ИТ-УПРАВЛЕНИЕ

Успех конференции UserWorld ’2006, состоявшейся осенью прошлого года в Сан-Франциско (США) и собравшей более 1850 профессионалов из 44 стран мира, вдохновил фирму BMC Software на проведение аналогичного мероприятия в Европе. В результате в конце мая компания организовала в Праге свою первую европейскую конференцию партнеров и пользователей - UserWorld’2007, расcчитанную на регион EMEA. Цель конференции - организация экосистемы партнеров и пользователей пакетов BMC Software, которые могли бы обмениваться идеями и накопленным опытом для лучшей организации собственной работы.

Конференция явилась своеобразным индикатором востребованности систем управления ИТ-инфраструктурой, являющейся одним из основных компонентов, определяющих эффективное развитие современного бизнеса. Всего на пражскую UserWorld’2007 прибыло около 750 участников из региона ЕМЕА, что превысило ожидания организаторов, и в результате пленарные заседания пришлось перенести из гостиницы, где жили участники и где была развернута выставка решений и проводились секционные заседания, в расположенный рядом конгресс-центр Праги.

За три дня конференции состоялось около семидесяти сессий по шести основным направлениям - BMC Remedy Service Management, Service Desk Express, Identity Management, решения BMC CONTROL-M и CONTROL-D, технологии Change and Configuration Management, BMC Performance Manager. Главными темами сессий стали обзоры продуктов BMC, особенности использования тех или иных пакетов для реализации процессов управления, обсуждения планов выпуска очередных версий и обмен опытом между партнерами и пользователями.

На UserWorld было объявлено об обновлении набора продуктов по управлению бизнес-сервисами (Business Service Management*1- BSM) для ИТ-процессов (IT Operations), поддерживающих управление инфраструктурой, приложениями, производительностью и транзакциями. Эти продукты напрямую интегрируются с BMC CMDB и соответствуют рекомендациям ITIL. Помимо трех новых пакетов (BMC Transaction Management Root Cause Analysis; BMC Performance Assurance / Performance Exception Detector; CMDB support: BMC Performance Manager, BMC Performance Assurance) выпущены обновления к уже существующим - BMC Performance Manager; BMC Performance Assurance; BMC Transaction Management Application Response Time; BMC Event Manager; BMC Service Level Management; BMC Service Impact Manager. Интересно, что главное конкурентное преимущество представители BMC видят в том, что продукты преинтегрированы и их легко развернуть и начать использовать. Старший вице-президент и генеральный менеджер подразделения BMC Enterprise Service Management Джим Грант полагает, что сегодня заказчики не могут тратить время и деньги на реализацию долговременных проектов по созданию персональных систем ИТ-управления - многим из них нужен продукт управления "из коробки". Другими особенностями являются единый подход к ИТ-процессам и прямая интеграция пакетов IT Operations и ПО управления инфраструктурой со средствами управления сервисами в рамках стратегии BSM.

_____

*1 Forrester Research определяет Business Service Management (BSM) как механизм, который динамично связывает ИТ-сервисы, ориентированные на поддержку бизнес-процессов, c соответствующими ИТ-ресурсами и обеспечивает сквозное управление всей системой. Реальность такова, что информационные системы стали неотъемлемой составной частью некоторых бизнес-процессов и теперь управлять этими сущностями по отдельности не рационально.

Стратегия BSM, анонсированная BMC в 2003 г., завоевывает все большую популярность. Для иллюстрации можно привести прогноз готовности предприятий с оборотом более 1 млрд. долл. к внедрению тех или иных ее элементов, который приведен на так называемой S-кривой Forrester (рис. 1). Здесь на кривую, иллюстрирующую постепенное прохождение предприятием через этапы развития средств управления ИТ-инфраструктурой от хаотичного состояния до полностью предсказуемого, нанесены данные о том, какая часть крупных предприятий будет иметь на вооружении основные технологии BSM вплоть до 2010 г.

Рис.1. S-кривая Forrester Research

Одной из интересных тем на конференции был переход на новую версию библиотеки передового опыта ITIL v3, который начнется уже в этом году и, как ожидают, станет господствующей тенденцией на протяжении следующих полутора-трех лет. Новая версия библиотеки переходит от идеологии выравнивания ИТ и бизнес-процессов к их интеграции и теперь включает в себя понятие BSM. Поэтому не удивительно, что BMC встречает этот переход во всеоружии.

ИТ-управление в цифрах

Растущий интерес к ПО для управления бизнес-процессами, базирующимися на ИТ, предсказывают и аналитические агентства. Так, по прогнозам Forrester Research, опубликованным в марте, мировой рынок ПО для ИТ-управления за текущий год вырастет по сравнению с прошлым на 12% и достигнет 15,7 млрд. долл. (в 2006-м объем рынка составлял 14,0, а в 2005-м - 13,0 млрд. долл.). При этом наибольшие темпы роста продаж ожидаются для ПО управления изменениями и конфигурациями (28%), управления ИТ-активами (26%), а также управления соглашениями об уровне сервиса и организации обслуживания бизнес-процессов (SLM/BSM - 23%). Другие типы ПО ИТ-менеджемента тоже будут расти, но более скромными темпами. Общая структура рынка ПО для ИТ-управления на 2006-й представлена на рис. 2.

Рис.2. Структура рынка ПО

 для ИТ-управления

(по данным Forrester Reseach)

Еще одним показателем может служить количество сертификаций по ITIL, выдаваемых международным институтом EXIN в категориях "основы", "практик" и "мастер". В последние годы наблюдается экспоненциальный рост таких сертификатов, говорящий о том, что эта идеология получает все большее признание. В 2006-м было выдано 350 тыс. дипломов по всему миру, при том что в 2005-м их выдали 170 тыс.

И эта тенденция сохранится в ближайшем будущем. Согласно оценкам IDC, средний ежегодный темп роста затрат на управление ИТ и их администрирование для предприятий составляет 10%, в то время как средние затраты на приобретение аппаратуры растут всего лишь на 3% в год.

Кроме продуктов для крупных предприятий BMC Software имеет в своем арсенале и Service Desk, нацеленный на малый и средний бизнес. Ему было посвящено отдельное направление. Такие продукты в нашей стране пользуются пока незначительным спросом, но рано или поздно они будут востребованы, и BMC сможет предложить их.

Подробнее о планах BMC в нашей стране рассказал менеджер по продажам в России и СНГ Евгений Кривоносов. В настоящее время обороты компании в России растут экспоненциально - за последние три года они ежегодно удваиваются, что вполне естественно при сравнительно малом обороте и хорошем наборе продуктов. Полгода назад BMC наконец открыла российское представительство, поскольку у нас уже накопилась критическая масса проектов, начиная с которой требуется обеспечение заказчиков поддержкой на местах. Его штат в настоящее время расширяется, и до осени в нем будут работать четыре человека. Кроме поддержки клиентов представительство продолжит работы по локализации наиболее актуальных продуктов BMC и сопутствующей документации.

Но возвратимся в Европу. Воодушевленное успехом первой европейской конференции, руководство BMC пообещало сделать европейскую UserWorld ежегодной.