В НАТО УЖЕ ОСОЗНАЛИ ВЫГОДЫ RFID И СТРОЯТ ГЛОБАЛЬНУЮ ЦЕПЬ ПОСТАВОК НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Зрители телесериала “M*A*S*H” очень веселятся, когда персонаж по прозвищу Радар в разгар зимы получает груз купальников, а вместо нужных лекарств — груду хирургических лопаток для зажима языка, но в реальных ситуациях, когда рушится цепь поставок и это ставит под угрозу человеческие жизни, все бывает куда как невесело. И в начале 90-х годов во время первой войны в Персидском заливе американские военные испытали это на собственной шкуре.

Военнослужащие в Афганистане выгружают вертолет CH-47D Chinook с борта грузового самолета C-17 Globemaster III
Военнослужащие в Афганистане выгружают вертолет CH-47D Chinook с борта грузового самолета C-17 Globemaster III

“Война в заливе обошлась США в десяток миллиардов долларов. Когда военным требовался один контейнер конкретных припасов, им часто отгружали пять контейнеров ненужных вещей. Поняв нерациональность такого подхода, — рассказал Брюс Джакумард, исполнительный вице-президент по глобальным продажам компании Savi Technology (www.savi.com), — руководство решило: «Будем налаживать адресное снабжение»”.

Военные ведомства США разработали план, способный решить проблему массовой неэффективности механизмов поставок. В 1994 г. министерство обороны заключило с Savi контракт на построение и эксплуатационное обслуживание сети ITV (In-Transit Visibility), ныне ставшей крупнейшей в мире RFID-системой контроля грузоперевозок, раскинувшейся по 46 странам и имеющей около 2000 локальных узлов.

Система заработала настолько хорошо, что сеть ITV стала моделью для государств — союзников США и отличным ориентиром для только начинающих экспериментировать с RFID ИТ-департаментов американских компаний, выпускающих потребительские товары и занимающихся розничным бизнесом.

В 2001 г. после атак на Мировой торговый центр и Пентагон в этот процесс был вовлечен и НАТО, пославший войска и средства их обеспечения в Афганистан и нуждавшийся в модернизации всего механизма снабжения. Министерства обороны Великобритании и Дании тоже создали свои ITV-сети, а оборонные ведомства Австралии, Испании и Израиля начали реализовывать в контакте с НАТО собственные программы.

“Исторически США, разумеется, являются одним из членов НАТО. Страна добилась успеха в применении RFID в других регионах своей глобальной активности. И начав сотрудничать с НАТО в Афганистане, американцы обратили внимание членов альянса, что RFID-технологии помогут усовершенствовать механизмы снабжения международных сил по обеспечению безопасности (ISAF), размещенных в этой стране”, — сказал Брент Бингам, руководитель проекта в агентстве НАТО по консультациям, командованию и управлению (NC3A, Брюссель, Бельгия).

Успех первой, экспериментальной фазы RFID-проекта, стартовавшего в 2004 г., ныне позволил НАТО перейти ко второму этапу, предусматривающему внедрение RFID-технологий в пяти главных узлах цепочки поставок ISAF, протянувшейся из Нидерландов и двух пунктов в Германии в Узбекистан и далее в Афганистан. Его цель — выстроить RFID-магистраль или инфраструктуру, которая будет доступна для подключения других стран со своими системами поставок и облегчит создание интерактивного, взаимно совместимого и основанного на стандартах механизма поставок между дружественными государствами.

Хотя вся эта система считается временной, она полностью функциональна и может стать фундаментом для более формализованного проекта “Capability Package”, который в будущем обеспечит создание всеобъемлющей инфраструктуры взаимопоставок с глобальным размещением узловых пунктов. Специфика войны с террором убедила НАТО в необходимости быстрых действий. “Командующий операциями нуждается в срочной доставке требуемых грузов, и тут мы ему можем помочь, — заявил Левент Молламустафоглу, главный научный сотрудник и заведующий отделом логистики NATO Operations Research Division (Гаага, Нидерланды). — Временный RFID-проект ISAF имеет ограниченный масштаб, рассчитан на ограниченное количество узловых пунктов и сегментов цепочки поставок. Однако в числе наших приоритетов — обеспечить возможности взаимодействия с национальными системами”.

