АЛЕКСАНДР ЧУБУКОВ

На прошедшем в конце июля заседании Совета безопасности РФ (СБ) Владимир Путин отметил, что Россия к 2015 г. может и должна занять передовые позиции в сфере ИТ. А для этого, по его мнению, следует определить “новые ниши и специфические сферы”, в том числе надо “последовательно решать вопрос импортозамещения в части компонентной базы” и при этом “стимулировать создание новых инновационных предприятий через механизмы частно-государственного партнерства и международной кооперации”. Первый вице-премьер Сергей Иванов пояснил, что среди прочего решением СБ предусматривается создание отечественного производства радио- и микроэлектроники.

На фоне проявляемого в последнее время интереса со стороны первых лиц государства к отрасли электроники в Торгово-промышленной палате РФ под эгидой ассоциации “Совет главных конструкторов” прошла конференция, посвященная ситуации в отрасли и перспективам ее развития. На ней ведущие специалисты и руководители государственных и коммерческих организаций, обсуждали состояние дел в данной сфере.

По данным Роспрома, объем отечественного рынка электронных компонентов (ЭК) в минувшем году превысил 35 млрд. руб., из которых более 13 млрд. достались отечественным производителям. Как полагают в Роспроме, в 2011 г. этот показатель достигнет 60 млрд. руб. Однако данные цифры составляют лишь малую толику от объема мирового рынка ЭК, который, по оценке Gartner, в 2006-м составил 258,5 млрд. долл., в то время как объем совокупного российского рынка радиоэлектроники за этот период оценивается примерно в 30 млрд. долл.

По данным исследования, представленного по поручению АРДЭК (Ассоциация российских дистрибьюторов электронных компонентов) председателем совета директоров ОАО “Техно” Юрием Герасимовым, сегодня на отечественном рынке присутствует более 520 дистрибьюторов ЭК, порядка 60 компаний занимаются поставкой электронных плат, модулей и оборудования, около 250 предприятий выпускают ЭК, а 370 — электронную технику.

Как подсчитали в аналитическом агентстве EuroPartners, российские дистрибьюторы владеют 56% отечественного рынка ЭК, причем объем продаж первой десятки оценивается в 281,7 млн. долл., а на долю всех остальных приходится 393,9 млн. долл. При этом две трети всех российских поставщиков ЭК находятся в Москве (200) и Санкт-Петербурге (90). Таким образом, основной поток импорта ЭК концентрируется вокруг крупных московских и петербургских дистрибьюторов, в большинстве своем располагающих складами, и многие региональные продавцы вынуждены заключать договоры со столичными дистрибьюторами. Подобная концентрация дистрибуции характерна только для нашей страны.

С 2006 г. все крупнейшие зарубежные дистрибьюторы ЭК имеют в нашей стране офисы или представительства. Но, как считает Юрий Герасимов, присутствие зарубежных дистрибьюторов на нашем рынке привело к ряду негативных последствий: снижению числа прямых франчайзинговых договоров изготовителей компонентов с российскими дистрибьюторами, что вызвало повышение на несколько процентов цен на компоненты для предприятий радиоэлектроники и увеличение сроков поставки; сокращению объемов складов, так как российский дистрибьютор без договора франчайзинга не имеет возможности вернуть непроданные микросхемы производителю, а иностранцы складов в нашей стране не имеют; уменьшению российскими дистрибьюторами объемов и качества технической поддержки продаж импортных компонентов (западные дистрибьюторы так и не научились ее оказывать, так как заинтересованы только в крупных проектах с очень большими для нашего рынка объемами выпуска). Кроме того, по его словам, снизился общий объем информационной поддержки: отечественные поставщики ЭК, утратив возможность заключать прямые дистрибьюторские договоры, перестали информировать потребителей через СМИ и свои сайты о новых компонентах, а зарубежные дистрибьюторы подобную работу практически никогда и не вели. Вместе с тем инженеры по поддержке разработчиков российских компаний перестали получать данные от вендоров о надежности поставляемых ЭК, о планируемом сроке выпуска новых изделий и т. п. При этом российские дистрибьюторы снизили объемы своих прямых программ и инвестиций в производство своих клиентов, что обусловлено вывозом из страны прибыли, низким уровнем добавленной стоимости в России, усложнением процедуры подписания NDA (соглашений о неразглашении конфиденциальной информации изготовителя микросхем), появлением дополнительной внутренней конкуренции, а также превращением ряда наших промышленных предприятий в контрактных поставщиков продукции.

