Во второй декаде мая в Москве прошла очередная международная выставка систем связи, компьютеров и оргтехники “Связь-Экспокомм-2006”, которая по традиции является крупнейшим телекоммуникационным форумом в странах СНГ.

Принято считать, что такого рода мероприятия отражают основные тенденции развития соответствующих сфер экономики. Однако, несмотря на постоянный рост рынка оборудования связи и телекоммуникационных услуг в РФ, ведущая выставка ИКТ в стране последние годы явно топчется на месте: не растет число фирм-участниц, не увеличиваются экспозиционные площади…

Что это — какой-то кризис жанра, связанный с переходом к другим формам делового общения, или стабилизация выставочной активности в связи с высокими ценами на экспозиционные услуги в столице? А может, это свидетельство грядущего спада в сфере инфокоммуникационных технологий в стране?

Конечно, надо учитывать, что административный ресурс профильного ведомства — Мининформсвязи РФ — явно направлен против организаторов и участников этой выставки, поскольку данное ведомство усиленно продвигает собственное детище — “Инфоком”. Именно поэтому “Cвязь-Экспокомм” лишилась некоторых операторских фирм, в первую очередь межрегиональных компаний “Связьинвеста”, а также ряда вендоров, “заточенных” на поставки оборудования и ПО для госструктур.

Перестали участвововать в ней и некоторые сотовые дилеры — характер этой выставки, ориентированной на профессионалов, не особенно вписывался в формат их бизнеса.

Представители прессы отмечают снижение количества сопутствующих выставке мероприятий (конференций, семинаров, курсов), жалуются на уменьшение числа презентаций и маркетинговых акций, говорят о явном спаде деловой активности и даже об “увядании” выставки.

Правда, большинство опрошенных нами экспонентов не склонны драматизировать ситуацию и считают данную выставку хорошей площадкой для делового общения. Соглашаясь с тем, что количество фирм-участниц действительно несколько снизилось, да и размеры экспозиционных площадей уменьшились, они в то же время подчеркивали, что число посетителей выставки, особенно из регионов, из года в год все же растет.

“«Связь-Экспокомм” в очередной раз подтвердила статус во многом уникальной ведущей отраслевой выставки России, — убеждена Ирина Ланина, директор по маркетинговым коммуникациям компании Huawei Technologies (CIS). — Трудно переоценить значимость этого мероприятия для укрепления и развития партнерских отношений и для презентации технологических новинок”.

“«Связь-Экспокомм” — это одна из немногих выставок, где конечные заказчики могут встретиться с производителями, ведущими интеграторами в телекоммуникационной отрасли, крупными операторами связи, — считает Александр Кукуджанов, генеральный директор компании Nateks Networks. — Выставки и устраиваются для того, чтобы все игроки телекоммуникационной отрасли смогли найти точки соприкосновения и в результате выработать общую взаимовыгодную схему дальнейшего сотрудничества”.

Примерно такого же мнения придерживается и Максим Агеев, президент компании “Квазар-Микро”: “Выставка — своего рода тестовая площадка для нас. Это возможность говорить “не на пальцах”, а реально показать клиентам, что доступно им сегодня и что мы планируем предложить им завтра, аккумулировать и обобщить реальные потребности рынка. Это, собственно, то, ради чего наша компания в выставке участвовала”.

“На этой выставке павильоны не пустуют и экспоненты не могут пожаловаться на отсутствие внимания посетителей, — отметил Владимир Седов, директор по маркетингу фирмы “Диалог-Сети”, которая в шестой раз подряд участвовала в форуме “Связь-Экспокомм”. — Специалисты нашей компании провели множество деловых встреч, во время которых подтвердилась заинтересованность клиентов в новых разработках, представленных на стенде. Особый интерес вызвали решения, выполненные нашим предприятием для операторов связи, планирующих переход к NGN”.

Но тон на “Связь-Экспокомм” задают, по мнению Кукуджанова, три типа компаний. Во-первых, это огромное множество производителей и продавцов, предлагающих по сути однотипное оборудование по разным ценам, с разным функционалом; во-вторых — крупные операторы, занимающиеся глобальным ребрендингом, демонстрацией наиболее успешных маркетинговых проектов, результатов гиперслияний, и в третьих — ведущие интеграторы, предлагающие решения на базе продукции мировых производителей, тысячу раз обкатанные в маркетинговом отношении, однако по сути дела представляющие лишь трансфер западной модели за очень крупные деньги.

В то же время заказчикам требуется комплексное предложение, учитывающее не только предлагаемое оборудование и программные комплексы, но и специфику бизнес-модели оператора, ее финансовую и маркетинговую составляющие. Но находят они это нечасто.

“Вот и рыщут наши заказчики меж громад стендов операторской когорты России, золотых интеграторов и многомиллиардных мировых монополистов, собирают по крохам информацию и довольствуются малым, хотя могли бы (если бы в конце концов на них обратили внимание) получить максимум”, — замечает Александр Кукуджанов.

Впрочем, и экспоненты зачастую вынуждены довольствоваться малым. “В который раз я убеждаюсь, что участие в выставке для крупных компаний — cкорее хороший повод еще раз встретиться со своими деловыми партнерами и клиентами, нежели инструмент “просеивания” потока посетителей в поисках новых клиентов”, — подчеркнул Максим Агеев.

Но участие в выставке — удовольствие не из дешевых. В этом году некоторые крупные фирмы даже перенесли свои экспозиции или презентации за пределы “Экспоцентра” и организовали их на речных судах, пришвартованных к Краснопресненской набережной. И хотя судовой сервис, как известно, стоит приличных денег, обходится он, вероятно, дешевле, чем услуги E. J. Krause.

Характерная деталь. Одна крупная американская компания решила на сей раз представить свою экспозицию не на стенде в павильоне, а в автомобильном трейлере на открытой площадке. По утверждению ее директора по маркетингу, за такую стоянку автотрака в течение четырех дней работы выставки фирме пришлось заплатить более чем 30 тыс. евро! Цены, конечно, заоблачные.

Но даже это не останавливает ведущих игроков телекоммуникационного рынка. Крупнейший стенд площадью 2000 кв. м. принадлежал как и в прошлом году “Системе Телеком”. Главной темой данной экспозиции стала презентация первого в стране сквозного бренда, охватившего на данном этапе компании МТС, “Комстар-ОТС”, МГТС и “МТУ-Интел”.

Вопросы эффективности выставочной деятельности волнуют всех участников экспозиционного процесса. “Лично у меня складывается мнение, что многие выставки в последнее время ориентированы не на конечных заказчиков, а на самих же участников, — говорит Александр Кукуджанов. — Между ними идет своеобразное соревнование — кто круче сделает стенд, кто вовремя успеет продемонстрировать технологически “модное” оборудование… Но мало кто смог предложить альтернативным операторам связи, которые в ближайшие несколько лет будут основными движетелями телекоммуникационной отрасли России и которых, к сожалению, упускают из вида многие участники выставки, живые, интегрированные, недорогие решения”.

Пожалуй, еще более категоричен в своих суждениях Максим Агеев: “Мне кажется — и здесь я не буду оригинальным, — что универсальные выставки постепенно сойдут “на нет”, уступив место выставкам узкоспециализированным, которые отсеют случайных людей, сделав общение всех заинтересованных сторон реально эффективным”.

Версия для печати