На испытание первой RFID-магистрали, развернутой Savi для НАТО, ушло около года, а в декабре 2005-го NC3A заключило с Savi второй контракт. Теперь Savi должна улучшить и укрепить операционную поддержку ITV-сети НАТО, в том числе расширить спектр RFID-тегов и считывателей и обновить существующее ПО НАТО. Также предусматривается инсталляция решения Savi CMS (Consignment Management Solution) для управления отправкой и приемом грузов, которое позволит НАТО видеть состояние цепи поставок почти в реальном времени.

Бингам считает своей задачей превратить RFID из чудо-технологии в работающий интегральный компонент глобальной ИТ-инфраструктуры НАТО.

“Старые подходы не годятся, — говорит Бингам. — RFID-технология, без всяких сомнений, должна стать главным механизмом снабжения, потому что командиры, спрашивающие, куда делся их груз, слишком часто видят в ответ пожимание плеч. Главным фактором — это абсолютно ясно уже сейчас — является прозрачность поставок. Когда четко виден весь процесс, становится понятнее, как его можно улучшить”.

Модернизируя сеть

Разработка Savi CMS 1.0 предназначена для отслеживания и управления партиями отправленных и прибывших грузов, помеченных с помощью всех методов AIDC (Automatic Identification and Data Collection — автоматическая идентификация и сбор данных) с применением сенсоров, штрихкодов, пассивных и активных RFID-тегов. Ее эксклюзивными пользователями являются военные ведомства стран альянса. Эта система высылает административные извещения и обеспечивает прозрачность транспортировки грузов.

На первой фазе проекта НАТО удостоверился, что RFID-сеть соответствует его внутреннему соглашению о стандартизации, и получил официальное одобрение всех членов NATO Infrastructure Committee, представляющих 26 стран-участниц. Это одобрение позволило членам НАТО, как и странам со статусом наблюдателя (например, Австралии), внести финансовый вклад в общий проект и в итоге интегрироваться в CMS-систему НАТО.

“Наша нынешняя цель, — говорит Бингам, — модернизация сети, чтобы страны-участницы могли использовать для национальных целей собственные системы контроля, но при совместных военных операциях соединять их с RFID-сетью НАТО”.

С начала этого года Savi взялась за обновление существующей системы НАТО при помощи кода маршрутизации, разработанного во взаимодействии с NATO Asset Tracking Group — многонациональной группой, устанавливающей стандарты для процессов логистики и цепочечных механизмов поставок.

“Мы предусмотрели, чтобы в каждом RFID-коде имелся собственный ID-тег. В заголовок ID мы помещаем уникальный код, согласованный со стандартом ISO. Когда вы вписываете этот тег в цепь поставок, одновременно записывается и код маршрутизации владельца, — пояснил Эрик Джилл, руководитель программы Savi. — Поэтому когда грузы проходят мимо считывателя, уже неважно, чей это тег, и Savi Reader его распознает”.

Считыватель пересылает информацию тега менеджеру локального узла через CMS-сервер. Получив сообщение, сервер первым делом проверяет код маршрутизации. Если этот код принадлежит НАТО, сервер принимает сообщение и посылает свое XML-сообщение в систему LOGFAS (Logistic Functional Area Services).

Если на считыватель поступает сообщение с кодом маршрутизации, не относящимся к НАТО, задействуется поисковая таблица, пересылающая это сообщение на сервер страны-владельца. По словам Джилла, именно этот механизм позволяет разным странам взаимно использовать инфраструктуру RFID-считывателей, причем CMS-система Savi “очень продуманна в плане интернациональных параметров”.

