На выставке “ИнфоКом-2006” оператор сотовой связи “Скай Линк” (www.skylink.ru) и научно-технический центр “Электрон-Сервис” (www.elserv.ru) представили совместный проект для ГИБДД ГУВД Москвы, обеспечивающий дистанционный доступ бортовых компьютеров экипажей дорожно-патрульной службы (ДПС) к единой центральной базе данных и возможность получать и обрабатывать информацию о транспортных средствах в режиме реального времени.

Решение по оснащению экипажей ДПС разработано на базе услуги высокоскоростной передачи данных Sky Turbo (до 2,4 Мбит/с) и системы широкополосного беспроводного доступа в Интернет Alaris, построенной по технологии CDMA. Комплект пользователя состоит из мобильного компьютера (субноутбук массой до полутора килограммов), скоростного миниатюрного модема AnyData или Cmotech (подключается к USB-порту компьютера) и специальной видеокамеры, которая может сканировать номерные знаки автомобилей со скоростью пять номеров в секунду.

Благодаря высокой скорости передачи данных через мобильную сеть сотрудники ДПС имеют полноценный дистанционный доступ к центральной базе данных ГУВД Москвы с возможностью получения любой необходимой информации, работы с нею и последующего сохранения всех результатов. История каждого запроса сохраняется в базе данных — всегда можно быстро сказать, когда тот или иной автомобиль попадал в поле зрения правоохранительных органов и чем закончилась проверка. Оснащенный мобильными средствами связи, экипаж не привязан к конкретному месту и может в онлайновом режиме выполнить проверку, составить запрос и получить полную информацию о транспортных средствах, регистрационных знаках, личности водители и реквизитах выданных документов на право управления транспортными средствами (к примеру, проверка моих водительских прав заняла всего около минуты — к счастью, никаких нарушений обнаружено не было).

Работая в транспортном потоке или заняв позицию на перекрестке, экипаж ДПС, оснащенный решением “Мобильный патруль”, с помощью видеокамеры в автоматическом режиме проверяет все автомобили по криминальной БД и может выявлять транспортные средства, находящиеся в угоне. Сканирование работает без участия оператора: когда в зону действия камеры попадает автомобиль, по поводу которого существует запись в БД “Пикет”, компьютер издает звуковой сигнал, делает цифровой снимок транспортного средства (он добавляется в базу данных с указанием точного времени) и выводит более подробные справочные данные. Исходя из этого офицер дорожно-патрульной службы принимает решение немедленно остановить машину либо сообщает на ближайший пост ДПС о замеченном нарушителе. Также в комплект каждого экипажа, оборудованного системой “Мобильный патруль”, входит приемник GPS, который четко указывает штабу его местоположение.

Рабочее место оператора: по каждому транспортному средству можно быстро организовать запрос в ЦБД ГУВД г. Москвы
Рабочее место оператора: по каждому транспортному средству можно быстро организовать запрос в ЦБД ГУВД г. Москвы

В настоящее время подобная система работает в пилотном режиме и установлена в кабинах автомобилей шестнадцати экипажей (десять — в отдельной роте патрульно-постовой службы и еще шесть в различных подразделениях ГИБДД Москвы). На локальных компьютерах экипажей размещена база данных по угонам и правонарушениям (БД “Криминал”), которая обновляется ежедневно.

Вся информация, передаваемая по защищенным каналам связи, поступает в центр управления ГУВД Москвы: в зашифрованном режиме она передается от экипажа в базовую сеть сотового оператора и оттуда, через опорную сеть ГУВД, напрямую в сервер ЦБД ЕИТС УГИБДД ГУВД г. Москвы. Фактически такой запрос минует открытые интернет-каналы, и таким образом, перехватить информацию или подменить ответ системы на запрос офицера ДПС — весьма и весьма трудоемкое дело.

Решение о принятии на вооружение этой системы и увеличении количества экипажей, оснащенных ею, будет принято руководством МВД после завершения испытаний, которые продляться до января 2007 г.