ИТ-профессионалов, осиливших и научившихся применять на практике рекомендации, изложенные в многостраничном первом томе восьмитомной библиотеки ITIL (IT Infrastructure Library) — он называется “Поддержка услуг” (Service Support) — называют ITSM-специалистами (аббревиатура, входящая в состав этого термина, образована от словосочетания “IT Service Management”, которое обычно переводят как “управление ИТ-услугами”).

Бизнес, связанный с подготовкой и сертификацией такого рода специалистов, хорошо организован и поставлен, что называется, на широкую “транснациональную” ногу. Так например, существует международная независимая организация Examination Institute for Information Science (EXIN), имеющая штаб-квартиру в Нидерландах и устанавливающая требования к учебным программам, а также разрабатывающая и принимающая соответствующие экзамены.

Бизнес, связанный с подготовкой и сертификацией ITSM-специалистов, хорошо организован и поставлен на широкую “транснациональную” ногу.

Среди компаний, удовлетворяющих требованиям EXIN, выделяется Getronics PinkRoccade, обучившая, как утверждают её представители, больше ITSM-специалистов, чем любая другая учебно-консалтинговая фирма в мире.

В нашей стране с июня 2002 г. партнёром Getronics PinkRoccade в области подготовки ITSM-специалистов является фирма IT Expert, которая в январе прошлого года была удостоена статуса EXIN's Authorized Examination Centre (AEC) — официального партнёра EXIN.

Этот статус позволил российской фирме организовывать не только курсы обучения ИТ-премудростям, но и устраивать экзамены на соискание соответствующих сертификатов, позволяющих их обладателям претендовать на высокие и хорошо оплачиваемые должности в тех предприятиях и организациях, где к формированию ИТ-отделов относятся самым серьёзным образом.

В июле стали известны итоги cертификации ITSM-специалистов, впервые состоявшейся в России и организованной в рамках тренинга, проводившегося совместными усилиями IT Expert и Getronics Pink Roccade.

Из пятнадцати участников тренинга экзамен на соответствие требованиям сертификата “Practitioner Certificate in IT Service Management Release and Control” (он подтверждает наличие у специалиста не только теоретических, но и практических навыков по созданию, управлению и улучшению процессов управления изменениями, конфигурациями и релизами*) успешно сдали одиннадцать человек, среди которых шесть — сотрудники IT Expert, являющиеся также обладателями сертификатов “Manager's Certificate in IT Service Management”.

Интересно отметить, что экзамен на получение данного сертификата объединяет экзамены (их название совпадает с названием соответствующего сертификата), ранее принимавшиеся по отдельности:

  • “Practitioner Certificate in IT Service Management / Change Management”;

  • “Practitioner Certificate in IT Service Management / Configuration Management”;

  • “Practitioner Certificate in IT Service Management / Release Management”.

Даже из этого небольшого перечисления можно сделать вывод, что иерархия, характеризующая мир сертифицированных ITSM-специалистов, исключительно сложна и способна озадачить HR-менеджера средней, а то и высшей квалификации. Но преподаватели соответствующих дисциплин должны быть на высоте. Вот что говорит “новоостепенённый” заместитель директора департамента ИТ-консалтинга IT Expert Олег Скрынник: “Управление изменениями, конфигурациями и релизами является быстро развивающейся областью знаний, интерес к ней различных компаний растёт. Наши клиенты должны быть уверены в знаниях и опыте тренеров и консультантов, поэтому наличие формального подтверждения — сертификата международного образца — мы считаем обязательным”.

<Сноска>

*Читателей, интересующихся тем, что в данном случае обозначают все эти термины, отсылаем к первому тому библиотеки ITIL, недавно переведённому на русский язык (см. PC Week/RE, № 22/2006, c. 34).

Версия для печати