Исходным пунктом цепи поставок ISAF является штаб-квартира командования объединенными силами в Брунссуме (Нидерланды). Далее она тянется на военно-воздушную базу НАТО “Гейленкирхен” в Германии, где производится загрузка транспортных самолетов. Отсюда грузы следуют в Кабул (Афганистан). Еще один маршрут поставок протягивается из Кёльна (Германия) в Термез (Узбекистан) и далее в Афганистан.

“Наша работа по обновлению, — считает Джилл, — сегодня выполнена примерно на 25%. — Мы закончили с сервером и пока работаем в Брунссуме. Позже моя техническая команда отправится в Афганистан”.

Специалисты Savi взяли на вооружение ручные терминалы PDT 8146 фирмы Symbol Technologies, подключаемые к карманным считывателям Savi. Также будут задействованы устройства Savi Mobile Readers, умеющие считывать не только RFID, но и штрихкоды.

По словам Джилла, в военных грузопоставках, особенно в многонациональной среде, очень важно наличие автоматизированного стационарного считывателя: “Пару месяцев его будет использовать одна страна, потом другая. Автоматизированная система сокращает потребности в персонале и его обучении. НАТО нужны военные для полевой службы, а логистика отвлекает значительную часть личного состава”.

Хотя цепь поставок состоит лишь из пяти узлов, или перевалочных пунктов, вопросы логистики далеко не просты. Для поддержки своего контингента в Афганистан отправляют грузы США, Великобритания, Дания, Австралия, Израиль и сам НАТО. В армиях разных стран существуют свои требования и своя организация процессов логистики, и каждая использует собственный механизм поставок.

Хотя в НАТО пока еще не занимались статистикой, группа Бингама оценила, что через цепь поставок ISAF перемещаются многие тысячи единиц оборудования и запасных частей как от НАТО, так и от отдельных стран.

Приход грузов в европейские пункты отправки и их транспортировка по цепи снабжения сопровождает целый ряд дополнительных проблем с интернет-соединениями, текучестью персонала и управлением изменениями.

По словам Бингама, “им ничто не дается легко, и часто приходится разбираться со специфическими трудностями. В Узбекистане самая большая загвоздка — связь через Интернет (тут, к сожалению, не все гладко даже в Германии). И приходится учиться заранее предвидеть и планировать возможные осложнения. Не поедешь же решать свои проблемы на место”.

Повышенная прозрачность поставок

Еще один вопрос — частая ротация персонала, требующая быстро обучать новых операторов работе с CMS-системой. Проект по развертыванию RFID в каждом узле цепи снабжения, говорит Бингам, находится на полпути между пилотной стадией и вводом в постоянную эксплуатацию, и те, кто работает на местах, тоже еще учатся своему делу.

“Сегодня для командиров поставки непрозрачны. Он справляется о грузе, делает десяток телефонных звонков, через какое-то время кто-то отыскивает следы этого груза, и наконец всплывает информация, когда тот прибудет по назначению. Первой метрикой нашего успеха станет момент, когда оператор сможет заглянуть в Интернет и сказать: “Мы знаем, где вчера был груз, потому что об этом проинформировали теги, и, судя по графику полетов, завтра он прибудет к нам”. Эту высоту мы пока еще не взяли”, — признался Бингам.

Сегодня НАТО может вносить информацию тегов в CMS-систему и отслеживать путь транспортировки всего 10—20% груза. Иными словами, ситуация на командном уровне пока особо не изменилась и военным по-прежнему приходится контролировать поставки с помощью телефонных звонков.

Но уже проглядываются некоторые перспективы. “Специалистов по логистике воодушевляют уже достигнутые результаты, и они с оптимизмом смотрят в будущее”, — говорит Бингам.

