В наше прагматичное время не так часто удается сталкиваться с явлениями, знакомство с которыми настраивает на несколько романтический лад, заставляет вспомнить стихи Пушкина, юность… Одно из таких уникальных явлений — лицей; не Царскосельский, разумеется, а вполне современный, но творчества и вдохновения в него вложено, пожалуй, не меньше, чем в его знаменитого тезку: московский Лицей информационных технологий (ЛИТ) создавался 16 лет назад энтузиастами и профессионалами в своем деле, его педагогический коллектив и до сегодняшнего дня являет собой образец стабильности и увлеченности, а практически сто процентов выпускников поступает в лучшие вузы столицы. Шесть лет назад, в десятилетний юбилей ЛИТа, мы рассказывали о становлении этого уникального учебного заведения, о том, чему и как в нем учат (PC Week/RE, № 36/2001, с. 44). Что изменилось за это время? Какие они сегодня — школьники, лицеисты? Об этом и многом другом — наша беседа с научным руководителем ЛИТ Александром Гиглавым.

PC Week: Как себя чувствует лицей сегодня? Что в нем меняется, что остается неизменным?

Александр Гиглавый: Я рад, что весьма стабилен преподавательский состав. Его обновление происходит в основном за счет тех, кто, отучившись после лицея в вузе, возвращается сюда в новом качестве — приходит учить. Кто-то берет на себя спецкурсы, но есть и предметники, преподающие общие дисциплины. Кстати, последние гораздо активнее участвуют в руководстве дипломными проектами — приобретя подобный опыт во время учебы, они легко включаются в проектную работу: им не надо объяснять, как сформулировать тему, какие ставить задачи, что требовать от ученика, как его контролировать. Но кое-что и меняется. Так, у нас изначально было три направления специализации: первое — программирование на основе алгоритмики; второе призвано было решать задачи моделирования и визуализации — того, что можно назвать компьютерной графикой; третье направление должны были составить те, кого можно обозначить как “жители страны КИС”. Опыт первого десятилетия работы ЛИТ показал, что среди наших выпускников много ИТ-менеджеров, задача которых соединять и координировать деятельность коллектива людей и коллектива машин, управлять бизнес-процессами в этой среде. Первые два направления, меняясь по содержанию (в духе новых достижений в ИТ), остаются в то же время достаточно четко очерченными (во втором случае в названии специализации добавились “мультимедиа-технологии”); а вот третье направление претерпело заметные изменения. Это получило свое отражение и в новом названии данного профиля, отвечающем международной практике, — прикладная экономика.

Наконец, помимо содержательных изменений, характерных для такой высокодинамичной отрасли, как ИТ, сегодня дают о себе знать и новые подходы к обучению в целом, более гибкие и конкурентоспособные, которые начинают применяться и в общеобразовательной школе. Речь идет об индивидуальных траекториях и модульных наборах курсов. И это не просто модные термины — это смена парадигмы в образовании: мы должны предлагать учащемуся индивидуальные наборы модулей, соответствующие тем компетенциям, которые он хочет приобрести. При этом остаются в силе и обязательные для средней школы государственные требования: базовый учебный план, разделение курсов на группы в рамках федерального, регионального и школьного компонентов и пр. Все это создает предпосылки к тому, что вариативность станет реальной не только для разных школ, специализаций и классов, но для каждого ученика. Это не значит, что мы перейдем к системе индивидуального тьюторства, здесь важно так организовать обучение, чтобы образовывались группы, которые на каком-то участке идут по одной траектории, затем они могут по-разному переформировываться, примыкая к тем или другим траекториям и т. д. Однако процесс перехода к подобной методике преподавания очень непрост, он предполагает не только “переворот в умах” педагогов (они должны дозреть до такого подхода, до такой технологии), но и определенные сложности в обеспечении "логистики" образовательного процесса. Сегодня эта задача нами уже вполне осмыслена, и мы собираемся реализовать такую модель в ближайшие два-три года.

PC Week: А что дети — изменились ли они за прошедшие пять-шесть лет?

