ТЕНДЕНЦИИ

 

Под угрозой бизнес поставщиков комплектующих для ПК

Не секрет, что в нашей стране, как и во многих других развивающихся странах, рынок ноутбуков растет взрывными темпами, и это неизбежно отрицательно сказывается на динамике продаж настольных ПК. В связи с этим возникает закономерный вопрос - а что при этом происходит с рынком комплектующих, используемых для сборки и апгрейда десктопов (процессорами, памятью, винчестерами, корпусами, системными платами и т. д.)? Как выглядит динамика спроса на эти товары? С этими вопросами специальный корреспондент PC Week/RE Владимир Митин обратился к ряду аналитических и дистрибьюторских компаний. И вот что нам ответили.

Аналитик IDC по рынку ПК Зарина Камытбаева констатирует, что доля ноутбуков на российском рынке ПК неуклонно растет и уже можно говорить о том, что они вытесняют настольные модели. "По результатам 2007 г. доля ноутбуков почти достигла рекордных 35%, а прирост поставок в I квартале 2007 г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 97%. Рынок настольных компьютеров пока тоже растет, но заметно меньшими темпами (2,5% за I квартал 2007 г.)", - рассказала она.

Главный редактор аналитического издания "Бестселлеры IT-рынка" Юрий Бонкарев добавляет: "До 2006 г. рынок ноутбуков рос в значительной степени независимо от рынка ПК, т. е. потребитель (особенно корпоративный) чаще всего приобретал ноутбук как дополнение к настольному ПК. Но в 2006 г. появились первые признаки того, что ноутбуки стали серьезно претендовать на рынок замены ПК, их начали приобретать не только как мобильное устройство, но и для установки на стационарных рабочих местах". Отсюда, считает он, замедление темпов роста рынка настольных ПК (хотя он все еще растет) и, возможно, снижение эффективности бизнеса поставщиков комплектующих для ПК.

На отечественный рынок комплектующих для ПК оказывает негативное влияние быстрый рост доли ноутбуков, на рынке которых доминируют зарубежные производители.

Выводы аналитиков подтверждает директор департамента "Комплектующие, периферийное и цифровое оборудование" компании "Марвел-Дистрибуция" Сергей Пацкевич, по оценкам которого, в прошлом году рынок ноутбуков вырос на 60%, а на рынке настольных ПК роста не наблюдалось вообще. Он говорит: "В России доля ноутбуков пока составляет 20-25% от общего парка ПК, а на развитых рынках - 40%. Следовательно, в нашей стране также есть тренд к увеличению этой доли. Мы считаем, что количество десктопов, продаваемых в России, будет снижаться и далее". По его мнению, в какой-то степени обидно, что на рынке ноутбуков практически безраздельно доминируют международные производители и на их фоне локальной сборки практически не видно. "Мы отчетливо наблюдаем, как идет постоянное снижение спроса со стороны наших дилеров на комплектующие для десктопов (системные платы, видеокарты и т. д.). В результате в течение пяти месяцев этого года обострилась конкурентная борьба между дистрибьюторами комплектующих: товара завезено много, а спрос на него существенно упал. Мы на себе ощущаем, как многие вендоры - производители комплектующих, ранее не желавшие вести с нами переговоры о сотрудничестве, теперь сами предлагают подписать соглашения и начать работу, - добавил г-н Пацкевич. - Лично я считаю, что в целом рынок комплектующих для десктопов уже начал свое падение".

Немного более осторожен в прогнозах директор по маркетингу компании Merlion Вадим Яроцкий, который выделяет две негативные для развития рынка комплектующих тенденции: рост доли ноутбуков, частично замещающих спрос на настольные ПК, и рост доли продукции международных производителей настольных ПК (НР, Dell, Acer и др.). "Ориентировочно доля глобальных брендов на российском рынке настольных систем выросла с 10% (до последнего времени десктопы этих производителей присутствовали практически исключительно в корпоративном сегменте) до 20% (за счет продаж в розничных сетях бытовой электроники и соответственно проникновения на рынок SOHO). Вероятно, в этом году объем рынка комплектующих по отношению к прошлому году не изменится. В дальнейшем, скорее всего, он будет сокращаться", - считает г-н Яроцкий.

По данным IDC, рост поставок ноутбуков в I квартале 2007 г. составил 97%, а настольных ПК - лишь 2,5%.

По мнению директора департамента комплектующих компании OCS Дмитрия Клешнина, рынок компонентов все-таки растет, но не такими темпами, как рынок ноутбуков. Он говорит: "На мой взгляд, это связано с тем, что на сегодняшний день соотношение настольных и мобильных компьютеров в России стремится к уровню, сопоставимому с западноевропейским, что позволяет рассчитывать в этом году на увеличение количества проданных ноутбуков. Надо сказать, что в последнее время проявляется тенденция к укрупнению сборщиков компьютеров - крупные компании стали собирать больше, средние и мелкие - меньше, некоторые вообще решают отойти от собственной сборки. Федеральные сети заняли значительный объем рынка настольных ПК, теперь их покупают в магазинах бытовой электроники, как и другую бытовую технику. Именно поэтому сместился спрос на компоненты - компании, которые поставляют свои компьютеры в крупные розничные сети, стали покупать очень большие партии изделий". Г-н Клешнин отмечает, что стоимость компонентов постоянно падает, но все же средняя их цена в этом году выше, чем в прошлом, что свидетельствует о смещении спроса в сторону более дорогих десктопов. "Настольные компьютеры рано хоронить, рынок будет расти, но темпы его роста существенно не вырастут", - резюмирует директор департамента комплектующих компании OCS.