НА РЫНОК ДАЛЬНЕЙ СВЯЗИ ВЫШЕЛ ЕЩЕ ОДИН ИГРОК

Процесс либерализации дальней связи в нашей стране набирает обороты: летом к нему подключился еще один участник — компания “ТрансТелеКом” (ТТК). Теперь на этом рынке официально действуют уже четыре телекоммуникационных оператора. Однако ожидавшегося эффекта от роста конкуренции пока не видно — цены для конечных пользователей не падают, ассортимент и качество услуг не растут. В чем причина такого парадокса?

Все ли готовы строить трехуровневые сети?

Вероятно, все дело в завышенных ожиданиях. Мало объявить возможность либерализации и зарегистрировать всех желающих участвовать в этом бизнесе. Российский рынок дальней связи не очень активно воспринимает зарубежные идеи либерализации, при которых во многих странах в течение года начали оперировать десятки компаний и цены на услуги упали буквально в разы. У нас события развиваются медленно и обстоятельно.

“Ростелеком”, бывший монополист на рынке дальней связи, предоставляет свои услуги клиентам через родственные предприятия — межрегиональные компании (МРК) “Связьинвеста”, которым принадлежат и “последняя миля”, и сети зоновой связи по всей территории страны. Данная система оказания услуг успешно работает до сих пор.

Появление альтернативных операторов — “Межрегионального ТранзитТелекома” (МТТ) и “Голден Телекома” — ничего не изменило в статусе компаний “Связьинвеста”, через них МРК получили лишь дополнительные пути на рынок магистральных каналов. Альтернативные операторы пришли в зону МРК и начали переговоры с ними о стоимости агентских соглашений, присоединения к местным сетям и т. д. Подсчеты затрат показали, что реальной базы, позволяющей заметно снизить тарифы для населения, у этих компаний нет. В итоге клиент не почувствовал никакой разницы между участниками рынка.

“Когда вся цепочка находится в одной компании, тогда можно свою экономику строить в соответствии с её себестоимостью”, — считает Александр Виноградов, президент “Голден Телекома”. Он привёл такой пример. В Новосибирске его компания обслуживает 2000 телефонных номеров. По старому законодательству расходы на содержание присоединения и трафик составляли 350 тыс. руб. в месяц. После введения нового регулирования они выросли до 2,5 млн. руб. И откуда возьмется снижение тарифов?

В результате МТТ и “Голден Телеком” быстро выяснили, что в наших условиях для успеха на этом поприще нужно стать оператором с трехуровневой структурой, то есть владеть не только сетью магистральной, но иметь еще сети зоновой и местной связи.

Иными словами, им надо почти полностью скопировать структуру “Связьинвеста”, создать или приобрести по всей стране местные телефонные компании. Только через такое натуральное хозяйство они могут серьезно расширить оборот и свою долю на рынке дальней связи. Сегодня 32 компании обзавелись лицензиями на оказание услуг междугородной и международной связи (МГ/МН). Все ли претенденты на этот рынок готовы пойти на такие затраты? Скорее всего нет.

От монополии к олигополии

За полтора года действия нового законодательства о дальней связи по-настоящему либеральной телекоммуникационной среды в России так и не сложилось, но зато начался процесс перехода от монопольного рынка к олигопольному.

Сейчас наиболее успешным конкурентом “Ростелекома” остается МТТ, которому по итогам прошлого года удалось занять 4% рынка дальней связи. А в планах этого оператора — уже через год выйти на 15%. Не менее агрессивные заявления делает “Голден Телеком”: к концу 2010 г. он хочет завладеть 20%-ной долей МГ/МН-рынка. Правда, надежд на выполнение задуманного у обеих компаний пока немного.

У “Голден Телекома” хорошо получается работа с крупными корпоративными клиентами: он обслуживает все 52 имеющиеся в Москве гостиницы уровня “три звезды” и выше. Абонентами этой компании являются 63,7% корпоративных клиентов в столице, тратящих на связь от 2000 долл. в месяц. Но опыта обслуживания массовых пользователей у компании практически нет. Да и соответствующей инфраструктуры у нее маловато.

Сегодня в очереди на рынок дальней связи стоят “Арктел”, Orange Business Services Russia (бывший “Эквант”, см. PC Week/RE, № 15-16/2007, с. 12), “Синтерра” и ряд других компаний. Возможно, к концу нынешнего года на этом рынке будет оперировать от пяти до семи игроков. Известно, что если количество фирм, контролирующих рынок, ограничено (скажем, их пять), то он сохраняет многие черты монопольного.

