НОВАЯ СИСТЕМА ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ КЛУБА GIANTS ОБСЛУЖИВАЕТ СОВРЕМЕННУЮ ПЛАТФОРМУ ВИДЕО ВЫСОКОГО РАЗРЕШЕНИЯ

В нынешнем сезоне глаза поклонников бейсбола будут прикованы к спортивной арене AT&T Park. После состоявшейся пять лет назад встречи в чемпионате США с Angels из Лос-Анджелеса местная команда Giants из Сан-Франциско произвела перестановки, чтобы еще раз оспорить звание чемпиона Национальной лиги, причем заключила семилетний контракт с питчером Барри Зито на колоссальную сумму в 126 млн. долл. А 10 июля на арене AT&T Park состоится матч All-Star Game Высшей лиги бейсбола.

В центре внимания будет аутфилдер Барри Бондс, намеренный побить один из самых заветных рекордов: 755 очков за удары хоум-ран, набранные за спортивную карьеру Хэнком Аароном. Сегодня 42-летнему Бондсу до этого недостает всего 20 баллов.

За всем этим будут внимательно наблюдать не только представители прессы и десятки тысяч болельщиков бейсбола, но и технический персонал стадиона — одного из самых высокотехнологичных спортивных сооружений мира. Каждая минута игры, фиксируемая пятью камерами высокой четкости, записывается на ленту и архивируется, причем весь этот материал здесь же обрабатывается суперсовременной аппаратурой для редактирования видео, размещенной намного выше основной базы стадиона.

Клуб располагает и второй комнатой для редактирования видео, которая находится в помещениях для игроков. Игроки могут в любое время использовать ее для рекогносцировки потенциальных питчеров, просмотра эпизодов прошлых игр или сравнения своих действий в защите с тактикой противников.

Вся эта масса цифровых данных — не только видео, но также электронная почта и архивы клуба, базы данных заказов билетов, розничной торговли, спортивной рекогносцировки, данные бухгалтерии, спонсорских проектов и планы дежурств персонала в дни игр — обрабатывается системой DD430 компании Data Domain в связке с парой дисковых массивов Nexsan Technologies. Система имеет восемь дисков по 400 Гб, сконфигурированных в массив RAID 6 (шесть дисков с данными плюс два диска контроля четности). В сумме одна система DD430 располагает 3,2 Тб памяти.

Дедубликация — значит эффективность

EMC привлекла внимание ИТ-мира к дедубликации своей покупкой в ноябре 2006 г. за 165 млн. долл. молодой фирмы Avamar Technologies. По словам руководства EMC, эта технология — один из последних кирпичиков мозаики, которого ей недоставало, чтобы охватить всю сферу хранения данных.

С тех пор почти все производители систем хранения данных стали приобретать эту технологию или создавать ее самодельную версию для поставляемых продуктов.

При правильном использовании дедубликация — при которой для хранения копируются только уникальные сегменты данных — может уменьшить объемы данных на величину от 50 до 90 процентов, что не только сэкономит физическую память, но и расширит пропускную способность, снизит энергопотребление и потребности охлаждения благодаря “отдыху” неактивных серверов и в итоге уменьшит затраты компаний на ИТ-обслуживание.

Data Domain, EMC/Avamar, Diligent Technologies и Quantum — вот неполный перечень лидеров рынка в развивающемся сегменте дедубликации. По данным отчета Storage Network & Storage Management Wave 8 фирмы TheInfoPro, выпущенного в январе нынешнего года, опрошенные ИТ-менеджеры компаний из списка Fortune 1000 назвали Data Domain главным поставщиком решений для внедрения технологии дедубликации. Согласно Technology Heat Index той же TheInfoPro, где оцениваются намерения пользователей по затратам на внедрение новых технологий, Data Domain получила первое место в планах дедубликации с вдвое большим рейтингом, чем ее ближайший конкурент.

В октябре 2006 г. Data Domain представила массив DDX, названный компанией первым в отрасли дисковым массивом с дедубликационной защитой уровня центров обработки данных. По словам президента и исполнительного директора Data Domain Фрэнка Слутмана, сейчас этот продукт используют более 700 организаций, и их число растет.

Технология дедубликации, применяемая в VTL-библиотеке Quantum, берет начало от покупки этой фирмой в августе 2006 г. компании ADIC, которая сама до того купила фирму Rocksoft. Перспективным игроком того же рынка является Diligent, имеющая собственный алгоритм дедубликации данных.

