25 июля под председательством Президента России состоялось заседание Совета безопасности РФ на котором рассматривалась стратегия развития информационного общества в Российской Федерации

25 июля под председательством Президента России состоялось заседание Совета безопасности РФ, на котором был заслушан доклад министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана “О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации”.

Плохо, когда стратегией построения информационного общества занимается Совет безопасности. Ещё хуже, когда важнейшими приоритетами этой стратегии объявляются “реализация на практике конституционных прав граждан на доступ к информации, обеспечение равных возможностей для получения базовых услуг связи вне зависимости от территории или региона, где проживают наши граждане, стимулирование дальнейшего распространения и массового применения информационных технологий в социально-экономической сфере”. Если же принять во внимание, что такая стратегия предлагается для государства, прочно обосновавшегося в хвосте практически всех страновых рейтингов ИТ-развития, то становится совсем грустно.

Ведь всё, что правительством предлагается сделать для построения в России информационного общества, может позволить ей в лучшем случае исправить лишь одну из категорий (а именно категорию “Уровень развития ИКТ-инфраструктуры”), по которым принято оценивать уровень информационного развития общества. Чтобы пояснить, о чём идёт речь, рассмотрим последний страновой рейтинг 69 стран “The 2007 e-readiness rankings”, в котором Россия опустилась с 52-го места (результат 2006 г.) на 57-е.

Среди ежегодных индексов, оценивающих состояние, а также перспективы развития и использования ИКТ в разных странах мира, индекс e-readiness, публикуемый аналитическим центром “The Economist Intelligence Unit” (EIU), является наиболее комплексным и всеохватывающим. EIU помимо собственных данных для расчёта индекса e-readiness использует данные многих аналитических агентств: Pyramid Research, Мирового банка, World Information Technology and Services Alliance (WITSA) и др. Индекс e-readiness рассчитывается на базе ста количественных и качественных показателей, сгруппированных в шесть взвешенных категорий. Первая категория — “Уровень развития ИКТ-инфраструктуры” (с весом 20%). Категории со второй по шестую представляют собой пять интегральных факторов, способствующих распространению ИКТ: “Бизнес-климат” (вес — 15%), “Е-грамотность” (15%), “Правовая поддержка” (10%), “Политика государства в областях, связанных с использованием ИКТ” (15%), а также “Практическая польза, которую получают бизнес и население от внедрения ИКТ” (25%). Каждый из расчётных параметров e-readiness лежит в диапазоне от 1 до 10 (максимально возможное значение), а итоговый индекс строится с учётом весов, присвоенных отдельным категориям.

Столь широкий набор показателей, учитываемых при расчёте этого индекса, выходит далеко за пределы оценки “готовности стран к использованию Интернета”, неверно употребляемой некоторыми журналистами при трактовке смысла индекса. На самом деле, давая интегральную оценку уровню развития ИКТ-инфраструктуры и пяти главным факторам, способствующим распространению ИКТ в экономике разных стран, индекс e-readiness показывает текущее состояние и перспективы различных стран на их пути к построению информационного общества.

Россию, согласно расчётным параметрам индекса e-readiness, можно отнести к странам со слаборазвитой и низкокачественной ИКТ-инфраструктурой (уровень 3, см. рис. 1). В то же время по другим расчётным параметрам этого индекса Россия относится к странам, в которых крайне слабо развиты факторы, способствующие распространению ИКТ в бизнесе и среди населения (уровень Г, см. рис. 1). Таким образом получается, что в пространстве координат “Уровень развития ИКТ-инфраструктуры” и “Факторы, способствующие распространению ИКТ” Россия находится в квадрате 3Г — самом отсталом из всех двенадцати квадратов этого пространства. Напомним, что по итогам прошлогоднего индекса e-readiness Россия находилась в квадрате 3В. Перемещение из него в квадрат 3Г в основном определяется провалами категории “Политика государства в областях, связанных с использованием ИКТ” и “Практическая польза, которую получают бизнес и население от внедрения ИКТ”. Свою роль также сыграло произошедшее в этом году изменение методики расчёта индекса e-readiness — изменился состав категорий и присваиваемые им веса.

Конкретное изменение расчётных показателей российского индекса e-readiness по шести взвешенным категориям показано на рис. 2. Наивысший рост за прошедший год показала категория “Е-грамотность”. Также несколько улучшился показатель “Правовая поддержка” и “Уровень развития ИКТ-инфраструктуры”. Но эти улучшения были сведены на нет провалами в категориях “Политика государства в областях, связанных с использованием ИКТ” и “Практическая польза, которую получают бизнес и население от внедрения ИКТ”.

