Технология ADSL (Asymmetric Digital Subscriber Line — асимметричная цифровая абонентская линия), как средство организации широкополосного доступа в Интернет, наиболее активно развивается в России порядка трех-четырех лет и уже завоевала своих пользователей не только в секторе индивидуальных абонентов, но и среди небольших и средних компаний, организующих скоростное интернет-подключение для решения своих бизнес-задач. Поскольку подключением по таким каналам связи в основном занимаются МРК “Связьинвеста” и крупные альтернативные компании (к примеру, “Комстар-Директ”), а сами каналы просты в инсталляции и настройке и являются хорошей основой для IPTV, можно утверждать, что эта технология имеет большое будущее в своей рыночной нише.

Оценки рынка

Как следует из данных аналитической компании iKS-Consulting, в 2006 г. емкость российского рынка фиксированной связи составляла примерно 13 млрд. долл. Ведущими тенденциями на рынке стали динамичное развитие услуг широкополосного доступа (ШПД), а также становление сектора интернет-контента. И хотя основную часть (60%) в структуре рынка продолжают составлять традиционные голосовые услуги — местная, междугородная и международная связь, самые высокие темпы роста (41%) в 2006-м наблюдались в сегменте услуг широкополосного интернет-доступа. Как отмечает старший аналитик iKS-Consulting Татьяна Толмачева, услуги доступа в Интернет и передачи данных занимали 13% от всего объема рынка (9 и 4% соответственно).

Таким образом, ведущей тенденцией на российском рынке связи можно назвать развитие услуги ШПД: два последних квартала 2006-го и два первых 2007-го были ознаменованы приходом в этот сегмент новых инвесторов, началом процесса консолидации провайдеров услуг широкополосного интернет-доступа, активизацией развития региональных интернет-рынков. Если взглянуть на рейтинг крупнейших операторов на рынке выделенного интернет-доступа, то среди них можно обнаружить подавляющее большинство компаний, организующих подключения по ADSL. Это и “Комстар-Директ” (“Стрим”), и “ВолгаТелеком” (торговая марка J), и “ЦентрТелеком” (Domolink), а также “Уралсвязьинформ” (Utel), “Северо-Западный Телеком” (@вангард), “Дальсвязь” (Disly) и ЮТК (Disel). Шесть из сети указанных компаний принадлежат МРК “Связьинвеста”, активность которых на рынке широкополосного доступа серьезно понизила долю альтернативных операторов связи. Такая ситуация вполне оправдана — МРК принадлежат практически все телефонные каналы сети общего пользования в мегаполисах и поселках городского типа.

Так что не удивительно, что не останавливаясь на развитии сети для передачи голосовой информации, МРК решили стать крупными интернет-провайдерами. Многим это удается как благодаря своей активности, так и за счет ограничения подключений со стороны альтернативных компаний. Дело в том, что по информации аналитиков рынка, по каждой АТС есть свои расчёты, показывающие, какое количество ADSL-линий она может обслужить “по умолчанию” без дорогостоящего технического апгрейда оборудования, — обычно эта цифра находится в пределах 40—50% от числа всех доступных на данной АТС телефонных линий. Эти каналы, даже не загруженные, МРК передают своим дочерним компаниям, подключающим пользователей по ADSL, и под вполне благовидным предлогом отказывают остальным из-за “исчерпания технической возможности”. Конкурентам же приходится тянуть кабели для Ethernet-подключения компьютеров с помощью сетевых карт, а не пользовательских модемов.

Таким образом, говоря о российском рынке ADSL-доступа, можно отметить, что в отечественных кабельных сетях в немалой степени монополия и административный ресурс превалируют над здоровой конкуренцией. Поэтому складывается типичная ситуация, когда пользователи, особенно в регионах, выбирают ADSL не потому, что это выгодно, а совсем по другим причинам: такие каналы можно инсталлировать быстро и без искусственных административных барьеров либо это единственный провайдер “последней мили”, который может обслужить конкретный жилой дом или деловой центр. Часто рынок ADSL-подключений в городах с населением 200—500 тыс. человек развивается без каких-либо серьезных усилий со стороны ADSL-провайдера, который успел договориться с местной городской телефонной компанией, владеющей всеми телефонными каналами и АТС в городе (как уже было сказано, городские телефонные сети и интернет-провайдер часто бывают аффилированы через своих владельцев). Вдобавок ограничивает развитие рынка и не всегда конструктивная позиция руководства местных ДЭЗов, у которых коммерческие операторы просто физически не могут получить ключи для доступа к чердакам и подвалам жилых зданий, чтобы проложить кабель для проводного подключения к Интернету по технологии Ethernet.

