ИНТЕРВЬЮ

В секторе массовых мультимедийных проекторов в нашей стране доминируют не японские и американские производители, создавшие LCD- и DLP-технологии, а тайваньские компании, сумевшие наладить массовое производство этих устройств по невысоким ценам и с приличным уровнем качества.

Менеджер направления бизнес-проекторов европейского отделения BenQ Майкл Чен, посетивший нашу страну в конце мая, поделился своим видением сложившейся на рынке ситуации. О тенденциях и перспективах развития рынка проекторов с ним беседует обозреватель PC Week/RE Иван Рогожкин.

PC Week: Российский рынок проекторов испытывает период уверенного подъема. Согласно данным аналитической компании ITResearch, в прошедшем году рост составил 48%, в то время как другие сектора компьютерной индустрии, похоже, начали приближаться к насыщению. Каковы ваши прогнозы и стратегия на будущее?

Майкл Чен: Конечно, рост на сегодняшнем 48%-ном уровне не может быть вечным, рано или поздно он замедлится. Однако взгляните на прогнозы аналитических компаний. Все они обещают двузначные проценты по меньшей мере до 2010-го, т. е. в течение четырех следующих лет.

Майкл Чен

После того как рынки проекторов для презентаций и сферы образования достигнут зрелого этапа, лидирующий сектор сменится и на первый план, вероятно, выйдут проекторы для домашнего использования.

Мы видим лишь два существенных препятствия для дальнейшего роста продаж. Первое - цена. Все вендоры стремятся ее снизить, чтобы сделать проекторы более доступными для потребителей. Второе препятствие, которое нужно будет преодолеть, - конкуренция со стороны плазменных панелей и LCD-телевизоров.

PC Week: Можно ли ожидать появления у проекторов нового качества, некоего технологического прорыва?

М. Ч.: Некоторые компании в индустрии подумывают о персонализации проекторов, о выпуске мобильных устройств массой 200 г или около того (с учетом батареи получается примерно полкило). Мы еще в 2005 г. демонстрировали прототип подобного устройства на выставке CeBIT. В нем вместо традиционной лампы UHP используется светодиодный источник света.

В настоящее время такие проекторы не дают высокой яркости, от них можно получить лишь 30-50 люменов, чего совершенно недостаточно для светлых помещений. Но технологии всегда развиваются через препятствия и ограничения, пока не дойдут до зрелой фазы.

В настоящее время пользователи предпочитают разрешение XGA. Но не все могут его себе позволить из-за цены.

Еще мы рассматриваем возможность выпустить проектор, который не столь мал, как светодиодный. При массе до килограмма он должен излучать приличный световой поток, скажем, пять сотен ANSI-люменов. Такой проектор можно построить на основе традиционной лампы. Но главное, стандартная конструкция должна быть перепроектирована с целью существенного снижения цены - до двух или трех сотен долларов. Мы ищем применение для подобных устройств. Мы думаем о массовом рынке, домашнем использовании (например, дети с помощью таких проекторов могут играть в игры). Вся индустрия сегодня ищет новые сферы применения проекторов.

Я хочу отметить, что BenQ - это не только производитель, но и поставщик решений. Поэтому мы надеемся через несколько лет удивить публику новыми многообещающими приложениями для проекторов.

PC Week: Что вы думаете о таких находках, как проектор с док-станцией для iPod, недавно выпущенный компанией ViewSonic?

М. Ч.: На мой взгляд, это блестящая идея. Мы обсуждали этот проектор после его появления. Думали, имеет ли смысл последовать примеру ViewSonic. Решили, что количество людей, которые захотят использовать подобное устройство, не слишком велико. Хотя с маркетинговой точки зрения шаг очень грамотный. Будем наблюдать за событиями.

PC Week: В прошлом году количество продаваемых DLP-проекторов превысило количество LCD-устройств. Как вы думаете, в чем причина?

