Компания Printronix (www.printronix.com) Манфредом Доналом. В этой должности он работает с 2001 г., а до этого много лет занимался продажами и маркетингом в таких компаниях, как IBM, Nixdorf Computer и SKF-Steel.

Манфред Донал
Манфред Донал

PC Week Mobile: Как вы оцениваете современную ситуацию в области внедрения технологии RFID?

Манфред Донал: Если говорить об общей ситуации в мире, то RFID-технологии начинают активно внедряться и скорость их распространения нарастает. Мы знаем об этом не понаслышке, поскольку принимаем активное участие в двух первых реальных крупномасштабных внедрениях в США — это использование RFID-меток поставщиками американской торговой сети Wal-Mart и министерства обороны. В Wal-Mart у нас завершена первая часть пилотного проекта внедрения, и мы переходим к его второй стадии, а с МО у нас подписано рамочное соглашение о поставках наших принтеров и аппликаторов.

Здесь надо отметить, что в технологии RFID есть несколько областей: низко, высоко- и сверхвысокочастотные устройства, активные и пассивные. Компания Printonix производит сверхвысокочастотные пассивные метки и ведет активные исследования и разработки именно в этой области.

В 2005 г. использовать RFID начнут новые крупные организации, например вторая по величине торговая сеть США Target. Прежде всего в американских фирмах и в транснациональных компаниях со штаб-квартирами в США пассивные RFID-метки будут использоваться в цепи поставок и других логистических процессах. Так, НР — активный пользователь принтеров Printronix —применяет RFID-метки на своих предприятиях в азиатских странах, где ими маркируется существенная часть произведенной продукции. Подобные метки уже внедряют у себя даже те фирмы, которых не принуждают к этому крупные торговые сети типа Wal-Mart, -- в частности, производитель виски Ballantine, косметическая компания Revlon и др.

PC Week Mobile: А как вы считаете, удовлетворена ли сеть Wal-Mart результатами внедрения?

М. Д.: Я думаю, да. Во всяком случае, так заявляют они сами.

PC Week Mobile: Очевидно, что США — пионер новой технологии. А как обстоят дела с ее распространением в Старом Свете?

М. Д.: С некоторым отставанием, но проекты RFID начинают разворачиваться и в Европе. Инициатором этого движения здесь выступает крупнейшая торговая сеть Metro в Германии и компания Tesco в Великобритании. Metro вообще активно разрабатывает и продвигает концепцию Future Store (“магазин будущего”), в которой используются самые последние достижения технологии для создания модели торговли завтрашнего дня. В работе обеих этих фирм участвуют уже более двадцати поставщиков товаров.

Следующая торговая сеть, внедряющая у себя RFID, это Rewe — одна из крупнейших в Германии и Австрии. Мы поставляем оборудование для поставщиков Rewe и Metro, чтобы они могли устанавливать RFID-метки на свою продукцию. Идут переговоры и с Tesco.

PC Week Mobile: В каких областях находит применение технология RFID?

М. Д.: Можно выделить два направления внедрения меток RFID: внутренняя логистика и внешняя. Внешняя логистика — это использование меток в цепях поставок, а внутренняя— это маркировка внутреннего оборудования компании. В Европе RFID активно применяются как раз во внутренних логистических процессах. Причина этого кроется в отсутствии единых стандартов для всех европейских стран. А вот проектов внедрения RFID в производственных процессах одной компании достаточно много.

Яркий пример — известнейший производитель самолетов Airbus. В этой компании высокочастотные активные RFID-метки служат для маркировки деталей при сборке самолетов. Понятно, зачем это делается: сборка самолета — сложнейший процесс и очень важно знать, где и что находится в любой момент времени. Отмечу, что Airbus собирается переходить от активных высокочастотных меток к пассивным сверхвысокочастотным — это уже область экспертизы Printronix. Другой пример: корпорация Sony использует сверхвысокочастотные пассивные метки RFID на своих заводах в Австрии для поддонов с продукцией.

Актуально применение RFID на авиалиниях для контроля наличия на борту определенных предметов при подготовке лайнеров к полету.Так, чтобы проверить наличие спасательных жилетов под каждым креслом требуется минут 20—30 без RFID и буквально 3—5 мин, если они помечены пассивными RFID-метками.

Не менее успешно трудятся RFID в крупнейшем магазине одежды Mark&Spencer. Тот же эффект: менеджерам достаточно пробежаться вдоль длинных рядов костюмов, глядя на свой беспроводной считыватель, чтобы понять, какие товары проданы и какие остались. Пока в Mark&Spencer метят только самые дорогие товары, но если все пойдет успешно, то проект будет распространен на более широкий спектр продукции и на всю сеть этих магазинов по всему миру.

PC Week Mobile: Какие недостатки технологии и другие проблемы выявились при первых внедрениях RFID?

М. Д.: Прежде всего, в мире нет совершенства. Но главная проблема всех разочарований заключается в недостаточном понимании сути технологий. Как представляют себе использование RFID некоторые компании, приступающие к их внедрению? На склад въезжает грузовик, заполненный самыми разными товарами, и благодаря наличию RFID мгновенно становится понятно, что там у него внутри. Такой вариант можно реализовать, но для этого придется задействовать такое количество электромагнитной мощности, что водитель грузовика спечется в нем, как в микроволновой печи.

