

Но тема конкуренции все-таки волнует людей. Не секрет, что привилегированное положение, в котором до сих пор находятся некоторые предприятия, тормозит их развитие. Лишь усиление конкурентной борьбы на рынке может стимулировать автоматизацию, утверждают респонденты.

Такая перспектива становится вполне реальной в связи с приближающимся вступлением России в ВТО, что вызывает опасения за судьбу неэффективных по западным меркам отечественных производств. Поэтому, говорится в одном из ответов, нужно уже сегодня резко сокращать сроки вывода новых изделий на рынок, обеспечить индивидуализацию заказов, удовлетворять повышенные требования к качеству продукции, оперативно получать достоверные данные о потребностях производства. Все это положительно скажется на конкурентных преимуществах предприятия, откроет возможности для получения зарубежных заказов и повысит привлекательность для инвесторов.

Однако в некоторых ответах справедливо отмечалось, что одной только автоматизации недостаточно для роста эффективности производства - не менее (а может, и более) важна правильная организация труда, а с этим у нас еще немало проблем. Как написал один из респондентов, парадокс, но в России растет выпуск товарной продукции, сокращаются штаты на предприятиях и тем не менее наблюдается снижение рентабельности производства: мы вдвое проигрываем Китаю по эффективности труда.

Препятствия и проблемы

Все знают: ничто не дается даром, и автоматизация предприятий не составляет исключения из этого правила. Какие же основные барьеры стоят на этом пути? Любопытно, что первое место в рейтинге проблем заняли не трудности с финансированием, а нехватка квалифицированных кадров (см. диаграмму 3).

Диаграмма 3. Какие проблемы тормозят автоматизацию

предприятий?

Это мнение подтверждают и поставщики САПР. Уже несколько лет они твердят о нарастающем кадровом дефиците, который затрудняет расширение их штата и тормозит реализацию проектов у заказчиков. Таким образом, специалистов не хватает и в ИТ-компаниях, и на предприятиях. К сожалению, просвета здесь пока не видно, поскольку, пишут респонденты, наши вузы работают сами по себе и практически не учитывают потребности рынка. В результате после институтов в промышленность приходит молодежь, которая умеет работать на компьютере, но почти ничего не знает по своей специальности.

Правда, отмечается, что при достаточном финансировании подготовленные кадры найти все-таки можно. Но материальная проблема остро стоит перед многими участниками опроса. Ведь зачастую на первом месте находится задача обновления основных производственных фондов. А там, где на ИТ есть какие-то средства, они прежде всего выделяются на приобретение техники (ПК, серверов, средств связи и телекоммуникаций) и гораздо реже - на ПО. Вот если бы эти деньги планомерно и целенаправленно использовать для решения конкретных экономических задач ИТ-проектов и при этом одновременно менялась методология и организация управления предприятием, то многие проблемы удалось бы решить, считают участники опроса.

К тому же финансирование закупок ПО по остаточному принципу является причиной высокого уровня пиратства на предприятиях. А нелегальный софт обычно внедряется своими силами, без привлечения опытных специалистов. Это нередко приводит к провалу ИТ-проектов и снижает доверие к высоким технологиям. Не случайно, что в качестве одной из проблем автоматизации участники опроса назвали высокие риски таких проектов.

Не забыли они и другой источник затруднений, связанный с человеческим фактором, - слабую поддержку со стороны высшего руководства предприятия. Причины тут могут быть самыми разными. Нередко руководитель не понимает, что может дать целенаправленный подход к автоматизации, а объяснить ему некому, потому что он слушает только приближенных. Иногда руководители опасаются вышеупомянутых рисков, а в некоторых случаях не представляют себе схему бизнес-процессов предприятия. Но без поддержки первого лица такую схему составить невозможно и автоматизация не даст эффекта, так как непонятно, что нужно автоматизировать.

Выход из этой ситуации подсказал один респондент. Руководству необходимо помогать, считает он, если начальство чего-то не понимает, то это однозначно вина подчиненных.

Впрочем, рядовые сотрудники и менеджеры среднего звена тоже могут ставить палки в колеса. Иногда их сопротивление объясняется нежеланием наладить прозрачные схемы управления внутри предприятия, потому что это может лишить их статуса единственного источника ценной информации. Нежелание перемен и стремление жить по старинке тоже бывает основой противодействия. Но главная причина состоит в нехватке времени у людей. Ведь помимо участия в ИТ-проекте сотрудники должны выполнять свою основную работу. Проектная деятельность только затрудняет им жизнь и не сулит прибавки к зарплате. Им нужна серьезная мотивация, а таковая обычно отсутствует, если не считать угрозу увольнения. Однако, как следует из опыта человечества, политика кнута без пряника ни к чему хорошему не приводит.

Проблемы возникают даже на предприятиях, решивших проблему с финансированием и заручившихся поддержкой руководства. Так, один респондент посетовал на слабую помощь со стороны системных интеграторов, вызванную, по его мнению, либо их низкой квалификацией, либо сильной перегрузкой. Он считает, что поставщики должны повышать профессионализм своих сотрудников, занятых внедрением, адаптацией, интеграцией средств автоматизации и постановкой задач в этой области. Нужны грамотные специалисты, обладающие таким знанием продаваемых продуктов, которое позволит им не только проводить обучение, но и адаптировать системы своими силами либо с привлечением разработчиков.

Подготовлено при участии Марианны Фатеевой.