При этом можно отметить интересную особенность: часто ADSL используется прямыми конкурентами (операторами Ethernet-доступа) для того, чтобы связать сегменты своих локальных сетей, инсталлированных в различных районах города, наиболее доступным с точки зрения стоимости способом. В регионах нередко можно встретить такие “гибридные” сети, в которых сочетаются две казалось бы конкурирующие технологии.

Определенный толчок рынку ADSL дает и необходимость организации десятков тысяч ADSL-каналов для подключения образовательных учреждений в рамках национального проекта “Образование” (всего до конца 2007 г. должно быть подключено порядка 53 тыс. образовательных учреждений, но часть из них будет подключаться по спутниковым VSAT-станциям). Генеральный подрядчик, компания “РТКомм”, платит МРК “Связьинвеста” только за организацию конечных каналов (причем не по самым высоким государственным расценкам), а всю необходимую для этого инфраструктуру МРК создают самостоятельно. Поскольку мощность построенной под проект “ Образование" инфраструктуры значительно больше, чем требуется, у МРК есть и будет возможность организовать услуги связи как для других учреждений социального типа (объекты здравоохранения, органы местной власти) и правоохранительных органов, так и для коммерческих клиентов. В любом случае подобный проект ведет к переделу регионального рынка ADSL-доступа в Интернет, формируя пул крупных игроков федерального уровня по аналогии с рынком сотовой связи.

Типовой портрет клиента

Отметим, что асимметричный вид подключения оптимален для небольших компаний. Как отмечает Алексей Мисюренко, технический директор телекоммуникационной компании “Караван”, организация таких каналов связи не требует больших финансовых вложений и они оперативно вводятся в эксплуатацию. В отсутствие планов по расширению и приложений, которым необходима большая полоса для исходящего потока информации, ADSL оправдывает себя “на все сто”: по такому каналу, как правило, производится комбинированное подключение “телефония плюс Интернет”. В основном это две-четыре телефонные линии и ШПД. Если нужны только телефонные линии, то в одном канале их может быть до восьми при сохранении максимального качества передачи речи. В случае необходимости оператор связи может организовать удержание вызовов на своем узле и отдавать их по мере освобождения существующих линий. Что касается средних компаний, то одного асимметричного подключения недостаточно. При всем богатстве выбора подключение по волоконно-оптической линии было и остается самым выгодным и удобным. Здесь и потенциал для наращивания мощностей, и высокая технологическая надежность с достойным уровнем качества.

Среди частных пользователей, отмечает продакт-менеджер Trinity Electronics Андрей Шестовский, проявляется тенденция к подключению к ADSL-операторам с помощью многофункциональных устройств, имеющих функцию беспроводной связи и расширенные функции безопасности. Типичный пользователь услуг таких операторов имеет дома два компьютера (десктоп и ноутбук), а также принтер, и объединить всё это удобнее без прокладки дополнительных проводов. Из частных домовладений подобная практика постепенно переходит в офисы малых и средних предприятий.

Это мнение разделяет и Вэй Шуань, старший менеджер департамента терминальных устройств компании Huawei Technologies. По его словам, организация Wi-Fi-доступа внутри помещений возможна с помощью гибридного устройства ADSL с поддержкой беспроводных протоколов передачи данных 802.11 b/g, которые могут обеспечить связью несколько мобильных устройств (КПК, смартфоны, ноутбуки). Если же ADSL-модем или маршрутизатор будет работать в сетях NGN, то вышеуказанные интерфейсы хорошо дополнить несколькими VoIP-интерфейсами.