М. Ч.: С появлением DLP-проектора у пользователей появилась альтернатива LCD-устройствам. Это хорошо для покупателей. Вот что я имею в виду. Обе технологии несовершенны, у обеих есть свои преимущества и недостатки. Конкуренция между DLP и LCD побудила производителей совершенствовать технологии, чтобы выиграть в соревновании. Например, еще два года назад специалисты считали, что LCD-проектор не может быть сверхкомпактным и обладать, массой менее 2 кг. Но вот, к нашему удивлению, появились полуторакилограммовые LCD-модели. Это замечательное достижение, за которое мы должны благодарить конкурентную среду.

Сегодня DLP-проекторы получили численное преимущество, но его нельзя назвать подавляющим, разница весьма невелика. Я ожидаю, что в ближайшее время будет наблюдаться динамическое равновесие. В один квартал вперед будет выходить DLP-технология с преимуществом 2-3 процента, в другой - LCD-технология с небольшим превосходством.

PC Week: Параметры и даже внешний вид DLP-проекторов разных производителей часто бывают схожи. У некоторых вендоров возникают сложности с дифференциацией и позиционированием продуктов. Им трудно найти свое уникальное лицо. Как вы решаете эту проблему?

М. Ч.: Проблема в том, что когда сектор быстро растет, находится слишком много компаний, желающих в него влиться. Основные комплектующие для DLP-проекторов очень ограничены в ассортименте. Например, за матрицами и микросхемами управления приходится обращаться в Texas Instruments, больше никто их не производит. Другие компоненты, такие как объективы, тоже можно приобрести из ограниченного числа источников. В результате проекторы оказываются похожими друг на друга.

Для дифференциации своих изделий нужны большие затраты. Не все производители готовы пойти на них. У фирм, что работают лишь в отдельных регионах, нет таких ресурсов, как у глобальных компаний, представленных на всех континентах. Глобальные компании могут снизить расходы на разработку в расчете на каждый проектор.

Но для потребителя эта проблема не так важна, как проблема простоты использования. Я считаю, что преимущества получат те производители, которые сумеют не только грамотно сделать начинку проектора, но и исследуют потребности клиентов и предложат им наиболее дружественные к пользователю решения. Именно поэтому мы проводим фокус-группы, заказываем социологические опросы самостоятельно и через партнеров по продажам. Задача - получить обратную связь по опыту работы с нашими проекторами, а заодно и с продукцией конкурентов.

PC Week: Будет ли дисплейная технология PerfectMotion, недавно объявленная компанией BenQ, применена в проекторах?

М. Ч.: Думаю, что нет. Это несколько разные вещи. LCD-мониторы по своему устройству отличаются от DLP-проекторов, несмотря на то что некоторые ключевые элементы имеют много общего.

Но общая идея в том, чтобы улучшать восприятие картинки. Совершенствование проекторов ведется в том же направлении, что и мониторов, общий результат будет схожим, хотя технологии используются иные. В проекторах, например, мы делаем упор на систему адаптивной подстройки гамма-кривой SenseEye.

PC Week: Когда, по вашему прогнозу, наступит пик спроса на проекторы с разрешением XGA и какое разрешение придет ему на смену?

М. Ч.: Очевидно, что в настоящее время пользователи предпочитают разрешение XGA. Но не все могут его себе позволить из-за цены. На развитых рынках, таких как западноевропейский, XGA-проекторы доминируют, намного опережая SVGA-устройства. В Германии, Скандинавии, Швейцарии доля XGA-проекторов достигает 70%, в то время как SVGA-аппараты занимают 20-30% рынка.

В развивающихся странах доля проекторов класса SVGA повыше, порядка 40%. Однако цены на эти устройства снижаются. Так что полный переход к XGA - это вопрос времени. Все зависит от того, с какой скоростью производители смогут снижать цены на XGA-проекторы, делая их более доступными.

