О дефиците грамотных разработчиков ПО как в мире в целом, так и в России в частности, мы уже неоднократно писали (см., например, PC Week/RE, № 10/2006, с. 33 или www.pcweek.ru/?ID=510845). Этот дефицит испытывают не только фирмы, разрабатывающие ПО на заказ, но и предприятия, создающие тиражируемые продукты.

В центре карьерного роста ТЕКАМА на основе итогов недавнего опроса, проведённого среди 43 софтверных компаний из разных городов России, утверждают, что только предприятия нашей страны готовы хоть сегодня “поглотить” около 30 тыс. грамотных разработчиков ПО разного уровня — от рядовых программистов до руководителей проектов и подразделений. Некоторые эксперты считают эту цифру заниженной. Так, например, по оценкам фирмы “1С” ежегодно одних только новых специалистов по обслуживанию и внедрению “1С:Предприятия” требуется более 30 тыс. человек. В целом же к 2012 г., по имеющимся у “1С” данным, ежегодная потребность российской экономики (ИТ-отрасли и отраслей народного хозяйства) в новых ИТ-кадрах может составить порядка 300 тыс. И если система профессионального образования страны будет выпускать даже впятеро больше ИТ-специалистов, чем сейчас, то проблем с их занятостью в России скорее всего не возникнет.

Перестройка системы профессионального образования страны в области подготовки ИТ-специалистов хотя и ведётся (см. PC Week/RE, № 22/2007, с. 36;www.pcweek.ru/?ID=630872), но её темпы явно недостаточны. К счастью, прохождение вузовских (“техникумовских”, “колледжских” и т. д.) дисциплин, утвержденных официальными ведомствами в установленном порядке, — не единственный путь подготовки ИТ-специалистов и повышения их квалификации (в том числе в виде второго высшего образования). Существуют также фирменные корпоративные тренинги и общемировые программы, являющиеся своего рода стандартами де-факто. Среди последних — программа iCarnegie, впервые разработанная специалистами американского университета Carnegie Mellon в 1998 г. и принявшая современный вид (десять основных курсов, о которых речь пойдёт ниже) в 2003-м.

Первый вице-президент университета Carnegie Mellon Филипп Леман (Philip Lehman) утверждает, что к настоящему времени через эту программу в 16 странах мира прошло свыше 120 тыс. слушателей (в том числе 12 тыс. — в одном только Китае), а количество компаний, в которых трудятся специалисты с сертификатами iCarnegie, перевалило за тысячу. Среди них такие гиганты, как Microsoft, Intel, Google и т. д. Как ни странно, в России учебных заведений (с государственной либо коммерческой системой обучения), где можно пройти включенные в эту программу курсы, до сих пор не было.

Но свято место, как известно, пусто не бывает. За ликвидацию этого белого пятна на географической карте программы iCarnegie взялся центр карьерного роста ТЕКАМА. Что, в общем-то, не удивительно. Ведь основателями этой компании (до 2006 г. она называлась RUSSEE*) является группа выпускников данного университета. Им, как говорится, и карты в руки.

По мнению генерального директора ТЕКАМА Дмитрия Дахновского, благодаря усилиям его компании уже в этом году программой iCarnegie будет охвачено около шестисот слушателей. Предполагается, что в будущем году их количество увеличится до 4000, а в 2009-м — до 9000 человек. Исполнительный вице-президент компании ТЕКАМА Денис Милов сообщил, что в Москве локализованная программа iCarnegie стартует в августе, в октябре эти курсы будут доступны в Санкт-Петербурге, затем программа шагнёт в Сибирь, а потом, возможно, и в другие регионы нашей страны.

Программа iCarnegie предусматривает очную форму обучения. Перечень входящих в неё курсов приведён в таблице. Продолжительность каждого курса — около полутора месяцев, а стоимость его прохождения — примерно 700 долл. Что же изучают новички и чему учат профессионалов? У нас нет возможности излагать содержимое всех курсов iCarnegie, поэтому ограничимся “расписанием” лишь самого младшего (SSD1) и самого старшего (SSD10) курсов. Итак, на курсе “Введение в информационные системы” (SSD1) изучаются следующие темы:

  • введение в процессы и внешнюю среду;
  • клиенты, серверы и передача данных;
  • введение в вопросы присваивания имен;
  • сервлеты;
  • структуры программного контроля;
  • разработки программного обеспечения;
  • представление данных (простой тип, инкапсулированный тип);
  • основы Java и HTML;
  • документация;
  • языки, синтаксис, интерпретация, компиляция и выполнение.

А вот вопросы, обсуждаемые во время чтения курса “Организация и управление проектом по разработке программного обеспечения” (SSD10):

  • CMM, этика;
  • вопросы ответственности;
  • конфиденциальность;
  • отношения с клиентами;
  • принципы лидерства;
  • вопросы интеллектуальной собственности;
  • технология проектного менеджмента (планирование);
  • бюджетирование, анализ рисков;
  • базовые инструменты управления проектами.

Программа iCarnegie разбита на две логически законченные подпрограммы: P-1 (она включает курсы SSD1— SSD5) и P-2 (SSD6 — SSD10). Первая ориентирована на людей, имеющих лишь базовые знания о компьютерах, а вторая — на специалистов, стремящихся стать профессионалами в области разработки ПО и обеспечить себе устойчивый карьерный рост.

Продолжительность каждой подпрограммы — около полугода, а её стоимость — в районе 3000 долл. В центре карьерного роста ТЕКАМА к этим подпрограммам в качестве бонуса включено изучение технического английского языка.

Слушатели, прошедшие данные курсы, после успешной сдачи экзаменов (и подтверждения результатов в университете Carnegie Mellon) получают сертификаты, удостоверяющие знания соискателя в соответствующей области. Филипп Леман подчёркивает, что эти сертификаты признаются всеми ведущими софтверными компаниями мира.

Впрочем, сертификат, подтверждающий, что специалист знает определённый курс программы iCarnegie, можно попытаться получить и без прохождения соответствующего курса. По словам вице-президента по маркетингу и продажам ТЕКАМА Вадима Копытина, право сдачи соответствующего экзамена стоит примерно 80 долл. Он отмечает также, что для поступления на старшие курсы iCarnegie одних денег недостаточно. Нужно иметь определённый уровень подготовки, т. е. выдержать своего рода входной экзамен.

Вадим Копытин считает, что в этом году в нашей стране среди слушателей курсов iCarnegie примерно 30% составят люди, обучающиеся на собственные средства, и около 70% придётся на специалистов, обучение которых осуществляется в рамках корпоративных программ повышения квалификации сотрудников. В дальнейшем же, по мнению г-на Копытина, это соотношение может оказаться прямо противоположным. Интересно отметить, что в мире соотношение между “частными” слушателями программы iCarnegie (т. е. теми, кто платит за обучение собственные, в том числе взятые в кредит деньги) и “корпоративными” (кто учится за счёт компаний), выглядит как девять к одному.

Филипп Леман поясняет, что в мире партнёрами Carnegie Mellon по программе iCarnegie являются около тридцати высших учебных заведений, которые “встраивают” курсы этой программы в дисциплины, изучаемые их студентами. Особенно много таких университетов в странах, где информационные технологии активно поддерживаются государством (к примеру, в Китае и Индии). Вместе с тем Денис Милов отмечает: “Мы не пытаемся конкурировать с высшими учебными заведениями нашей страны. Они, как правило, дают очень широкое “фундаментальное” образование. Мы же стремимся привить нашим выпускникам конкретные знания, которые они сразу смогут использовать в своей практической деятельности”.

Версия для печати (без изображений)