Джед Ю, основатель и президент фирмы Avamar, имеющей почти 500 клиентов, включая добрую половину компаний из списка Fortune 50, рассказал eWeek, что “…технология дедубликации данных преобразует архаичные процедуры ленточного резервного копирования и обеспечивает автоматизированное аварийное восстановление зашифрованных данных на базе существующих глобальных сетей. При этом она ускоряет переход пользователей на диски как реальную среду для защиты данных”.

Хотя рыночная реклама часто сваливает решения по дедубликации в одну кучу, у них есть различия, существенно влияющие на реальные выгоды пользователей.

Например, Avamar, по словам Ю, убедилась на опыте своих клиентов, что ее решение сокращает почти в 600 раз сетевой трафик и объемы памяти, необходимые для резервного копирования, и это является неоспоримым преимуществом перед конкурентами. “Большинство наших конкурентов, — говорит Ю, — осуществляют дедубликацию на системе резервного копирования уже после того, как сервер запросил ресурсы для полного или инкрементного резервирования. Avamar же устраняет завалы, прежде чем они могут произойти вблизи источника данных”.

Другим важным плюсом того же решения, полагает Ю, является возможность организовать сетевое резервное копирование в реальном времени в органичной связке с внешними приложениями, такими, например, как поиск или сортировка документов.

Ю верит, что дедубликация данных в конечном счете станет одной из базовых технологий завтрашней информационной инфраструктуры.

Крис Праймсбергер

В прошлом году клуб Giants решил обновить и централизовать свои разрозненные ИТ-системы, используя серверы хранения данных Data Domain и Nexsan Technologies. Эти серверы выполняют функции “домашней базы”, и ИТ-персонал клуба перенаправляет данные сложной видеосистемы в “концентратор” на основе этих серверов. К нему же подсоединены бизнес-системы клуба, Web-сайт, системы местного назначения, локальная сеть Wi-Fi и розничная торговля. В октябре прошлого года клуб демонтировал старые серверы приложений Hewlett-Packard и систему резервного копирования на ленту и запустил в работу массивы и серверы хранения данных Data Domain и Nexsan. По ночам для всех данных выполняется резервное копирование и они пересылаются по линии T-1 на резервные серверы Data Domain и Nexsan, установленные в тренировочном центре в Скотсдейле, шт. Аризона.

Giants примерно с год готовился к этой консолидации. В клубе рассматривали и варианты других производителей и даже часть их протестировали, но оказалось, что по цене и масштабируемости все они уступали Data Domain. Представители Giants отказались обсуждать конкретные затраты на новую систему.

Клуб имеет две системы DD430: одну на стадионе в Сан-Франциско и другую в Скотсдейле. В период спортивного сезона вторая из них служит для резервного копирования и восстановления в случае аварий, а в остальное время игроки и персонал клуба ее используют также для хранения рабочих видеоматериалов.

AT&T Park, открывшийся в апреле 2000 г. и вначале называвшийся Pac Bell Park, а затем в течение двух сезонов — SBC Park, был дважды основательно переоборудован. На стадионе появились гигантский — 9,6 на 31,4 м — экран высокой четкости, отображающий центральное поле, полномасштабная локальная сеть, охватывающая окрестности, 275 плоских ТВ-мониторов, расставленных по коридорам и в помещении Stadium Club, а также множество других устройств ИТ-инфраструктуры.

Всего лишь с год назад спортивный клуб сохранял данные на DVD и даже старинных 8-дюймовых дискетах, бывших в ходу еще во времена администрации Рейгана. Но с прошлой осени у Giants появились новые серверы Data Domain и Nexsan, которые могут хранить и обрабатывать около 15 Тб видеоинформации плюс все бизнес-данные клуба. Используя линию T-1, Giants может при необходимости транспортировать любые объемы цифровых видеоматериалов со стадиона на тренировочную базу в Аризоне.

“Мы первыми из команд целиком перешли на цифровое видео, — говорит сетевой инженер Giants Дейв Вули. — Раньше у нас была DVD-библитиотека на 750 дисков, которую мы недавно продали через портал объявлений Craigslist. Сейчас она, должно быть, красуется в чьей-то гостиной. Этот ящик вмещал 4 Тб видео. Время идет, системы меняются, и теперь мы храним фильмы на более традиционном дисковом массиве. Кроме того, улучшились и качество видео, и технология сжатия. Теперь мы снимаем все игры и добавляем к каждому видеоклипу необходимые метаданные с расписанными ролями основных игроков команды. И потом все это можно просматривать и анализировать”.

