Россия по примеру США и стран ЕС намерена приступить к созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через общий телефонный номер “112”. Ожидается, что это поможет быстрее реагировать на разного рода аварийные ситуации и тем самым ослабить тяжесть их последствий, в том числе уменьшить количество человеческих жертв.

Число пострадавших в результате стихийных бедствий и техногенных катастроф ежегодно растет в России в среднем на 8%, — отметил первый заместитель министра информационных технологий и связи Борис Антонюк. — Причем в значительной мере это связано с недостаточной эффективностью деятельности министерств и ведомств на начальной стадии развития событий.

Законом установлено, что возможность вызова аварийных служб должна быть обеспечена каждому пользователю услуг связи посредством набора номера, единого на всей территории России.

В подобных ситуациях гражданам приходится обращаться в разные службы по телефонам 01, 02, 03 и 04. Но, например, при автоаварии порой нужно срочно вызвать и скорую помощь, и пожарных, и милицию. Конечно, удобнее это сделать через “одно окно”. При этом важно, чтобы все службы могли обмениваться между собой информацией и эффективно координировать свои действия.

В большинстве экономически развитых стран службы экстренной помощи имеют единый телефонный номер, — говорит Алексей Торицын, директор департамента телекоммуникаций компании ISG. — В государствах Евросоюза это номер “112”, в Англии — “999”, в США и Канаде — “911”. В некоторых странах единый номер вызова экстренной помощи существует наряду с номерами специализированных служб”.

Есть ли отечественный опыт?

При создании “Системы 112”, безусловно, может быть полезен опыт других стран, где подобные системы уже действуют. Между тем определенные наработки в этой области накоплены и в России — в частности, в ходе реализации проекта создания ЕДДС МЧС Казани, который возглавлял Азат Ярмухаметов, занимавший в то время пост директора по телекоммуникациям компании ICL-КПО ВС. Работа оказалась очень удачной, и такая система была внедрена не только в столице Татарстана, но и в ряде других городов страны, в том числе и в Москве.

“Я пролопатил оборудование Avaya, Alcatel и ряда других зарубежных компаний, — отмечает Азат Ярмухаметов. — Всё жутко дорого. Причем 80% их софта нам было не нужно. И убедил начальника ГО и ЧС Казани полковника Рената Галимова, что надо брать отечественное”. Основной аргумент в пользу российских производителей, по словам г-на Ярмухаметова, сводился к тому, что при стыковке оборудования и ПО неизбежно возникнут проблемы, в которых ни один зарубежный производитель разбираться не будет, не говоря уже об их ликвидации. А на “своих” в случае чего можно и “надавить”.

В итоге ставку сделали на call-центр казанской разработки (на нем уже была построена городская служба “09”) и АТС типа М200, созданные в Санкт-Петербурге (в Казани есть региональный поволжский центр обслуживания М200, и к тому времени им было установлено более двухсот АТС, в основном на селе). “Стыковочные проблемы и в самом деле имели место, — отмечает г-н Ярмухаметов. — Но, к счастью, тогда оперативно сработали программисты из Питера, внеся изменения в свой софт, да и наши ребята тоже помогли”.

Сделать переход от отработанных в ICL-КПО ВС решений ЕДДС муниципальных образований к службе приема и обработки вызовов в “Системе-112”, по мнению г-на Ярмухаметова, сравнительно несложно. Создателям этой системы ничто не мешает воспользоваться казанским опытом, тем более что проектом предусматривается подготовка нескольких типовых решений для разных городов. Они должны охватить крупные муниципальные образования с населением свыше 1 млн. и от 250 тыс. до 1 млн. человек, средние — от 100 тыс. до 250 тыс. и от 50 до 100 тыс. человек и небольшие с численностью до 50 тыс. жителей.

По его словам, введение в России единого номера вызова экстренных служб “112” призвано реализовать одно из положений федерального закона № 126 “О связи”. В этом законе установлено, что возможность вызова таких служб должна быть обеспечена каждому пользователю услуг связи посредством набора номера, единого на всей территории России.

Действительно, для нашей страны этот вопрос уже далеко не новый, есть даже ГОСТ Р 22.701--99 “Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба” и соответствующее постановление правительства, принятое в 2004 г. Но только теперь Мининформсвязи РФ наконец взяло инициативу в свои руки — провело заседание коллегии и наметило первые практические шаги.

На пути к “Системе 112”

Основной задачей сегодня является определение требований, организационных мероприятий и направлений работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через общий номер “112” (“Система-112”) на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований.

По мнению экспертов из Мининформсвязи РФ, каждая такая служба должна не только обеспечивать операторам прием сообщений о происшествиях, но и оказывать психологическую поддержку позвонившему, уметь автоматически определять его номер, собирать данные о местонахождении абонентского устройства с этим номером и другие сведения от оператора связи, а также осуществлять автоматический дозвон до абонента в случае внезапного прерывания соединения.

Чтобы обеспечить всё это, требуются регистрация и документирование всех входящих и исходящих сообщений (запись, архивирование, поиск, передача и т. д.); оценка оператором всей поступающей информации о происшествии; передача необходимых сведений о случившемся в соответствующие организации (пожарную службу, милицию, службы спасения и скорой медицинской помощи, службу “Антитеррор”, аварийную службу ЖКХ) для экстренного реагирования.

К этому надо добавить необходимость вести базу данных об основных характеристиках происшествий, о начале и завершении экстренного реагирования на полученные сообщения и о его основных результатах; обобщать информацию о случившемся, а также формировать статистические отчеты по поступившим вызовам; оказывать справочно-консультативную помощь населению и организациям по вопросам реагирования на происшествия.

