Российская промышленность постепенно растет и поворачивается в сторону ИТ. “Хотя внедрение комплексных систем идет всего три-четыре года, за это время ситуация качественно изменилась, — заявил генеральный директор компании АСКОН Александр Голиков на открытии ежегодной конференции “Белые ночи САПР”. — Если раньше такие проекты были выдающимся событием, то сейчас стали рядовым явлением”.

Но, как известно, путь к автоматизации полон препятствий. Преодолевать их тем более трудно, что предприятия параллельно с внедрением ИТ должны выполнять свою основную работу. Поэтому особую ценность имеет опыт тех, кто уже идет по такому пути. Понимая это, АСКОН старается превратить свой форум в площадку для общения заказчиков. “Главная цель конференции — предоставить участникам информацию о внедренных проектах, о существующих “граблях” и о том, как их избежать”, — пояснил Александр Голиков.

На сцене — пользователи

Хотя проекты, о которых рассказывали представители промышленности, различаются и по масштабу, и по степени “продвинутости”, у них есть немало общих моментов. Прежде всего, это касается причин, побудивших предприятия заняться автоматизацией. На первом месте по частоте упоминания находится рост числа заказов. “Когда в 2003 г. резко расширилась номенклатура продукции и соответственно объем проектно-конструкторской документации, было принято решение о создании единого информационного пространства технической подготовки производства”, — рассказала Наталья Замятина, ведущий специалист по ИТ предприятия “Севмаш”, которое работает в области атомного судостроения, а также занимается производством оборудования для других отраслей.

Судя по выступлениям на конференции, конец ХХ века стал переломным моментом для многих организаций. Все представленные проекты были запущены после 2000-го и продолжаются до сих пор.

Возрождение промышленности привлекло к ней внимание государства и, в частности, контролирующих органов. Именно этот интерес стал одной из причин, побудивших компанию “Череповецкий Азот” перейти на электронные рельсы. “Наше предприятие относится к химической отрасли, т. е. является опасным производственным объектом, — рассказал начальник проектно-конструкторского отдела Сергей Воронянский. — С выходом в 2000 г. федерального закона о промышленной безопасности надзорные органы начали предъявлять особые требования к проектной документации”.

Серьезным стимулом для внедрения ИТ стал рост конкуренции и необходимость увеличения производительности труда. “Наша экономика растет, но к сожалению, гораздо быстрее растут затраты: стоимость материалов, энергоресурсов, транспорта. При этом с 1992 г. количество персонала в промышленности сократилось вдвое. Следовательно, надо повышать выработку в расчете на одного сотрудника. Без ИТ здесь не обойтись”, — уверен Александр Голиков.

Это мнение подтверждает опыт предприятий. Так, Михаил Панкратов, ведущий специалист “Челябгипромеза” (институт занимается проектированием металлургических заводов), выделил в качестве основной предпосылки автоматизации рост конкуренции в металлургической отрасли и необходимость выпуска качественной документации при сокращении сроков проектирования и строительства.

Но, как известно, для достижения цели одного желания недостаточно. Нужны еще и возможности. Другими словами, для внедрения ИТ требуются инвестиции. Но в промышленности еще много проблем, связанных с материально-техническим оснащением, и поэтому бюджеты на ПО традиционно выделяются по остаточному принципу. Однако, судя по сообщениям на конференции, сейчас в этом плане наметились положительные сдвиги. “У предприятий появились стабильные ИТ-бюджеты. И если раньше их больше волновали инфраструктура — ПК, серверы, сети, то сейчас они стали обращать внимание на внедрение комплексных программных систем”, — поделился наблюдениями г-н Голиков. Именно так обстоят дела на “Череповецком Азоте”. Начиная с 2000-го в развитие предприятия стали вкладываться средства по инвестиционным программам, программам капитальных ремонтов и технического перевооружения. “Когда было принято решение о внедрении САПР, нам выделили для этого бюджет и проблем не стало”, — рассказал Сергей Воронянский. На “Севмаше” тоже есть план автоматизации технологической подготовки производства, в соответствие с которым идет финансирование проектов. Но там не все так просто. “Важно включиться в этот план, — заметила Татьяна Новицкая, начальник отдела ИС “Севмаша”. — За это идет борьба”.