У Giants есть несколько “логгеров”, занимающихся вводом информации. “Они в этом крепко поднаторели, — говорит Вули. — Но пока мы говорили лишь о наших играх. Между играми мы смотрим и записываем на системах TiVo и другие матчи. Нам нужно иметь последние видеозаписи игр команд, с которыми нам предстоит встречаться”.

“Система видеотренировки имеет два предназначения. Во-первых, она способствует развитию игрока — просматривая съемки собственных игр, он может сравнить их с прошлыми видеозаписями, проследить, как играли его товарищи по команде, еще раз проанализировать последние матчи против других клубов и т. п. Во-вторых, это просмотр видео других команд как высшей, так и низшей лиги, любительских съемок игроков, которых можно пригласить в нашу команду… Это действительно настоящий видеоконцентратор для всей информации, связанной с нашим бейсболом”, —убежден Вули.

Каждый игрок Giants может в любой момент зайти в видеокомнату, ввести запрос конкретного видеоклипа и затем просмотреть его нужное число раз.

Сохраняя историю бейсбола

Способы хранения данных клуба Giants из Сан-Франциско развивались вместе с его историей:

1958 Giants перебазируется из Нью-Йорка в Сан-Франциско.

1960 Открывается стадион Candlestick Park; все записи и фотографии хранятся в бумажном виде в кабинетах для архивов; аналоговые пленки хранятся на стеллажах в металлических коробках.

1970-е Аналоговые пленки начинают заменяться видеолентами, а лента переводится на множество дискет.

1980-е Записи начинают храниться в цифровом виде; бизнес-данные теперь сохраняются на большом количестве 8-дюймовых гибких дисков.

1990-е Содержимое аналоговых пленок и видеолент переводится на DVD; Giants складывает в архивы тысячи DVD-дисков.

2000 Открывается стадион Pac Bell Park; Giants продает свой 750-дисковый DVD-автомат для хранения видео на интернет-рынке Craigslist; покупаются две системы ленточного резервного копирования, работающие в связке с дисковым сервером в новом серверном зале центра обработки данных.

Осень 2006 В центре обработки данных Giants устанавливается автоматизированная система хранения данных Data Domain; одно устройство DD430 ставится на площадке AT&T Park для локального резервного копирования, а другое — в тренировочном центре в Скотсдейле для ежедневного резервного копирования; каждая система DD имеет по 8 дисков общей емкостью 3,2 Тб.

Источник: материалы eWeek.

“У нас бывают стандартные и индивидуальные запросы, — рассказывает Вули. — Стандартный видеоматериал заранее готовится для каждого игрока перед каждой игрой. Мы прекрасно знаем, что им обычно нужно. Если игрока интересует что-то специальное, он может обратиться к персоналу обслуживания видео или, при наличии достаточных навыков, выполнить операцию запроса самостоятельно”.

Когда бьющему игроку Giants предстоит встретиться с маститым питчером, скажем, со знаменитым Грегом Маддуксом из San Diego Padres, он может проанализировать его поведение в конкретных ситуациях и оценить собственную игру против него в прошлом.

“Члены команды могут просматривать видео прямо здесь, в клубе, или переписать его на DVD, чтобы забрать диск домой”, — отметил Вули, демонстрируя посетителям, как всё это работает.

Точно так же можно использовать все эти видеоархивы и в тренировочном центре в Скотсдейле. Он соединен с главной площадкой линией T-1 и глобальной сетью, и пересылка цифрового контента осуществляется с минимальными задержками.

Giants также использует RAID-массив Nexsan, соединенный с системой хранения Data Domain. ПО для анализа бейсбольных игр разрабатывает фирма Sydex Sports Software (Гранд-Рапидс, шт. Мичиган). “Мы были у нее одним из первых заказчиков, а теперь она обслуживает половину бейсбольных клубов”, — сказал Вули.

В ИТ-инфраструктуре стадиона задействованы линии Fibre Channel, протянутые к центру обработки данных, офисным помещениям, комнатам для видеопроизводства, к экранам ТВ высокой четкости Sony и Panasonic, разбросанным по территории стадиона, к главному табло над центральным полем и к серверу с клубным Web-сайтом, который действует непосредственно на месте.