На рис. 3 показано, как изменились за год места России в рейтингах по каждой из шести категорий индекса e-readiness. Место в рейтинге по категории “Уровень развития ИКТ-инфраструктуры” ухудшилось, несмотря на улучшение соответствующего расчётного параметра. Очевидно, в других странах темпы улучшения ИКТ-инфраструктуры превосходят российские. В категории “Бизнес-климат” место России ухудшилось даже больше, чем соответствующий расчётный параметр. Это может означать, что бизнес-климат в России ухудшается быстрее, чем в других странах.

Заметно улучшилось за прошедший год положение страны в рейтинге по категории “Е-грамотность”. Это связано с колоссальным рывком соответствующего расчётного параметра, что по сути является единственным реальным прорывом в улучшении расчётных параметров российского индекса e-readiness за прошлый год. Хотя расчётный показатель по категории “Правовая поддержка” тоже улучшился, место нашей страны в данном рейтинге осталось практически тем же. Это можно объяснить только тем, что аналогичным образом улучшилась правовая поддержка ИКТ и в других странах.

Место России в рейтинге по категории “Политика государства в областях, связанных с использованием ИКТ” сильно ухудшилось пропорционально значительному ухудшению соответствующего расчётного параметра. Видимо, по мнению западных экспертов, наши власти не уделяют должного внимания созданию экономических и институциональных условий, способствующих росту спроса на ИКТ. Провал по этой категории оказался наиболее заметным среди всех показателей России за прошлый год. Поэтому складывается впечатление, что сколько бы ни обещало российское правительство путём организации различных фондов и разработки громких стратегий решить задачу создания в России информационного общества, — всё это пустое. По мнению западных экспертов, уровень развития ИКТ так и будет “ниже плинтуса” до тех пор, пока факторы, способствующие внедрению ИКТ, не будут должным образом усилены.

Как это ни прискорбно, но в категории “Практическая польза, которую получают бизнес и население от внедрения ИКТ” за прошедший год наблюдается почти такой же провал, как и в категории “Политика государства в областях, связанных с использованием ИКТ”. Это является, на мой взгляд, хорошим подтверждением того, насколько сильно в России завязана мотивация бизнеса на применение ИКТ с правилами неконкурентных игр, проповедуемых и навязываемых властью.

Сравнение двух полных рейтингов “The 2007 e-readiness rankings” за 2006 и 2007 гг. приведено на рис. 4. Среднее значение индекса e-readiness увеличилось за год с 6,02 до 6,24 (улучшилось на 4%). Что же касается входящей в последнюю двадцатку России, то она, как видно, “плывёт против течения”: тогда как показатели по “группе отстающих” в среднем улучшились почти на 9%, индекс России ухудшился примерно на 1%. Основная причина ухудшения индекса, по мнению аналитиков из EIU, заключается в политике государства в областях, связанных с использованием ИКТ. Эта политика, к сожалению, пока направлена на что угодно, но только не на создание в стране экономических и институциональных условий, способствующих росту спроса на ИКТ. Ведь первое, что для этого нужно, — равные условия конкуренции, прозрачные, неизменные и общие для всех правила игры.

Но про всё это, к сожалению, в предлагаемой правительством стратегии развития информационного общества нет ни слова. Отсюда и опасение, что даже при решении стратегической задачи телефонизации российских сёл комплексная оценка уровня приближения России к информационному обществу по рейтингу “The 2015 e-readiness rankings” вряд ли окажется намного лучше результатов 2007 г. А ведь в этом году наша страна не только не улучшила своего положения в данном рейтинге, но и пропустила вперёд себя Китай, Индию, Филиппины, Иордан и Мальту.

Среди стран, которые Россия пока опережает в рейтинге e-readiness, остались Египет, Эквадор, Украина, Шри-Ланка, Нигерия, Пакистан, Казахстан, Вьетнам, Алжир, Индонезия, Азербайджан и Иран. Глядя на этот перечень и сравнивая его с перечнем лидеров рейтинга (Дания, США, Швеция, Гонконг, Швейцария, Сингапур, Великобритания и т. д.), невольно задумываешься о том, что каждая страна, возможно, имеет то информационное общество, какое заслуживает.

Версия для печати (без изображений)