Типовой портрет потребителей в крупных городах рисует Мина Хачатрян, заместитель генерального директора “Комстар-Директ” по маркетингу: “Основной тип клиента — это бюджетные организации, средний и малый бизнес, SоHо. Им интересен недорогой, надежный и стабильный интернет-доступ с простым бесплатным подключением”. Как правило, такие клиенты заказывают “чистый” интернет-доступ для рабочих нужд и некоторые дополнительные сервисы: прокладку кабеля, настройку оборудования и т. д. Кроме того, ряду небольших компаний могут потребоваться услуги хостинга. Развивая услуги IPTV для частных пользователей, операторы связи не обходят вниманием и корпоративных клиентов, организуя вещание для плазменных мониторов, установленных в отелях, ресторанах и кафе. Но спрос, исходящий от малого и среднего бизнеса, по мнению Кирилла Никифорова, менеджера по продажам компании ASUSTek в России, на 90% аналогичен запросам домашних пользователей. Многие небольшие компании не знают о том, что приобретя одно-два устройства, они могут помимо проблемы беспроводного доступа в Интернет (маршрутизатор ADSL2+ со встроенной беспроводной точкой доступа) решить проблему совместного использования принтера (маршрутизатор ADSL2+ со встроенным сервером печати), обеспечить значительную экономию на телефонных звонках (маршрутизатор ADSL2+ со встроенными портами для VoIP) или связать несколько офисов в единую защищенную сеть (маршрутизатор со встроенным сервером VPN).

В регионах ситуация несколько иная. По словам специалистов службы маркетинга оператора “Дальсвязь”, наибольшая доля потребителей относится к физическим лицам — 75% от общего объема пользователей доступа в Интернет по технологии DSL; соответственно на юридические лица (в том числе бюджетные организации) приходится 25%.

Однако, отмечет Кирилл Никифоров, большая часть компаний со штатом до 15 человек при выборе абонентского ADSL-оборудования руководствуется теми же принципами, что и домашние пользователи, а именно ценой, доступностью на рынке и простотой настройки. Операторы пока уделяют недостаточно внимания продаже типовых комплектов аппаратуры для корпоративных клиентов, поэтому “коробочных решений” такого типа на рынке в явном виде не представлено, в отличие от рынка частных пользователей, где операторы уже предлагают ADSL-модем и приставку для IPTV.

Недостатком технологии можно считать то, что ADSL-сети в большинстве своем не предполагают наличия локального, бесплатного пространства для передачи данных между филиалами компании, расположенными внутри одного города, а также места, где располагались бы форумы, чаты, IRC-каналы и обеспечивался хостинг фотографий, музыки и фильмов. Фактически речь идет о прямом доступе в Интернет, который ограничивается не количеством потребляемого трафика, а, скорее, поддерживаемой скоростью передачи данных. При этом расценки на такие услуги (как для частных, так и для корпоративных пользователей) в российских регионах особым разнообразием не блещут и являются пока крайне высокими. Если в Европе, США и Канаде канал со скоростью 2—5 Мбит/с без ограничения трафика можно получить за 20—30 долл., то в российских регионах согласно тарифным планам МРК “Связьинвеста” даже за бóльшую цену (900—1000 руб.) пользователь получит проводной канал со скоростью, лишь немного превышающей подключение по телефонному модему, — 64 кбит/с. Вдвое более широкий канал (128 кбит/с) обойдется уже в 1300—1400 руб., за 256 кбит/с придется платить ежемесячно 1800—2000, за 512 кбит/с — от 2500 до 2600 руб., 1 Мбит/с обойдется в 3600 руб. в месяц, а 2 Мбит/с — в 5000—5200 руб. К слову, цены на аналогичные услуги для юридических лиц как минимум в полтора раза выше. Правда, для компаний, владеющих офисами в разных концах города, можно устроить скромную VPN-сеть: на трафик между помещениями будет установлена фиксированная цена — приблизительно одна-полторы тысячи рублей за 128—256 кбит/с. Обмен данными между сегментами единой корпоративной сети клиента осуществляется на уровне IP. К сожалению, о дополнительных услугах (к примеру, о видеоконференцсвязи) при таких тарифах и скорости можно сразу забыть.

Особенности технологии

Технология DSL (Digital Subscriber Line, цифровая абонентская линия) позволяет значительно расширить полосу пропускания старых медных телефонных линий, соединяющих телефонные станции с абонентами. Для организации DSL-линии используются уже существующие телефонные линии, что ускоряет интернет-подключение к и не требует прокладки дополнительных телефонных кабелей. В результате абонент получает круглосуточный доступ в Интернет с сохранением нормальной работы обычной телефонной связи. Благодаря многообразию технологий DSL абонент может выбрать подходящую именно ему скорость передачи данных — от 32 кбит/с до 50 Мбит/с и выше. Эти технологии позволяют также использовать обычную телефонную линию для таких широкополосных сервисов, как видео по запросу или дистанционное обучение.

