КОМПАНИЯ ОБЪЯВИЛА О ПРЕДСТОЯЩЕМ ЗАКРЫТИИ

В конце июля российский производитель компьютерного оборудования “Клондайк Компьютерс” объявил о намерении до конца 2007 г. свернуть свою деятельность. Закрытие какой-либо частной компании, тем более не очень крупной, вряд ли можно считать исключительным событием: на любом рынке периодически возникают одни фирмы и исчезают другие. Правда, если о выходе на рынок или начале какого-нибудь проекта многие любят заявлять громогласно, то об уходе или о свертывании начатых проектов предпочитают публично не объявлять. Так было с выходом R&K из сферы производственной деятельности и отказом Hewlett-Packard от реализации совместного с “Аквариусом” проекта по локальному выпуску компьютеров для российских заказчиков.

Решение “Клондайк Компьютерс” о сворачивании бизнеса некоторые эксперты рассматривают как знаковое.

Однако нынешнюю ситуацию с “Клондайк Компьютерс” можно считать примечательной. И вовсе не потому, что компания сделала публичное заявление о своем предстоящем уходе с компьютерного рынка. Решение производителя компьютеров некоторые эксперты рассматривают как знаковое.

“Я думаю, с учетом наших реалий это весьма мудро. Вопрос о консолидации российских сборщиков давно стоит на повестке дня, — считает генеральный менеджер Acer CIS Глеб Мишин. — К сожалению, для наших соотечественников финансы до сих пор остаются сложной наукой. Применительно к сборщикам это выражается в том, что они по-прежнему считают продажи логическим продолжением производства. Добавленная стоимость сборки колеблется в пределах от 5 до 10 долл., остальные деньги зарабатываются на логистике и продажах. Но тогда возникает законный вопрос: какая разница, что возить и что продавать? Для самоокупаемости сборочного производства в настоящее время нужны гигантские заказы, поэтому мы неминуемо придем к одной или двум российским компьютерным торговым маркам и, может быть, к единственному сборочному производству, обслуживающему все российские бренды”.

Мнение регионального менеджера Acer в полной мере подтверждает собственные выводы “Клондайк Компьютерс”. “Мы полагаем, что в ближайшее время об уходе с рынка заявят и другие российские сборщики”, — заявила нам Карина Петросова, руководитель департамента продаж компании.

Правда, есть и другие суждения. “Мы обсудили заявление “Клондайк Компьютерс”, обнаружили в нем логические противоречия и считаем, что проблемы этой компании связаны с ошибками в управлении ею”, — сообщил представитель одного из крупнейших российских производителей ПК, пожелавший остаться анонимным.

“Клондайк Компьютерс” был создан в 1994 г., а в 1998—м, после финансово-экономического кризиса в нашей стране, подобно многим другим коммерческим структурам был вынужден реорганизовать свой бизнес, отказавшись, в частности, от дистрибьюторского направления. С тех пор компания сосредоточилась на производстве компьютерного оборудования — мобильных и настольных ПК, графических станций, серверных решений, для сбыта которых (этим занимается один из департаментов “Клондайк Компьютерс”) используются четыре альтернативы: сотрудничество с региональными партнерами, работа с московскими партнерами, прямые отношения с корпоративными заказчиками, участие в конкурсных (тендерных) поставках.

В последнее время доходы “Клондайк Компьютерс” неуклонно сокращались. В условиях крайне низкой маржи и ценовых войн, а также высоких рисков, сопутствующих бизнесу по производству и продаже компьютеров, компания решила выйти из игры. “Конкурировать при сохранении качества и хотя бы окупаемости продукта не представляется возможным по нескольким причинам: крупнейший российский производитель построил огромный по мощности завод (речь идет о компании “Крафтвей”. — И. К.; см. PC Week/RE, № 21/2007, с. 2), обеспечив самую низкую себестоимость компьютера в нашей стране, а ведь есть еще китайские производители и западные вендоры с их многомиллионными маркетинговыми фондами и устойчивыми тенденциями к снижению стоимости”, — говорится в её официальном документе.

Нельзя сказать, чтобы руководители “Клондайк Компьютерс” не предпринимали попыток противостоять негативным тенденциям, наметившимся на российском рынке отнюдь не вчера. Весной 2004-го они даже объявили о намерении объединиться с “Ситроникс”. Этот шаг в компании рассматривали как способ привлечения оборотных средств (от АФК “Система”, которой фактически принадлежит “Ситроникс”), необходимых для развития своего бизнеса. Однако осенью того же года стало известно об отмене слияния. В “Клондайк Компьютерс” данный факт объясняют разными взглядами на вопросы управления, в том числе персоналом. Между тем на высокотехнологичном интеллектуальном рынке единственной реальной ценностью, как уверены в компании, являются люди. “В последнее время мы поддерживали столь низкодоходный монобизнес прежде всего потому, что у нас сложилась отличная команда, усилиями которой выпускался один из самых качественных на отечественном рынке продуктов”, — поясняет совладелец “Клондайк Компьютерс” Татьяна Свистунова.

Что касается нынешнего решения, то до недавнего времени ситуация внешне выглядела вполне благополучно. Еще в марте “Клондайк Компьютерс” подтвердил на очередной трехлетний период соответствие своей системы управления качеством стандарту ГОСТ Р ИСО 9001. В марте компания провела также опрос посетителей своего сайта по серверным системам. Объявив в середине апреля его итоги и наградив призами победителей, компания пообещала, что впереди ждут “новые интересные акции”. Можно ли отнести заявление о сворачивании бизнеса к таким акциям, судить в первую очередь партнерам и пользователям оборудования “Клондайк Компьютерс”. В своем заявлении компания обещает выполнить взятые на себя обязательства перед покупателями и поставщиками (в том числе в плане гарантии на проданное оборудование) и оказать региональным партнерам поддержку в поисках альтернативного поставщика.