А. Г.: Еще как! Конечно, среди наших питомцев немало совершенно уникальных ребят, но беспокоит другое: те, кто сейчас приходит в 8-й класс, родились и выросли в трудное время, когда их родителям приходилось зачастую бороться за выживание, когда, устроившись на работу в три-четыре места, они “сдавали” детей в школу, как в камеру хранения. Из этой “камеры хранения” вышли странные существа: поскольку они сами “рулили” своим временем, сидя у приятелей, в подвальных компьютерных клубах, результаты не замедлили сказаться — у этих ребят на порядок ниже “постоянная внимания”, характеризующая их способность к концентрации. Раньше эта величина (назовем ее t) была равна примерно 25—30 минутам, сегодня она сократилась до 5—7 минут. Это сказывается и на восприятии материала в классе, и на работах самостоятельного характера. Вот простой пример. Контрольная работа (или тест) из десятка небольших задачек: различие между отличником и троечником обычно ясно видно, пока они решают первые четыре-пять задач (отличник решает хорошо, троечник — плохо), а затем все выравнивается: у обоих уходит внимание, падают результаты. Кстати, нечто похожее замечено и западными исследователями, из чего они делают вывод более общего характера: “учителецентрическая” модель обучения исчерпала себя, ей на смену, видимо, должна прийти модель, где в центре, в качестве деятельного начала — ученик. Это различие в том, где находится “центр активности” в процессе обучения, хорошо передается таким лингвистическим построением: если в прежней модели школьника учили, то в новой ситуации он учится. Ученые все чаще отмечают, что сегодня бóльшая часть информации (из разных источников — телевидение, радио, реклама и пр.) поступает к человеку в виде неких “квантов” длительностью 2—4 минуты. Со временем эта фасовка информации порождает “клиповое сознание”, когда психика и далее требует для удобства восприятия таких же “квантов”, и человек не в состоянии удерживать внимание в течение более длительных промежутков времени. Такая же картина наблюдается зачастую и у наших школьников. И нам приходится прикладывать очень много усилий, прежде чем удается извлечь восьмиклассников из состояния с коротким t.

PC Week: А есть ли какие-то лекарства от этого “клипового сознания”?

А. Г.: Лекарство тут одно — приучать ребенка к необходимости длительной, изо дня в день, целенаправленной работы. И потому именно в восьмых классах с целью увеличения показателя t нам пришлось ввести выполнение проекта, на который отводится полгода.

PC Week: Почему прежде у детей не наблюдалось таких явлений, как “клиповое сознание”?

А. Г.: Я думаю, что причин здесь много: это и многократное увеличение в последнее время общего потока информации, обрушивающегося на людей, и необходимость его структурирования, “квантования”, которое приучает людей к определенным “дозам” сведений. Это и резкое сужение такой сферы деятельности, как детское техническое творчество, которое как раз и приучало к длительной, систематической работе, когда авиамодель или радиоприемник надо было собирать тщательно, вдумчиво, на что уходили недели или даже месяцы. По существу это и являлось тем, что сегодня называется проектной деятельностью, когда ребенку надо было в течение долгого времени работать над одной темой, одним большим заданием. Сегодня лишь в некоторых школах удается наладить кружковую работу, например, с электронными модулями Lego, и это не просто детская забава. Здесь используются “продвинутые” модели этого конструктора (со встроенными контроллерами и пр.), так что работа с ним — первый шаг к робототехнике. Но, к сожалению, в массовой школе таких примеров немного.

PC Week: Почему? Учителя не понимают значения такой вот проектной работы?