DSL объединяет в себе семь основных технологий, мы же отметим только ADSL, которая является асимметричной, т. е. скорость передачи данных от сети к пользователю значительно выше, чем от пользователя в сеть. Такая асимметрия в сочетании с состоянием “постоянно установленного соединения” (когда исключается необходимость каждый раз набирать телефонный номер и ждать установки соединения) делает технологию ADSL идеальной для организации доступа в Интернет, к локальным сетям и т. п. В случае таких соединений пользователи обычно получают гораздо больший объем информации, чем передают. Технология ADSL обеспечивает скорость “нисходящего” потока данных до 8 Мбит/с, а “восходящего” — до 1,5 Мбит/с. При этом данные со скоростью 1,54 Мбит/с могут быть переданы на расстояние до 5,5 км по одной витой паре проводов. Скорость передачи порядка 6—8 Мбит/с достигается при расстоянии не более 3,5 км и диаметре проводов 0,5 мм. Как отмечают операторы связи, в 80—85% случаев длина кабеля от абонента до АТС не превышает 3 км в городе и 6 км в сельской местности.

Отдельно стоит сказать об усовершенствованном протоколе ADSL2+. В идеале он, конечно, обеспечивает скорость передачи данных до 24 Мбит/с в прямом канале (скорость зависит от физической длины абонентской линии). Сейчас практически все устанавливаемые операторами порты DSL-концентраторов чисто теоретически поддерживают технологию ADSL2+, которая обратно совместима с ADSL, а большинство производителей прекратили выпуск не поддерживающих технологию ADSL2+ чипсетов. Однако массовому рынку в России такая скорость пока не нужна, чему есть две основные причины. Во-первых, не хватает легального контента в глобальной Сети из-за весьма несовременных механизмов защиты авторских прав, нет адекватных продуктов качественного цифрового телевидения с вещанием через Интернет. Во-вторых, частным пользователям для того, чтобы играть в сетевые игры, выкачивать фильмы в формате MPEG-4 и заниматься интернет-серфингом, достаточно 2—5 Мбит/с с безлимитным ежемесячным трафиком.

Операторы в Москве и регионах туманно говорят о том, что планируют переход на эту технологию, которая позволит им расширить возможности по предоставлению услуг как физическим, так и юридическим лицам, но точные сроки называть отказываются, утверждая лишь, что это произойдет уже скоро. Часто клиенты ADSL-провайдеров не могут даже получить уже доступную скорость в 8 Мбит/с — слишком высокая цена. Даже те МРК “Свзяьинвеста”, что уже внедрили вторую версию ADSL-протокола в своих сетях, жалуются, что острого спроса на предоставление такой скорости нет. Причин тому несколько: пользователей устраивает существующая скорость доступа, в том числе и для услуг Triple Play (например, IPTV), а максимально достижимые параметры передачи трафика в несколько десятков мегабит в секунду достижимы только при условии высоких качеств каждой абонентской линии, для чего требуются дополнительные инвестиции в “последнюю милю”.

Таким образом, при покупке модемов и другого ADSL-оборудования необходимо обратить внимание на тот факт, что наличие этой техники с поддержкой ADSL2+ еще не гарантирует повышения производительности: у оператора связи может просто не быть подходящего тарифного плана для подобных скоростей.

Услуги для корпоративных пользователей

ADSL является хорошим транспортным каналом для доставки самых разнообразных пакетов услуг — весь вопрос в том, что может предложить тот или иной провайдер своим пользователям, кроме “чистого” доступа в Интернет.

Среди таких услуг прежде всего нужно назвать IPTV. Сервис подходит как для частных, так и для корпоративных пользователей (особенно в удаленных регионах), которым необходимо получать оперативную информацию, к примеру, о рынке акций, экономических и политических событиях и т. д. Фактически это шаг навстречу пользователю нового типа, считают маркетологи компаний — операторов связи. Имея широкополосный канал, пользователи могут осуществлять двухстороннюю коммуникацию — не только получать заранее определенный набор сервисов, но и влиять на их наполнение, периодичность, очередь демонстрации.