К отрицательным факторам, обусловленным деятельностью иностранных вендоров в нашей стране, по мнению г-на Герасимова, можно отнести то, что некоторые продукты отечественной разработки стали выпускаться и продаваться под зарубежными торговыми марками. Во многих областях иностранцы получили возможность контролировать наше производство и технический уровень выпускаемых изделий. Стала проявляться ценовая зависимость продукции наших предприятий от взаимоотношений с изготовителем ключевых полупроводниковых компонентов. Кроме того, присутствие в России иностранных компаний (как дистрибьюторов, так и вендоров) стимулировало значительный отток самых квалифицированных инженеров и активных менеджеров за рубеж.

В то же время, полагает Юрий Герасимов, для российских дистрибьюторов важно непосредственное присутствие зарубежных производителей компонентов на нашем рынке, что позволяет выпускать у нас аппаратуру мирового уровня. Хорошим примером может быть внедрение компонентов английской фирмы CML в большинство изготавливаемых в нашей стране таксофонов. Нацеленность американского поставщика микросхем Actel на российский рынок выпуска аппаратуры военного применения дает возможность положительно решать вопросы, связанные с экспортными ограничениями в США.

Между тем многие европейские и американские инвесторы, активно работающие в сфере электроники, отмечают многочисленные сложности, с которыми они сталкиваются у нас: Россия — единственная страна в мире, где таможенные правила устроены так, что отосланные экспресс-почтой детали не поступят к получателю на второй день после отправки, поскольку их задерживают для оплаты таможенных пошлин, НДС и т. п.; только РФ не признает сертификатов TUV, CE и настаивает на оплате российских сертификатов при импорте продукции, игнорируя также общепринятые инвойсы на английском языке и требуя для оформления импорта контракта, написанного на русском.

Российские игроки на рынке электроники полагают, что при неизбежной интеграции с мировым рынком важно извлечь из нее максимальную для страны выгоду. И АРДЭК предлагает подключить к этому процессу отечественных дистрибьюторов, что даст потребителям ЭК возможность получать компоненты по стандартному грамотно проработанному юристами договору, исключить “серые” поставки и т. п. Дистрибьюторы, считают в АРДЭК, уверены в долгосрочной выгоде от привлечения иностранных вендоров к производству компонентов в нашей стране и в настоящее время делают (правда, пока скромные) шаги в этом направлении (например, проект “Микрон”/St Microelectronics). При этом необходимо предоставить отечественным компаниям, занятым выпуском ЭК и изделий радиоэлектронного комплекса, равные условия при конкуренции с иностранными поставщиками, на чем, к примеру, настаивает начальник Управления радиоэлектронной промышленности и систем управления Роспрома Юрий Борисов. Такое неравенство проявляется в том, что импортируемые российскими компаниями необходимые сырье, материалы и комплектующие облагаются 18% НДС и таможенными пошлинами, и в результате экспортируемая отечественная электронная продукция оказывается дороже по сравнению с зарубежной, поскольку вернуть НДС при экспорте (из России) готовых изделий практически не реально. Вместе с тем российские дистрибьюторы ЭК могут снизить многие негативные стороны присутствия в стране иностранных конкурентов, если получат возможность работать не только на российского потребителя, но и на внешние рынки. Реэкспорт невостребованных внутри страны компонентов даст возможность значительно снизить накладные расходы и увеличить складские запасы элементной базы внутри нашей страны, что в свою очередь приведет к снижению цен на комплектацию изделий для всей промышленности. Для этого, как считают в АРДЭК, следует создать соответствующие условия (со стороны государственных органов, например в форме нормативных актов), которые способствовали бы увеличению количества прямых дистрибьюторских соглашений с иностранными производителями (франчайзинг).

Версия для печати (без изображений)