А. Г.: Здесь опять же целый спектр причин. Во-первых, понимают суть проектной деятельности не все. Но не только поэтому. Еще одной причиной является загруженность учителей: многие сегодня вынуждены брать по две ставки, чтобы прокормить семью, — такая ситуация не всегда располагает к вдумчивой работе. И наконец, новые технологии (в том числе ИТ во всех своих проявлениях — цифровое фото, компьютеры, интерактивные доски и пр.) доступны пока далеко не всем школам, да и возможности их еще не освоены большей частью педагогов. И в этом плане честь и хвала тем молодым активным учителям, которые делятся своим опытом с коллегами постарше, показывая, чего можно достичь в учебном процессе с помощью новых технологий. Очень важно также, что ИТ-компании находят адекватные формы участия в такой работе — сегодня программы по обучению учителей развернули Intel, Microsoft, ряд других фирм. Пока что не так активно работают со средней школой российские компании, но и среди них есть те, у кого уже стоит поучиться остальным: это “Физикон”, “Квазар-Микро”, “1С” — они решают социально значимые задачи. Так что потихоньку накапливается образовательный контент.

PC Week: Вернемся к специальностям. Чем сегодняшняя “прикладная экономика” отличается от прежнего “менеджерского” варианта? В ней стало больше собственно экономики? Или она приблизилась к тому варианту, который в Высшей школе экономики фигурирует под названием “бизнес-информатика”?

А. Г.: И да, и нет. Эта специальность за прошедшие пять лет подверглась наибольшей трансформации. И хотя, как и прежде, основным вузом, куда поступают выпускники этого направления, была и остается Высшая школа экономики (да и ведут предмет преподаватели из ГУ-ВШЭ), я бы сформулировал идею, заложенную в трехлетний курс экономики, читаемый в ЛИТ, таким образом: главный акцент приходится на те разделы, в которых невозможно понять, о чем идет речь, не владея стоящей за этим математикой. Иными словами, математизация экономики — это не украшение ее тензорами и тройными интегралами, это нормальная школьная математика (исследование свойств кривых, работа с графиками и пр.), но “посаженная” в экономический контекст. Не всем дается этот уровень сложности, но в помощь желающим работают факультативы, проводятся консультации.

PC Week: Специализация у ребят начинается с того момента, как они попадают в лицей?

А. Г.: Нет, в восьмом классе они занимаются общими, вводными вещами: это алгоритмика, освоение технологий MS Office и полугодовой проект, о нем я уже говорил, — он очень существенно помогает ребятам выбрать специализацию с учетом своих склонностей. Мы считаем, что трем направлениям, представленным у нас, соответствуют в большой мере три психологических типа. Будущим программистам свойственен аналитический взгляд на мир; у “мультимедийщиков” на первом месте креатив, а у экономистов акцент делается на коммуникативные навыки: ведь из них могут получиться квалифицированные сейлзы, которых у нас сегодня остро не хватает, бизнес-аналитики. Кстати, среди последних очень много наших выпускников прежнего “менеджерского” направления; немало их и в контент-индустрии (электронные СМИ, издательства, информационные услуги и пр.).

PC Week: Куда сегодня поступают учиться ваши выпускники?

А. Г.: Мне приятно отметить, что, как и пять-шесть лет назад, это отнюдь не только математические и компьютерные специальности, — широк круг интересов наших ребят, они не становятся узкими специалистами, зацикленными лишь на ИТ. И это хорошо. Из вузов, как и прежде, на первом месте МГУ — примерно половина поступает в университет; затем около четверти — в ГУ-ВШЭ, а следом идет большая вереница вузов, среди которых РГГУ, Университет печати, Университет нефти и газа, МИЭМ, МГТУ. В последнее время быстро растет интерес к МИФИ.

PC Week: Как развивается сотрудничество лицея с ИТ-компаниями?

А. Г.: Я считаю, что неплохо. Сейчас оно перешло на новый уровень — от благотворительности к равноправному партнерству. Например, вместе с Microsoft и “Открытыми системами” мы выпустили диск для преподавателей; одну из инструментальных систем Microsoft мы испытывали в качестве движка для управления учебным процессом. Есть и другие примеры — так, Ассоциация производителей компьютерной и информационной техники (АП КИТ) поддерживает проводимую в нашем лицее Всероссийскую научно-техническую конференцию учащихся старших классов “Электронная Россия: выбор молодых”.

PC Week: Успехов вам, и спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)