Однако с точки зрения технологии и базовой сети оператора связи IPTV, в отличие от других телекоммуникационных новаций, — очень требовательный сервис. Это не IP-телефония, не широкополосный интернет-доступ и не файлообменная сеть, где сервис можно открыть малой кровью. Любое цифровое телевидение — это, во-первых, качественная сеть со скоростными каналами не только в базовом сегменте, но и на стороне конечного пользователя. Во-вторых, это качественная система управления сетью и контентом, гарантирующая стабильный по пропускной способности канал для всех пользователей, подписанных на услугу. В-третьих — наличие дополнительных сервисов (“виртуальный видеомагнитофон”, база фильмов для просмотра и т. д.), а также, в-четвертых, большая и, самое главное, качественная коллекция видеофильмов и развлекательных, информационных программ, постоянно пополняемая новыми медиа-элементами. Чтобы всерьёз сформировать такой ресурсоёмкий рынок, требуются значительные инвестиции со стороны операторов. Отметим, что из ADSL-операторов только один, столичный “Комстар-Директ”, пока занимает значимую долю на этом рынке (по данным iKS-Consulting, он контролировал 15% платного телевидения), остальные же растворились в 8% рынка, которые остались после спутниковых “НТВ-плюс” (37%) и “Космос-ТВ” (18%), а также кабельных “Акадо” (19%) и QWERTY (3%).

Помимо IPTV хорошим предложением может быть мультисервисная сеть — речь идет о сетях с интегрированной передачей голоса и данных, задача которых состоит в объединении удаленных офисов компаний, находящихся как в пределах мегаполиса, так и за границей города. Фактически по выделенным каналам компания может объединить разнесенные подразделения для пропуска трафика в локальном режиме внутри своей защищенной сети. Это крайне удобный способ осуществления единой политики безопасности: выход в Интернет организуется не из множества различных точек доступа, а централизованно, через узлы присоединения к базовой сети оператора связи; это позволяет устанавливать брандмауэры и гибко управлять потоками данных. Аналогичным образом можно создать и объединить телефонные сети удаленных офисов с выходом в ТфоП (телефонная сеть общего пользования), организовать видеоконференцсвязь и передачу телеметрических данных по интерфейсу RS-232. Положительной стороной решения является тот факт, что подключение к мультисервисной сети может осуществляться практически по любой технологии — скажем, по медной линии на базе DSL или по оптоволоконной линии связи. Выбор оборудования и технологии “последней мили” определяется потребностями клиента в скорости и дополнительных возможностях его ИТ-системы.

Как о дополнительной услуге можно говорить о расширении сети — это пакетное предложение, которое объединяет в себе постоянный доступ в Интернет по технологии ADSL и четыре дополнительные телефонные линии, организованные на базе имеющейся телефонной сети. Вдобавок может быть обеспечен постоянный высокоскоростной доступ в Интернет. Такое решение позволяет упростить обслуживание офисных коммуникаций при работе с одним оператором, который предоставляет комплексные услуги связи (канал для передачи голосовой информации и данных), в том числе возможность наращивания телефонной емкости с сохранением существующего номера и оперативным получением номерной емкости. Скорость передачи информации по ADSL в данном случае может варьироваться от 64 кбит/с до 8 Мбит/с с поддержкой (при необходимости) гарантированной пропускной способности. Получать комплексные услуги связи можно по одной телефонной линии с использованием одного устройства доступа.

“Железо” для ШПД

В условиях меняющихся темпов роста российского рынка (из взрывообразного на рубеже 2005—2006 гг. его развитие постепенно перешло в поступательное в текущем году) наибольшим спросом пользуется абонентское оборудование средней ценовой категории. Простые модемы ADSL/Ethernet уступают место более функциональным устройствам, в которые добавляется адаптер Wi-Fi для беспроводной связи. Однако даже покупая более дорогое устройство, пользователи зачастую не могут его настроить самостоятельно (особенно выход в Интернет через Wi-Fi). Поскольку основная масса ADSL-оборудования в частном секторе продается вместе с тарифами интернет-провайдеров, телефонные операторы уделяют этому моменту крайне недостаточное внимание — к примеру, даже у столичного “Комстар-Директ” нет программы для автоматической настройки параметров беспроводной сети внутри помещения; о региональных операторах и говорить не приходится. А ведь успешная настройка таких устройств позволила бы существенно увеличить спрос на услуги среди конечных пользователей, что привело бы к росту доходов.

