Середина прошедшего месяца принесла очень интересную новость. Государство, кажется, определилось с тем, что оно хочет получить в результате реализации федеральной целевой программы “Электронная Россия”. Как следует из датированного 15 августа официального сообщения, опубликованного на сайте Мининформсвязи, ФЦП подверглась существенному перепозиционированию и отныне будет сфокусирована на создании э-правительства. А вот заинтересованным в поддержке отечественного ИКТ-производителя, построении национальной инфраструктуры связи и решении прочих вопросов из области ИКТ к органам управления “Электронной России” больше обращаться не следует — для них предусмотрены иные государственные и ведомственные программы и проекты.

Так, 9 августа было принято постановление Правительства о создании Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий. На старте он будет полностью государственным и получит из федерального бюджета 1450 млн. руб. Затем фонд сможет привлекать средства путем размещения обыкновенных акций по открытой подписке. В 2009 г. участие государства в уставном капитале фонда сократится до 25% плюс одна акция, а спустя еще год он будет полностью передан частным инвесторам. Планируется, что фонд будет отдавать предпочтение проектам стоимостью до 100 млн. руб. с ожидаемым сроком окупаемости от полутора до трех лет.

Возвращаясь к “Электронной России”, надо отметить, что царившая все годы существования ФЦП управленческая неразбериха обещает сократиться: число госзаказчиков уменьшено, их полномочия и зоны ответственности уточнены. Так, государственным заказчиком-координатором назначено Мининформсвязи, а государственными заказчиками стали — Минэкономразвития, Росинформтехнологии, ФСО России и Рособразование. Планируемый объем финансирования программы из федерального бюджета с 2007 по 2010 гг. составит более 13 млрд. руб. (2,8 млрд. в 2007-м). В обнародованном пресс-релизе выражена надежда (?!), что это финансирование поступит в необходимом объеме и ситуация с хроническим недофинансированием (в пределах 25%) “Электронной России” с момента начала ее реализации в 2002-м больше не повторится. Мы уже было обрадовались хорошей новости и собрались представить ее вам во всех подробностях, да вот незадача: объявленное утвержденным Правительством соответствующее постановление оказалось недоступным — нам даже не удалось узнать его регистрационный номер! Поэтому обещаем вернуться к анализу обновленной “Электронной России”, как только наши эксперты смогут ознакомиться с этим документом.

Национальная инфраструктура связи, более не входящая в поле зрения “Электронной России”, тем не менее продолжает развиваться. Недавно анонсированный “Голден Телекомом” (см. статью Максима Букина на с. 19) проект развертывания в Москве в нынешнем году крупномасштабной ячеечной Wi-Fi-сети обещает не только решить проблемы еще не имеющих широкополосного выхода в Интернет москвичей, но предложить уже вкусившим преимущества каналов “Стрима”, “Акадо” или домовых сетей новое качество “экономичной мобильности”: возможность всего за 20—25 долл. в месяц безлимитного доступа в Сеть с ноутбука, КПК или смартфона из любого места с впечатляющей скоростью в 4—5 Мбит/с. Учитывая нынешние грабительские расценки на публичный Wi-Fi и предлагаемые проводными операторами на порядок более низкие скорости доступа за те же 20—25 долл. в месяц, проект “Голден Телекома” выглядит до нереальности привлекательным. Тем больше хочется в него верить…

Не секрет, что некоторые ИТ-директора скептически относятся к предпроектному обследованию: мол, результаты его часто нетрудно предсказать исходя из списка продвигаемых интегратором или консалтинговой компанией решений. Но если отбросить этот весьма прозрачный и легко устраняемый фактор и взглянуть на роль предпроектного обследования системно, то его значимость станет очевидной. Помочь разглядеть это постарался Александр Фузеев в своей статье, написанной на основе многолетнего личного опыта (см. с. 25).

Широкие массы отечественных абонентов сотовой связи никак не могут прийти в себя от свершившегося 1 июля превращения входящих звонков в бесплатные и, как ни парадоксально, повлекшего за собой заметное повышение цен на сотовую связь. На этом фоне зазвучали предложения предприимчивых товарищей снизить внезапно выросшее бремя расходов путем превращения платных исходящих в бесплатные входящие. О том, на чем базируются такие предложения и как они реализуются технически, читайте в следующем номере PC Week/RE.

Версия для печати