После XGA, я полагаю, грядет переход на Wide XGA. Широкий экран более естественен для человеческого глаза, чем экран с соотношением 4:3. Взгляните, что происходит: распространение широкоформатных ноутбуков и мониторов для настольных ПК, продвижение телевидения высокой четкости, маркетинговая активность индустрии... Образуется вихрь, который усиливается и неизбежно засосет в себя проекторы. Сначала переход пойдет на развитых рынках, в Германии, в Скандинавии, а затем распространится по другим регионам.

Компания BenQ намеревается в ближайшее время анонсировать две новые бизнес-модели - SP830 и SP831, обе с разрешением Wide XGA.

PC Week: Готовит ли ваша компания модели проекторов для тяжелых условий эксплуатации - повышенная температура, запыленность, влажность, задымленность?

М. Ч.: Мы выпускаем специальные варианты проекторов для отдельных стран, в которых характерны тяжелые условия эксплуатации. Например, в Южном Китае часто бывают песчаные бури. Когда мы впервые поставили в этот регион наши проекторы, к нам вернулось много неисправных устройств. Оказалось, что внутрь набился мелкий песок. Тогда мы доработали конструкцию, усилив воздушные фильтры.

Помимо этого есть потребители, расположенные высоко над уровнем моря - 2 или 3 тыс. м. Там нужны усиленные режимы охлаждения.

Мы получаем запросы на разработку проекторов, способных противостоять дыму, для баров, ресторанов и т. д. Однако задержка частиц дыма - очень трудная задача, поскольку они гораздо мельче, чем частицы песка. Никотин, например, собирается только мельчайшими волокнистыми структурами. Здесь одно из решений - герметизация оптического блока и водяное охлаждение DLP-матриц. Его, кстати, использует компания Panasonic. Однако это решение весьма дорогое. Оно годится только для больших и дорогих инсталляционных проекторов.

В барах и ресторанах обычно есть возможность решить проблему инженерным способом - подвести к проектору свежий воздух по трубе или использовать систему кондиционирования воздуха.

В целом бороться с дымом простыми и дешевыми методами не получается. А потребителю нужно недорогое решение.

PC Week: Насколько беспроводное подключение проекторов востребовано потребителями, или это маркетинговый ход?

М. Ч.: Нет, это не просто маркетинговые штучки. Некоторые люди действительно используют беспроводное подключение. Но, к сожалению, фантастически популярной эту функцию не назовешь. Мы задаемся вопросом о причинах этого. Первый из существенных факторов - несовместимость решений разных вендоров. Каждый поставщик проекторов предлагает свои нестандартные утилиты, которые пользователь должен установить на ПК для беспроводного управления.

Второй фактор - безопасность. Информация, передаваемая по беспроводной связи, может попасть к хакерам. Большинство корпоративных заказчиков, выбирающих сетевое подключение, предпочитает использовать медные кабели.

Пока эти две проблемы не будут разрешены, вряд ли беспроводному соединению грозит широкая популярность.

PC Week: Есть ли у вас планы по выпуску сверхкороткофокусных проекторов для использования с интерактивными досками?

М. Ч.: Я считаю, что подобные устройства весьма перспективны на некоторых рынках, таких как Соединенное Королевство, где установлено и используется большое количество интерактивных досок.

При работе с такими досками возникают опасения с точки зрения безопасности. При традиционном потолочном монтаже свет проектора может попадать в глаза преподавателю, поэтому компании разрабатывают “штыревые” проекторы, т. е. расположенные на метровом штыре непосредственно над интерактивной доской. Мы работаем над подобными моделями.

Любопытно, что в других странах Западной Европы не так приветствуют использование интерактивных досок, как в Великобритании. Например, в немецких школах их довольно мало. Но даже одно Соединенное Королевство образует большой и перспективный рынок. Так что можно ожидать появления все большего числа специализированных проекторов.

PC Week: Спасибо за беседу.