ПО

Кроме специального оборудования, предназначенного для совершения вызовов по протоколу VoIP, существуют полностью программные решения, позволяющие пользователям превратить свой ноутбук или рабочую станцию в многофункциональное устройство связи, обладающее развитыми возможностями по управлению входящими и исходящими голосовыми звонками. Подобное ПО имеет образное название Softphone, и его основная задача состоит в эмуляции на компьютере пользователя всех функций обычного, "железного" IP-телефона. Использование таких программ оправданно, если мобильные сотрудники снабжены ноутбуками и значительную часть времени находятся в разъездах, а также в том случае, когда есть желание сэкономить на дополнительном оборудовании для стационарных рабочих станций и воспользоваться полностью бесплатным ПО.

Классификация и примеры

Все ПО, обеспечивающее возможность связи по VoIP, можно разделить на два больших класса - то, которое поддерживает звонки "компьютер - компьютер", и то, где есть возможность связи с городскими, мобильными или спутниковыми терминалами через собственные шлюзы компании-производителя либо через арендованные у операторов связи каналы. Программ первого класса, разумеется, большинство; это сравнительно простые решения с минимальными средствами защиты передачи информации. Среди самых известных можно назвать Google Talk, ICQ и Microsoft Live Messenger. Два последних сервиса работают на закрытом протоколе, поэтому голосовое общение возможно только с пользователями аналогичной системы - адресация по уникальным идентификаторам (к примеру, номеру телефона или адресу электронной почты) недоступна. По своим возможностям подобные программы являются интернет-коммуникаторами, т. е. позволяют передавать файлы, обмениваться короткими текстовыми сообщениями, а также совершать голосовые вызовы. Наиболее функционален в данном случае Google Talk, который основан на открытом протоколе: его пользователи могут обмениваться текстовыми сообщениями и с абонентами других интернет-сервисов (Gizmo, Adium, GAIM, iChat, Miranda, Psi, Trillian Pro и др.), но совершать голосовые вызовы можно только между абонентами Google Talk. Также Google Talk и Microsoft Live Messenger интегрируются в индивидуальные почтовые службы - Gmail и Windows Live Hotmail (ранее - MSN Hotmail) соответственно, ведь для доступа используются те же логин и пароль, что и в почтовой службе, а в список контактов автоматически заносятся все пользователи из адресной книги системы электронной почты.

Skype тарифицирует звонок “компьютер - телефон”

в зависимости от страны пребывания

вызываемого абонента

Программ с возможностью совершения голосовых вызовов на телефонные сети общего пользования гораздо меньше. Среди самых известных в мире можно отметить Skype (см. PC Week/RE, N 39/ 2006, с. 23 и N 45/2006, с. 28), Yahoo! Messenger и локальный российский оператор Sipnet. По своим функциям эти системы практически ничем не отличаются от ПО без возможности совершения звонков на телефонные линии общего пользования - здесь есть и интернет-пейджинг, и чаты, и передача файлов. Однако у программ данного класса больше интересных сервисов по управлению видеозвонками при соединениях "компьютер - компьютер". Опять же при вызовах по глобальной сети в роли абонентов могут выступать только пользователи той же системы, а вот для вызовов на мобильные, спутниковые или стационарные терминалы можно использовать любой номер. Цены вполне умеренные - в среднем минута звонка на российский номер мобильной связи обойдется в 0,071 долл., на московские и петербургские стационарные номера - в 0,021 долл. для пользователя Skype и 0,015 для абонента Yahoo! Messenger, на телефоны в других городах - в 0,048 долл. при использовании Skype и на 1 цент дороже, если это будет Yahoo! Messenger (кроме того, в Skype при каждом звонке взимается плата за соединение в размере 0,045 долл.).

Достаточно интересные цены у Sipnet - это российский сервис, работающий на открытом протоколе SIP. Пользователь системы может звонить в Москву и Санкт-Петербург на стационарные и прямые сотовые номера бесплатно, разговоры с остальными регионами России будут стоить 0,025-0,051 долл. в минуту, что гораздо ниже цен мобильных операторов связи.

