Рынок мобильной связи в России подошел к своему насыщению — с конца прошлого года проникновение составляет больше 100%, а количество продаваемых мобильных терминалов уменьшается. Производители пытаются следовать новым тенденциям, подстраивая под них свою маркетинговую и сбытовую политику: все больше пользователей выбирает телефон на замену существующему, требуя от нового мобильника значительно большей функциональности и привлекательного внешнего вида. О стратегии LG в области мобильных терминалов, о новых моделях премиум-сегмента и о подходе к проектированию смартфонов и терминалов для 3G-сетей Ли Чжин Му, вице-президент по телекоммуникационной продукции компании LG Electronics в странах СНГ, рассказал главному редактору PC Week/RE Алексею Максимову и научному редактору Максиму Букину.

PC Week: Проникновение сотовой связи в России достигло предельных цифр. Как в связи с этим меняются приоритеты в работе вашей компании в данном сегменте рынка?

Ли Чжин Му: В настоящий момент мы переходим от количественных показателей к качественным. Так, количество продаваемых терминалов снижается (в 2006 г., по данным аналитиков, в России было продано 31 млн. терминалов, а прогноз на 2007-й — всего 28 млн.), но средняя цена продажи растет и составляет 135 долл. за единицу товара. Мы считаем, что основная задача нашей компании в настоящий момент — продавать дорогие терминалы, которые обеспечат нам высокий уровень маржи. Не секрет, что в России набирает силу процесс замены старых телефонов новыми, стоимость которых всегда чуть выше. Именно поэтому мы сосредоточились на продаже телефонов премиум-класса — стильных терминалов серий Black Label (модели Chocolate и Chocolate Gold) и Shine. Выбирать подобные аппараты пользователи будут по эмоциональным критериям — ведь им интересны не только изящные технические решения, но и внешний вид, набор специфических функций. Основной фокус нашего внимания — дизайн. Иными словами, мы производим “эмоциональные” телефоны, т. е. такие, которые, по нашему мнению, должны вызывать у покупателя яркие эмоции.

PC Week: Означает ли фокусировка на моделях премиум-класса сознательный отказ от борьбы за увеличение рыночной доли компании?

Ли Чжин Му: Нет, не означает. Дело в том, что, сосредоточившись поначалу на производстве терминалов для CDMA-сетей в Азии (LG поставляет терминалы и для российской сети «Скай Линк», работающей в стандарте CDMA2000 — это модель LHD-200 — Прим. ред.), мы последними из крупных компаний пришли на рынок GSM-устройств и теперь нам приходится завоевывать доверие потребителей с нуля. Именно поэтому свою бизнес-стратегию мы строим в расчете на то, что премиум-сегмент станет локомотивом для продвижения бюджетных моделей. Когда потребители по достоинству оценят нашу продукцию самого высокого уровня, успешно пойдут и остальные продажи.

PC Week: Сосредоточенность на дорогих моделях требует особой политики в области организации продаж. Каков подход LG в этом отношении?

Ли Чжин Му: Действительно, такие товары требуют тщательного подбора продавцов. Мы начали телефонный бизнес в России с продаж модели Chocolate (он был запущен в производство в мае прошлого года) и для этого разработали специальную программу его реализации. Сначала мы выбрали всего двух эксклюзивных дилеров на всю территорию страны, в магазинах которых были организованы продажи этого телефона.

Пользователям интересны не только изящные технические решения, но и внешний вид, набор специфических функций.

В связи с расширением продуктовой линейки в январе 2007-го таких компаний стало уже пять (“Евросеть”, “Связной”, “Цифроград”, “Диксис”, “Беталинк”), однако условия остались прежними: аппараты можно продавать только в самых крупных магазинах категории “А”, необходима организация отдельных стоек и дополнительное обучение персонала. Из операторов сотовой связи договоренности о продаже существуют только с компанией МТС, которая развивает проект собственной торговой сети.

PC Week: Премиум-сегмент — это терминалы не только красивые, но еще и функциональные. К таковым относятся, например, смартфоны, средняя стоимость которых довольно велика. Чего можно ожидать от LG в этом сегменте?