Наш опыт в области пассивных сверхвысокочастотных меток говорит о том, что важнейшее значение имеет процедура тестирования любого решения и настройки его для оптимального функционирования. Надо понять, на какой поверхности и в каком месте товара лучше всего расположить метку, чтобы она читалась считывателем. Нельзя забывать, что вода или металлические поверхности существенно ослабляют сигнал и мешают правильному считыванию информации с метки. Незнание таких тонкостей может привести к необоснованным разочарованиям. Когда такая серьезная компания, как Wal-Mart, приступает к внедрению решения после очень серьезного периода тестирования, то разочарований не происходит. Порой приходится даже видоизменять какие-то внутренние производственные процессы, чтобы с максимальной выгодой использовать возможности RFID-меток.

Еще более важный аспект RFID-технологий — это умение обрабатывать собранные с их помощью данные. Только научившись извлекать из них полезную информацию, вы сможете реализовать потенциал, заложенный в RFID. Простая замена штрихкодов на метки RFID уже приносит определенную выгоду, поскольку метки считываются быстрее, экономя время покупателям в магазине и уменьшая очереди в нем. Именно в этом видится первый источник возврата вложенных в RFID-решение денег.

Но и это не главное. С помощью RFID-меток владельцы торгового зала получают информацию в реальном времени о том, что продано и что осталось на полках. Есть и возможность контроля за истечением срока годности пищевых продуктов. Например, сеть Tesco использует компакт-диски с RFID-метками, и это позволяет не хранить большое число запасов на складе магазина, а заказывать каждый день привоз того, что раскуплено. Как следствие, при этом увеличивается и удовлетворенность покупателей.

Надо также отметить, что во многих странах (в частности, в Италии и Испании) есть еще нерешенные проблемы с выделением частотного спектра для RFID. А вот в Германии уже все полностью отлажено.

В документе организации по стандартам EPC положение дел с выделением частот в России отмечено знаком “переговоры идут” — это некое промежуточное состояние перехода от полного запрета к полному разрешению. Я хочу подчеркнуть, что в вашей стране уже можно использовать RFID-метки для некоторых конкретных приложений, нет лишь разрешения на отдельные функции.

PC Week Mobile: А как вообще обстоят дела с внедрением RFID в России?

М. Д.: Здесь мы считаем наиболее перспективными сферы торговли и производства. Переговоры с разными местными компаниями мы ведем около года, и надо сказать, что за это время ситуация коренным образом изменилась. Если год назад мы просто рассказывали о том, что такое RFID и на что они способны, то теперь топ-менеджеры российских компаний хорошо осведомлены о возможностях RFID и мы обсуждаем различные варианты их применения. Уже активно идет опытное внедрение RFID на российском автомобильном гиганте ГАЗ с применением оборудования IBM и Symbol.

Для себя мы видим два перспективных направления выхода на российский рынок. Во-первых, мы сами продаем наши принтеры, а во-вторых, выступаем поставщиками наших технологий для таких известнейших компаний, как Oki и IBM. Если говорить о конкретных проектах, то сейчас идут переговоры с торговой сетью “Перекресток” об использовании RFID в их внутренней логистике. Надеемся в 2006 г. сообщить о первых результатах этих переговоров. В поставке решений для производства мы сотрудничаем с IBM, а в проекте на ГАЗе буду задействованы наши принтеры.

PC Week Mobile: Из ваших слов следует, что главный потенциал меток RFID не в том, что они являются удобной заменой штрихкодам, а в том, что они открывают совершенно новые бизнес-возможности для компаний.

М. Д.: Именно так. Я вспоминаю рассказ одного из наших клиентов, который несколько лет назад внедрял у себя ERP-систему. Для того чтобы оптимальным образом реализовать ее функции и использовать потенциал приложений, ему пришлось существенно перестроить свои бизнес-процессы. Аналогичная ситуация складывается и для RFID-технологий. Они открывают путь к новым методам ведения торговли.

Я бы сказал, что RFID-технологии переживают сейчас бум, похожий на интернет-бум конца прошлого десятилетия. Поэтому огромное значение приобретает тщательность в подготовке и тестировании решений, чтобы их поспешное внедрение не привело к разочарованию в новой технологии. Так же как и в случае с Интернетом, максимального успеха достигнут те компании, которым удастся наиболее эффективно встроить RFID в свои бизнес-процессы и перестроить их так, чтобы использовать потенциал RFID.

Мне бы хотелось обратить внимание на то, что успехи RFID-технологий открывают дорогу и другим носителям цифровой информации. Не так давно появилась “умная бумага”, опубликованы первые данные об “умных красках”, которые также способны заменить штрихкоды. Сегодня мы находимся в самом начале RFID-эры, но я уверен, что лет через десять эта технология будет распространена так же, как мобильные телефоны сегодня, и мы просто не можем себе представить весь спектр ее возможных применений в недалеком будущем.

PC Week Mobile: Спасибо за беседу.