Звенья цепи поставок НАТО

Реализация RFID вдоль цепочки поставок ISAF
Savi Reader: в главных транспортировочных узлах сети ISAF имеются считыватели SR-650 SaviTags: теги ST-654 прикрепляются к контейнерам и транспортировочным поддонам
Symbol 8146: карманные считыватели
AIDC-устройства для военных организаций союзных стран: сенсоры, устройства для работы со штрихкодами, пассивные и активные RFID-теги, GPS-приемники
Savi CMS: система стран НАТО для совместного использования информации о коллективных поставках, действующая на служебной территории NC3A в Гааге
CMS-интерфейсы с ИТ-системой логистики LOGFAS организации НАТО
Трехуровневый стек серверов, на которых работает CMS; серверы Sun Microsystems с ОС Solaris и ПО WebLogic фирмы BEA Systems для сервера Web-приложений

Одной из крупных проблем НАТО при использовании RFID на уровне грузовых поддонов и контейнеров является безопасность. В самом НАТО имеются инструкции по поводу того, что надо считать критически важной информацией и на основании чего какие-либо документы или сведения причислять к секретным или несекретным данным. Суть в том, что технология RFID агрегирует множество элементов информации.

“Если значимые части секретных данных собираются в одном месте, есть риск, что этим может воспользоваться шпион, — говорит Бингам. — Следовательно, их надо шифровать или защищать каким-то иным способом”.

Австралия, пользующаяся в НАТО статусом наблюдателя, вправе участвовать в технологических инициативах военного союза, включая применение RFID. Имея войска в Афганистане и Ираке, оборонное ведомство Австралии (ADF) пересылает на Ближний Восток немало грузов. ADF тесно сотрудничает с США и Великобританией в поставках запчастей для самолетов, оружия, оборудования связи, медикаментов и защитной одежды, используя их линии снабжения.

В то же время ADF работает над автоматизацией собственной цепи поставок с помощью более новых технологий. “Нам нужны лучшие средства, обеспечивающие своевременное продвижение грузов через цепь поставок и полную видимость определенных категорий предметов, — говорит бригадир Дэвид Мак-Гахи, генеральный директор ADF по системам материальной информации. — Некоторые грузы можно было перемещать по каналам снабжения США и Великобритании, и во время второй войны в Персидском заливе у них уже действовала RFID-система. Мы ее активно использовали”.

ADF, как и другие участники инициативы, пользуется технологией Savi — во многом потому, пояснил Мак-Гахи, что она поддерживает стандарт ISO 18000-7 и, следовательно, совместима с национальными системами.

Наряду с внедрением CMS-системы Savi ведомство активно разрабатывает два смежных проекта, связанных с прозрачностью в сети ITV и на складах. Одновременно ADF планирует соединить CMS со своей централизованной ERP-системой.

“RFID — замечательная технология, но пока вы ее не интегрируете с функциями контроля в пути и с центральной ERP, вы не получите полной картины происходящего”, — сказал Макгахи.

По его словам, он надеется, что первый вариант цепи поставок на Ближний Восток полноценно заработает к концу марта, а первые тридцать австралийских контрольных пунктов для распределения и учета грузов войдут в строй в октябре.

Что завтра?

В НАТО поставлено условие, что к концу 2006 г. все страны — члены союза должны обзавестись совместимыми системами, которые смогут взаимодействовать с общей RFID-магистралью. По словам Молламустафоглу, этим летом планируется одобрить более рассредоточенную RFID-программу Capability Packaging с началом реализации в 2007 г.: “В этом году мы сконцентрируемся на обеспечении взаимодействия. Наша идея состоит в том, чтобы связать все сети НАТО, использующие как штрихкоды, так и RFID”.

Сейчас НАТО работает над вопросами, связанными с интернет-соединениями, безопасностью и управлением изменениями, чтобы ко времени развертывания окончательного варианта системы все эти проблемы были решены.

“В техническом плане соединение различных систем не такая уж тяжелая задача. Куда сложнее состыковать бизнес-процессы. Не всегда тривиальны, даже для НАТО, и вопросы повторного использования данных”, — заявил Молламустафоглу.

По его словам, тот очевидный факт, что данные одной страны не всегда могут использоваться другими странами, является одной из значительных проблем в реализации крупномасштабных RFID-систем, и ее решение увязано с политическими процедурами.

“Объединение наций — всегда дело сложное. Трудности возникают и внутри одной страны, например США. А тут еще добавляется многонациональный компонент”, — сказал Молламустафоглу.