Ли Чжин Му: Вы правы — функциональность имеет большое значение. Новинки последнего времени, которые мы планируем поставлять и в Россию, будут полностью готовы к работе в сетях 3G, обладать высококачественными дисплеями, увеличенным объемом памяти (от 128 Мб), иметь “на борту” целый набор мультимедийных функций, включая двухмегапиксельную камеру, функцию видеоконференции, а также Bluetooth, MP3-плейер (с поддержкой всех аудио- и видеостандартов и распространенных файлов) и слот для карты памяти. Некоторые смартфоны выпускаются с предустановленными услугами от Google — например, одним нажатием клавиши обеспечивается доступ к Google Search, Gmail Mobile и Google Maps Mobile. Благодаря поддержке HSDPA пользователи смогут загружать мультимедийные файлы, в том числе музыку и видео, в пять раз быстрее, чем это можно сделать с помощью телефона стандарта WCDMA. Для нескольких моделей мы планируем поддержку Wi-Fi, а базироваться устройства будут на ОС Symbian или Windows Mobile 6.

Относительно WiMAX наша позиция пока не определена — по крайней мере до конца этого года мы точно не будем встраивать подобные чипы в свои смартфоны. Кроме пожеланий потребителей необходимы операторы, готовые запускать подобные сети (Единственный пока оператор, запустивший WiMAX-сеть в коммерческую эксплуатацию, находится в США — Прим. ред.). В случае рыночной потребности наши разработчики смогут весьма оперативно разработать WiMAX-адаптеры для мобильных терминалов.

PC Week: На данный момент компания LG Electronics активно разрабатывает смартфоны под управлением и Symbian, и Windows Mobile. Как можно объяснить такой дуализм?

Ли Чжин Му: Мы действительно создаем устройства сразу для двух операционных систем. Например, смартфон KS10, запущенный в нынешнем году в Европе, работает под управлением Symbian, в то время как моделью KS20, начало продаж которой в России запланировано на осень, будет управлять последняя версия Window Mobile. У каждой из этих ОС есть свои преимущества и недостатки и соответственно своя рыночная ниша, где они доминируют. В такой ситуации отдать предпочтение одной ОС было бы неверно, тем более что мы, к сожалению, не можем сегодня прогнозировать победу той или иной ОС. Судите сами: вся Европа — это “вотчина” Symbian, и в ближайшее время ее позиции здесь вряд ли заметно ослабнут. Да и пользователи имеют разные представления о том, какая операционная система им больше подходит. Хотя, на мой взгляд, Windows Mobile — более удобная ОС для первого знакомства со смартфоном, поскольку она очень напоминает интерфейс обычного компьютера или ноутбука.

PC Week: LG выпускает и недорогие решения для 3G-сетей. Расскажите о модели LG-KU250.

Ли Чжин Му: Эта модель была создана в рамках конкурса, который в 2007 г. проводился Ассоциацией GSM-операторов. На состоявшемся в феврале 3G-конгрессе 12 лидирующих мобильных операторов выбрали наш телефон для программы 3G for All, цель которой состоит в том, чтобы сделать услуги мобильной связи третьего поколения доступными для более широкого круга пользователей.

Благодаря поддержке HSDPA пользователи смогут загружать мультимедийные файлы, в том числе музыку и видео, в пять раз быстрее, чем это можно сделать с помощью сотового телефона стандарта WCDMA.

LG-KU250 — это телефон стоимостью менее 100 долл., которым управляет ОС нашей собственной разработки. Он обладает весьма скромными параметрами, но может работать с большинством базовых сервисов сетей UMTS. Комплектация его поставок будет единой для всех стран мира — это моноблок массой всего 73 г со встроенной антенной, памятью на 10 Мб (поддержка карт памяти microSD) и 1,7-дюймовым TFT-дисплеем. Модель будет поддерживать как GPRS в сетях GSM, так и базовую скорость передачи данных в UMTS-сетях (без HSDPA). Скорее всего, как и во всем мире, мы будем продавать её напрямую операторам связи или крупным торговым сетям по продаже цифровой техники.

PC Week: Спасибо за беседу.