Технология ADSL обеспечивает скорость “нисходящего” потока данных до 8 Мбит/с, а “восходящего” — до 1,5 Мбит/с. При этом данные со скоростью 1,54 Мбит/с можно передавать на расстояние до 5,5 км по одной витой паре проводов. Скорость передачи порядка 6—8 Мбит/с достигается при расстоянии не более 3,5 км и диаметре проводов 0,5 мм.

В отличие от ситуации, наблюдавшейся годом раньше, в настоящий момент на нашем рынке представлена продукция не более двух десятков вендоров (на начало 2006-го их было свыше тридцати), среди них наиболее значимые позиции занимают такие компании, как Alcatel, ASUSTek, D-Link, Huawei, ZyXEL, ZTE, НАТЕКС. Уменьшение количества производителей связано с ростом рынка и его консолидацией: мелкие компании-сборщики “no name” из Кореи и Китая просто выдавливаются мощными конкурентами, имеющими возможность демпинговать.

Основные группы оборудования, которые могут подойти как для частных, так и для корпоративных пользователей, можно определить следующим образом.

Во-первых, “модемы”. Такие устройства популярны среди частных пользователей — они просты в инсталляции, быстро подключаются к компьютеру и могут обеспечить доступ в Интернет для одного ПК. Как правило, набор функций у них минимальный, но данная категория аппаратуры пользуется стабильным спросом — большинство потребителей не готовы переплачивать за дополнительный функционал. Стандартные характеристики и конструктив ADSL-модемов к настоящему моменту уже вполне определились. Они подключаются к компьютеру по USB (хотя может присутствовать и интерфейс Ethernet 10/100 Base-T) и для своей работы требуют весьма скромных аппаратных возможностей, монтируются во внешнем корпусе и поддерживают дистанционное администрирование. А вот флэш-памяти в них чаще всего нет —для работы ПО вполне хватает встроенной памяти, а дистанционного обновления комплекта управляющих программ не предполагается. В настоящий момент на рынке доступно порядка семидесяти основных моделей таких устройств, которые можно купить в компьютерных торговых сетях или через интернет-магазины. Типовая стоимость составляет порядка 25—40, иногда доходит до 60 долл.

Во-вторых, многофункциональные модемы — устройства, способные не только обеспечить выход в Интернет по телефонному каналу, но и объединить с помощью проводов небольшую локальную сеть из двух-четырёх компьютеров. К указанным выше возможностям простых модемов в данном случае добавляются до четырех Ethernet-портов, фильтрующий межсетевой экран, сервер DHCP и поддержка функции NAT (трансляция внутренних сетевых адресов). Подобные модели стоимостью порядка 30—70 долл. постепенно отвоевывают рынок у обычных модемов. Объяснение этому вполне простое: компьютеров и дома, и в офисе становится больше, и у абонентов появляется вполне естественное желание объединить их в общую сеть с выходом в Сеть глобальную.

В-третьих, маршрутизаторы с функцией беспроводной связи — здесь функционал расширен за счет включения адаптеров беспроводной связи Wi-Fi. Подобная тенденция развития рыночной ниши абонентского ADSL-оборудования напрямую связана с увеличением продаж мобильной техники — не только ноутбуков, но также КПК и смартфонов, которые могут взаимодействовать с сетями по протоколам 802.11 b/g. Пока самым скоростным протоколом, принятым международной организацией IEEE, остается 802.11g, который в идеальных условиях может обеспечить передачу информации на скорости до 54 Мбит/с. Отметим, что эта скорость — только между маршрутизатором и мобильным компьютером при передаче данных в локальной сети, обеспечивать такое же быстродействие каждому пользователю при доступе в Интернет вряд ли представляется целесообразным. Типичные устройства в этой категории стоят от 120 до 200 долл. Они обладют веб-интерфейсом для конфигурации, поддерживают Telnet и SNMP, VPN, а также защиту информации по протоколам WEP, WPA 2, WPA и 802.1x. Аппаратура “всё в одном”, главное отличие которой заключается в предоставлении с помощью одного устройства набора услуг triple play, по своим параметрам сильно повторяющая маршрутизаторы с адаптером Wi-Fi, относится к этой же группе.