Интересным решением для корпоративных клиентов можно также считать продукт Microsoft Office Communicator 2007 - это решение для голосовой связи по интернет-протоколу: сервер объединенных коммуникаций и клиентское программное обеспечение. В настоящее время на рынке доступны только бета-версии этого пакета, однако выход "боевой версии" не за горами. По данным аналитиков компании, всего через три года стоимость обычного решения с функцией передачи речи через IP-протокол (VoIP) уменьшится вдвое, поскольку работа систем голосовой связи будет обеспечиваться не оборудованием, а установленными программами. К 2010 г. порядка ста миллионов человек, т.е. вдвое больше числа пользователей VoIP на сегодняшний день, смогут звонить из приложений пакета Office. Сильная сторона подобного решения - повышенная безопасность этого ПО. Не секрет, что применять решения на базе VoIP во многих корпоративных сетях запрещают из-за возможности утечки данных, сама же технология по-прежнему остается востребованной в корпоративной среде. Эту нишу и намерена занять Microsoft.

Отдельный вопрос - софтфоны для мобильных устройств. Если для настольных ПК и ноутбуков их свыше восьмисот, то для смартфонов и коммуникаторов - не больше нескольких десятков. Причем такого рода программы на платформе Java не создаются вовсе - слишком сложное исполнение и большой объем для ограниченной памяти "обычных" мобильных телефонов. Основная масса программ подобного класса хорошо работает на платформе Windows Mobile, а для ОС Symbian программ значительно меньше, поскольку эта архитектура хоть и открыта для разработчиков, но "устройствозависима" - чтобы проектировать решениядля конкретных изделий Nokia, Samsung, Sony Ericsson, необходимо досконально представлять себе архитектуру таких телефонов, что априори сложно как для небольших компаний, так и для отдельных программистов, которым зачастую доступны не сами устройства, а только программы, эмулирующие их работу.

Интересным решением для сотовых терминалов можно признать мобильную версию Skype, а также QIP (они подходят для всех устройств на базе Windows Mobile); отметим и программу-клиент Fring, создатели которой в свое время разрабатывали первые версии известного интернет-пейджера ICQ (она подходит для терминалов Nokia E-серии). Наиболее оптимальным устройством для использования таких программ будут смартфоны и коммуникаторы с модулями беспроводной связи Wi-Fi (802.11g/n) и поддержкой протокола HSDPA, ведь для работы подобных программ обязательно подключение к Интернету со скоростью от 128 кбит/с.

Программа Xlite - VoIP-клиент

для сервиса Sipnet

Как для мобильных, так и для стационарных пользователей пригодится голосовая гарнитура, а для рабочих станций или ноутбуков - еще и USB-телефон. Также желательна видеокамера, поскольку многие из софтфонов поддерживают видеотрансляцию во время звонков.

Мотивация на использование

Технология VoIP относится к сфере организации доставки речевой информации от одной точки до другой, от одного абонента к другому с использованием IP-сети в качестве среды передачи. Если передача трафика по сетям с коммутацией каналов является платной услугой, то принцип организации IP-сети подразумевает, что стоимость доставки информации никак не сопряжена с расстоянием между абонентами глобальной сети. Следовательно, при использовании VoIP единственное, за что придется платить, это подключение к Интернету и объем передаваемой информации. При выходе на телефоны сети общего пользования к цене трафика добавляется стоимость совершения исходящего звонка от ближайшей к вызываемому абоненту точки коммутации провайдера (или его партнеров) до конкретного номера телефона. Обычно такой вариант соединения стоит на порядок дешевле, чем при звонке с коммутацией каналов, поэтому шлюзы IP-телефонии позволяют предоставлять пользователям возможности для создания оптимальных и эффективных решений насущных проблем при построении корпоративных сетей связи любого масштаба.

Важно и то, что при использовании VoIP компания не задействует свои городские телефонные линии - они остаются свободными для входящей связи, - а также то, что стоимость владения линией снижается, если действует модель оплаты за каждый совершенный вызов. При большом объеме трафика использование шлюзов IP-телефонии позволяет компании подключаться не только к различным биржам IР-телефонии, но и сразу к нескольким операторам для создания собственных маршрутов с оптимальными тарифами, а кроме того, резервировать маршруты на случай перегрузок или отказов в сети оператора.