С проблемами финансирования САПР тесно связан вопрос окупаемости проекта внедрения. Ведь если бюджет выделяется по инвестиционным проектам, важно оценивать экономический эффект. Но сделать это непросто. Например, по словам Татьяны Новицкой, на “Севмаше” для информационных систем имеется методика расчета отдачи, а для САПР нет. Поэтому приходится действовать эмпирическими методами, определяя, в частности, насколько после внедрения САПР ускорился выпуск чертежей или увеличилось количество подготовленных техпроцессов. Такого же подхода придерживаются и другие участники конференции. Так, внедрение САПР в проектно-конструкторском отделе “Череповецкого Азота” позволило, по оценкам самого предприятия, повысить производительность инженеров на 10—15%, а дальнейший рост эффективности ожидается после установки локальной сети и внедрения системы управления инженерными данными. На “Севмаше”, когда все технологи машиностроительного отдела перешли на систему проектирования техпроцессов “Вертикаль” компании АСКОН, сроки подготовки производства сократились вдвое. Использование в строительном бюро “Металлургического завода им. А. К. Серова” систем конструкторского проектирования “Компас-График” и “Компас-3D” той же компании в 4—5 раз увеличило производительность при выпуске чертежей. При этом все докладчики подчеркивали положительное влияние автоматизации на качество выполняемых работ.

Как уже отмечалось, заказчики, представившие проекты на конференции, находятся на разных стадиях автоматизации: одни внедрили только 2D-САПР, другие перешли на трехмерное проектирование, третьи реализуют электронный архив, а самые передовые уже занялись интеграцией САПР и ERP. Но их объединяет то, что все предприятия имеют некоторую общую концепцию и постепенно движутся к цели, получая результат на каждом отдельном этапе. Это соответствует подходу АСКОНа, о котором рассказал Юрий Начитов, руководитель отдела развития внедренческой сети: “Наша методика заключается в том, чтобы каждый этап внедрения ИТ давал собственный результат и в то же время являлся фундаментом для следующего шага”.

Расширение отраслевого охвата

В этом году на конференции “Белые ночи” значительное внимание было уделено отрасли промышленного и гражданского строительства (ПГС). Многие доклады заказчиков были связаны с применением продуктов АСКОНа в данной области, а сама эта тема была выделена в отдельную секцию.

С чем связано такое внимание? По словам Александра Голикова, хотя система “Компас” изначально позиционировалась как машиностроительная САПР, на самом деле она является универсальным продуктом. “Мы работаем со всеми отраслями”, — подчеркнул он, но признал, что в сегменте ПГС доля АСКОНа гораздо меньше, чем в машиностроении: порядка 5—7%. С одной стороны, это объясняется относительно недавним выходом компании в эту область, а с другой — тем, что подавляющее большинство проектировщиков используют систему AutoCAD компании Autodesk, причем в основном пиратскую и “голую”, т. е. без специализированных приложений. “Сейчас идет активный процесс лицензирования ПО, перехода с “левого” AutoCAD’а на “правый”, — так охарактеризовал текущую ситуацию г-н Голиков. — Мы предлагаем, на наш взгляд, более эффективный вариант, снабженный отраслевыми приложениями и библиотеками”.

В последней версии САПР “Компас-3D” V9 компания АСКОН уделила особое внимание поддержке требований ПГС, и теперь её система снабжена прикладными библиотеками и каталогами строительных элементов и позволяет выполнять проектирование в соответствие с ГОСТ СПДС.

Максим Богданов считает, что у АСКОНа есть и другое преимущество перед остальными игроками рынка строительных САПР: “Помимо “Компаса” мы продвигаем интеграционную платформу “Лоцман”, которая работает с разными САПР, в том числе и с AutoCAD”. Уже есть примеры реализации такого подхода. Так, “Челябгипромез” в качестве основы для создания единого информационного пространства выбрал “Лоцман” и организовал ее взаимодействие с системами “Компас”, AutoCAD, расчетными программами и специализированными приложениями для металлургии.

Однако в строительной отрасли АСКОН не собирается конкурировать с поставщиками тяжелых узкопрофессиональных решений. “Наша стратегия — массовые системы, а в специализированных областях мы будем сотрудничать с разработчиками соответствующих продуктов”, — объяснил Александр Голиков.