NGN на всю страну

“ТрансТелеКом” эксплуатирует и обслуживает сеть связи следующего поколения (NGN) протяженностью более 50 тыс. км. Она проложена вдоль железных дорог страны, имеет более 950 узлов доступа во всех регионах России и соединяет Европу и Азию.

Сеть междугородной и международной телефонной связи (ММТС) ТТК реализована на базе 11 гибких коммутаторов Softswitch (семь междугородных и четыре международных), объединенных по принципу “каждый с каждым”; ресурсов ММТС компании; точек присоединения к сетям операторов зоновой телефонной связи во всех субъектах федерации.

ММТС ТТК — полностью однородная телефонная сеть, построенная с нуля на однотипном оборудовании и с централизованной системой управления. Поставка аппаратуры, монтаж и пусконаладочные работы проводились силами одного подрядчика — компании Huawei Technologies. Это обеспечивает согласованность и сбалансированность всех элементов сети.

Выбор технологии NGN и передовых принципов сетевой реализации дает ТТК ряд существенных конкурентных преимуществ: высокий коэффициент готовности и высокое качество сети, низкие операционные затраты на ее содержание. Магистральные ресурсы компании позволяют обеспечить передачу голоса по ММТС без дополнительной компрессии (сжатия), что гарантирует минимальный уровень задержек и искажений.

К 2011 г., по данным ТТК, объем отечественного рынка дальней связи составит 3 млрд. долл. В принципе столь большого “пирога”, как российский рынок МГ/МН-связи, вполне хватит, чтобы поделить его между “старшим братом” и младшими участниками. Для олигопольного состояния не характерны ни ценовые войны, ни массированное внедрение новых технологий и услуг — всех и так всё устраивает.

Картину всеобщего благоденствия слегка нарушают только “карточные” операторы. Затевая реформу, Мининформсвязи планировало запретить деятельность операторов IP-телефонии, которые, не вкладывая сколько-нибудь значительных средств в развитие сети, могли предоставлять массовые сервисы по низким ценам. Но на деле ничего страшного не случилось, и эти провайдеры, поначалу испугавшись строгих санкций государственного регулятора, сейчас снова вышли из подполья. Де-факто они тоже претендуют на определенный кусок МГ/МН-рынка.

Планы “ТрансТелеКома”

Новый игрок, как полагается, сделал несколько оптимистичных заявлений: главное — в ближайшие пять лет ТТК планирует занять 8% рынка дальней связи. C августа нынешнего года на первом этапе работы на рынке междугородной и международной связи абонентами оператора станут крупные компании, при этом наиболее важными клиентами будут предприятия холдинга РЖД и нынешние крупные заказчики ТТК.

Затем услуга МГ/МН будет распространена на предприятия среднего и малого бизнеса. В перспективе ТТК надеется занять в корпоративном сегменте долю в 12—15%. Кроме того, в 2008 г. компания планирует выйти на рынок услуг для населения, где в 2009—2010 гг. хочет занять 5—7% этого сектора. Сейчас разрабатывается стратегия продвижения на массовый рынок, для чего будет создан новый бренд. Основные усилия ТТК сосредоточит на развитии услуг в регионах.

В дальнейшем, по мере выхода на массовый рынок, ТТК предложит различные кредитные и предоплатные продукты на основе публичной оферты, бонусные программы, а также услуги на базе интеллектуальной платформы. Обслуживание будет осуществлять собственный мультимедийный контакт-центр.

“Закончен более чем двухгодичный подготовительный этап, который включал получение лицензий, строительство сети, оформление разрешительной документации, — заявил президент “ТрансТелеКома” Сергей Липатов. — Выход на рынок дальней связи открывает нам новые горизонты развития, что позволит увеличить темпы роста доходов и диверсифицировать бизнес”.

У “ТрансТелеКома” есть собственная сеть, по размерам и пропускной способности сопоставимая с инфраструктурой “Ростелекома”. В ее создание вложено около 1 млрд. долл. Это выгодно отличает компанию от МТТ и “Голден Телекома”, и объективно у нее есть возможность реализовать некоторые из своих начинаний на рынке транзита Европа — Азия и в корпоративном сегменте. Но опыта операций на массовом рынке у нее нет, равно как нет и выхода на конечных пользователей. Здесь ей предстоит большая работа, результаты которой предсказать затруднительно.