На сайте “Лаборатории Касперского” (ЛК) опубликована статья Евгения Касперского “Прогнозы изменений в антивирусной индустрии” (www.kaspersky.ru/threats?chapter=188269734). В ней руководитель департамента инновационных технологий ЛК рассказывает о трёх факторах, значительно влияющих на состояние антивирусной индустрии, и даёт комментарии на горячую сегодня тему выхода компании Microsoft на антивирусный рынок.

Евгений Касперский: “За последние несколько лет антивирусная индустрия претерпела значительные изменения”

Евгений Касперский: “За последние несколько лет антивирусная индустрия претерпела значительные изменения”

Напомним, что империя Билла Гейтса выводит на рынок:

  • антивирус для домашних компьютеров (уже сейчас);

  • антивирус для рабочих станций (в дальнейшем);

  • решения для MS Exchange (на базе многоядерного продукта Antigen, разработанного компанией Sybari).

По мнению г-на Касперского, мировая антивирусная индустрия ныне пребывает в некотором шоке — все очень хорошо помнят Netscape и прочие независимые проекты, сильно похудевшие или вовсе почившие в бозе после появления аналогичных продуктов Microsoft.

Г-н Касперский считает, что появление Microsoft на антивирусном рынке нанесёт удар по бизнесу ряда производителей (многим антивирусным компаниям придётся “порезать” бюджеты и “почистить” кадры). При этом хуже всего будет компаниям:

  • публичным (стоимость их акций может существенно понизиться);

  • бизнес которых базируется в основном на сегменте, куда выходит Microsoft;

  • у которых качество ядра, ниже, чем у Microsoft;

  • ядро которых не включено в Antigen.

А лучше всего себя будут чувствовать себя фирмы:

  • не публичные (ЗАО);

  • которые имеют широкий спектр продуктов;

  • у которых высокое качество ядра;

  • ядро которых встроено в Antigen.

В то же время руководитель департамента инновационных технологий ЛК отмечает, что внимание софтверного гиганта благоприятно отразится на развитии решений по компьютерной безопасности и на их качестве. Он надеется, что выход Microsoft на антивирусный рынок сделает Интернет безопаснее и что на каждом столе будет стоять не просто компьютер, а компьютер безопасный.

В своей статье Евгений Касперский подчёркивает, что 100%-ного решения проблемы ИТ-безопасности (включая её антивирусную составляющую) до сих пор нет. Поэтому владельцы компьютеров будут искать новые и новые способы защиты, что обеспечит спрос на решения от разных производителей, причём не только от такого монстра, как Microsoft. Ведь чем сильнее болит в боку — тем на большее количество лекарств готов раскошелиться пациент: пользователи, изрядно уставшие от проблем, которые им создают зловредные коды, готовы хорошо платить, только чтобы их от этих проблем освободили.

Среди двух других основных факторов, влияющих на современную антивирусную индустрию, г-н Касперский отмечает продолжающуюся криминализацию Интернета и рост разнообразия типов и реализаций атак. Если десять лет назад все зловредные программы, среди которых тогда ещё не было криминальных, были только двух видов (вирусы и примитивные троянские программы), то сейчас всё стало гораздо сложнее и многообразнее. Теперь против индивидуальных и корпоративных пользователей выступают:

  • сетевые черви;

  • разнообразнейшие троянские программы, включая шпионские (SpyWare);

  • нежелательные рекламные системы;

  • злоумышленное использование легальных программ (кейлоггеры, системы удалённого администрирования);

  • спам различной направленности, от попрошайничества до мошенничества;

  • фишинг, как отдельная группа финансового мошенничества;

  • сетевые атаки, рэкет и т. д.

Некоторые вопросы классификации внешних и внутренних ИТ-угроз, а также методов борьбы с ними, рассматривались на недавнем круглом столе (см. PC Week/RE, № 19/2006, c. 30), состоявшемся в нашей редакции.

Версия для печати