Очевидно, что для обеспечения эффективного межведомственного взаимодействия экстренных оперативных служб в рамках “Системы-112” требуется создание общефедеральной инфокоммуникационной среды для координации работы региональных и местных подразделений этих служб как подсистем объединенной системы оперативно-диспетчерского управления.

Этапы создания “Системы 112”

Внедрение “Системы-112” предполагается провести в два этапа. Первый из них (2007—2008 гг.) включает разработку концепции создания системы и ее утверждение правительством России, а также предусматривает соответствующий законотворческий процесс и построение опытных зон.

Служба должна не толька обеспечивать оператором прием сообщений о проишествиях, но и оказывать психологическую поддержку  позвонившему, уметь автоматически определять его номер, собирать данные о местонахождении абонентского устройства с этим номером и другие сведения от оператора связи, а также осуществлять автоматический дозвон до абонента в случае внезапного прерывания соединения.

Важной частью данного этапа станет внесение дополнений и изменений в действующие нормативно-правовые документы, регулирующие вопросы функционирования экстренных оперативных служб на базе ЕДДС муниципальных образований, в том числе в федеральные законы “О милиции”, “О пожарной безопасности” и “О персональных данных”. p>

По предварительным данным, первые опытные зоны “Системы-112” должны появиться в городах с населением от 300 тыс. до 1 млн. жителей (во Владимире, Сочи, Чебоксарах и Челябинске). Причем финансирование этих работ скорее всего будет вестись за счет средств ФЦП “Электронная Россия” и местных бюджетов.

На этом же этапе начнется расчистка номерного пространства телефонных сетей. Предстоит отказаться от номеров, начинающихся на “0” и “1”. Абонентам, чьи номера начинаются на “1”, уже в нынешнем году должны быть выданы другие номера. Это обеспечит возможность введения номера “112” для службы спасения в 2008 г., а “0” должен быть освобожден в 2012 г.

Второй этап (2008 — 2012 гг.) будет характеризоваться полномасштабным развертыванием “Системы-112” на всей территории страны. В эти годы предусматривается осуществить тиражирование результатов первого этапа во всех субъектах РФ, причем вновь вводимые в эксплуатацию узлы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб “Системы-112” муниципальных образований субъектов РФ должны быть объединены в общую инфокоммуникационную среду “Системы-112”. Ожидается, что развитие системы будет проходить следующим образом: в 2008 г. ею будет охвачено 6 субъектов РФ, в 2009-м — 24, 2010-м — 44, в 2011-м — 66 и в 2012 г. — 86 регионов страны.

В чем проблемы?

Проблем на пути к созданию и внедрению “Системы 112” пока видится по меньшей мере три: отсутствие заказчика на данную систему, неопределенность источников финансирования работ по ее созданию и отсутствие национальной сети связи для задач ГО и ЧС.

Эффективность “Системы-112”

По расчетам Мининформсвязи РФ, в результате развертывания “Системы-112” оперативность совместных действий экстренных служб должна возрасти, а время эффективного реагирования — снизиться с одного часа до 30—40 минут, что позволит уменьшить в чрезвычайных ситуациях человеческие потери на 10—15% (за этой цифрой стоит сохранение жизни семи-восьми тысяч наших граждан в год). Кроме того, система поможет не менее чем на 10% сократить материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Средства, затраченные на создание и развитие “Системы-112”, могут окупиться за срок, не превышающий пяти лет.

Мининформсвязи РФ, инициирующее данные работы, предполагает, что заказчиком “Системы-112” станет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Однако МЧС, похоже, к такой роли на сегодняшний день не готово и дальше формального одобрения подхода специалистов Мининформсвязи пока не идет.

Года три назад это ведомство уже сделало довольно неуклюжую попытку объединить вызов пожарных и спасателей по телефону “01”, но без должного финансирования, проведения НИОКР и серьезных организационных мероприятий работа явно забуксовала. На плечи пожарных диспетчерских посыпалось множество несвойственных этой службе запросов, которые она без коренной реконструкции ЕДДС в принципе решить не могла.

Не определены и источники финансирования “Системы-112”. Пока чиновники Мининформсвязи говорят, что в сентябре закончат разработку концепции и представят ее на утверждение правительства страны. Если проект получит одобрение, то будут решены и вопросы назначения заказчика и целевого финансирования.

На данный момент работы первого этапа (2007—2008 гг.) предполагается вести на средства, выделенные на реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) “Электронная Россия”, если, конечно, не будет препятствий со стороны налоговых и надзорных органов. Что касается создания четырех опытных зон, то их финансирование, вероятно, будет осуществляться за счет средств ФЦП и местных бюджетов.

Не ясен пока и вопрос и о том, какие средства связи могут быть задействованы для обеспечения быстрой и надежной передачи информации на всей территории страны независимо от состояния сетей связи общего пользования. В Финляндии, например, для этих целей применили охватившую всю страну TETRA-систему профессиональной радиосвязи VIRVE (см. PC Week/RE, № 16-17/2003, с. 24), которой пользуются совместно и полиция, и пожарные, и врачи “скорой помощи”, и военные. У нас же проект подобной структуры ТЕТРАРУС так и не вышел из пеленок из-за того, что заинтересованные ведомства не смогли договориться по этому поводу между собой, и при обсуждении перспектив “Системы-112” он даже не упоминался, хотя с учетом масштабов страны и задач МЧС необходимость создания федеральной системы профессиональной радиосвязи у нас куда больше, чем в Финляндии.