К главному центру обработки данных подключена и Wi-Fi-сеть AT&T, к которой в межсезонный период добавилось несколько десятков новых точек доступа, и сейчас клуб их имеет более полутора сотен.

“Вся сеть подключена четырьмя линиями T-1 к Интернету, — сообщил старший вице-президент и глава ИТ-служб Giants Билл Шлок. — Подключены все площади для арендаторов, наш розничный магазин, места для прессы и помещение клуба. Мы установили порядочное число новых точек беспроводного доступа для арендующих торговых фирм, и их персонал теперь имеет интернет-связь с внешним миром”.

AT&T Park примыкает к крупной пристани в бухте Сан-Франциско. Владельцы катеров и лодок в дни игр могут подплывать прямо к стадиону, пришвартовываться к пристани и идти смотреть матч. Причалив, они могут проверять свою электронную почту или выходить в Интернет, бесплатно используя локальный Wi-Fi-доступ Giants; причем это относится и к тем фанатам, которые заходят на маленьких шлюпках и надувных лодках в бухту Маккави прямо за оградой правого поля, надеясь выловить мяч, если тот залетит в море.

Так, с 10 апреля был уже 41 “мокрый удар”, когда мяч, перелетевший за пределы поля, попадал прямиком в бухту Маккави, ничего не задев на стадионе. Из них 33 принадлежат Бондсу. “Мокрыми ударами” отличились всего шесть других игроков.

Giants расширяет беспроводной доступ для размещенных на его площадях торговых точек, одновременно заботясь о своих зрителях.

“Продавцы еды и напитков, прогуливающиеся по проходам между рядами, могут принимать только наличные деньги, но скоро наши зрители смогут расплачиваться и со своих кредитных карточек”, — уверен Вули. И продавцам уже не придется таскать при себе кучу денег. Но, правда, сейчас для этого еще не все готово.

Беспроводной доступ распространяется и на автостоянки. По словам Вули, у работников, стоящих на въезде стоянок, есть беспроводные сканеры для приема платежей, соединяющиеся с центром обработки данных. Это возможно потому, что на втором уровне стоянки поставлено несколько точек доступа.

В небольших, но эффективных центрах обработки данных AT&T Park клуб Giants имеет в общей сложности около 20 Тб памяти для видео и всех бизнес-систем.

Сейчас, говорит Вули, система использует лишь около 30 процентов имеющихся ресурсов памяти, а ее эффективность равносильна сжатию данных 27:1.

Что же здесь является ключевым фактором? Сверхэффективный процесс устранения дубликатов данных, который редуцирует каждый файл данных в цифровые блоки размером от 4 до 12 Кб, сжимает их и препятствует ненужному повторению этих дубликатов. В итоге повышается эффективность центра обработки данных за счет ускорения его взаимодействия с памятью.

“Мы также используем сервер хранения Data Domain для конвейерной передачи данных и ночных сеансов резервного копирования, и вся наша информация надежно резервируется на базе в Скотсдейле, — говорит Вули. — Это избавляет от нужды в транспортировке и хранении магнитных лент”.

Тот факт, что Giants сейчас требуется лишь около 30 процентов имеющейся памяти (20 Тб из возможных 65 Тб), во многом обусловлен функцией дедубликации в системе Data Domain. Свою систему в Giants считают вполне завершенной; однако в конце нынешнего года, возможно, будет куплен еще один сервер хранения данных, который обеспечит избыток памяти для вспомогательных операций.

Дедубликация заботится о копировании лишь уникальных сегментов данных и не позволяет, чтобы лишние биты информации создавали пробки и замедляли работу системы.

“Мы оценивали и другие системы, но ни одна из них не обеспечивала дублирование данных по единственной линии T-1, — рассказывает Вули. — Другие поставщики говорили, что нам не обойтись без DS3 или чего-либо в том же духе. Однако чтобы получить такую скорость, пришлось бы крепко раскошелиться”.

Дедубликационные возможности системы Data Domain — Nexsan сужают поток данных и дают возможность еженощно отправлять в Скотсдейл резервные копии, обходясь единственной линией. Благодаря своей высокопроизводительной архитектуре система Data Domain обеспечивает производительность 6,4 Тб в час.

“Подобные VTL-решения (виртуальные ленточные библиотеки) позволяют существенно сэкономить на ширине каналов”, — отмечает Шлок.

Ведь бейсбольный клуб — как и всякий бизнес — должен зорко следить за тем, куда инвестируется его капитал.