Что-то происходит с открытостью федеральных органов исполнительной власти. Причем чувствуется возврат к “золотым” временам советской власти, когда, например, никто из рядовых граждан не имел возможности прочитать пастернаковского “Доктора Живаго”, но успешно громили это произведение на разного рода митингах по указке парткомов своих предприятий и в передовицах партийной прессы. Сейчас происходит нечто подобное, но с точностью до наоборот: руководители Мининформсвязи восхваляют то, что никто не может прочитать, а соответственно и разделить восторг. Речь в данном случае идет о новой редакции ФЦП “э-Россия”.
17 августа, т. е. в день рассмотрения на правительственном заседании вопроса “О перечне федеральных целевых программ на 2007 год и на среднесрочную перспективу, о федеральной адресной инвестиционной программе” Мининформсвязи РФ сообщило, что двумя днями раньше Правительство Российской Федерации утвердило подготовленную министерством новую редакцию ФЦП “Электронная Россия (2002—2010 годы)”. Программа якобы скорректирована с учетом новых задач, призванных повысить эффективность функционирования системы государственного управления в Российской Федерации, и направлена на создание “электронного правительства”.
Основными задачами «Электронной России» отныне являются обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия, построение единой информационной вертикали госуправления, повышение доступности госуслуг для населения и организаций, а также уровня профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ |
Судя по заявлениям чиновников, основными задачами программы являются обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия, построение единой информационной вертикали государственного управления, повышение доступности государственных услуг для населения и организаций, а также уровня профессиональной подготовки работников органов государственной власти в сфере использования ИКТ. При этом государственная поддержка отечественного конкурентоспособного производства в сфере ИКТ, развитие национальной инфраструктуры связи и внедрение ИКТ в деятельность отдельных органов государственной власти выделены в специальные государственные и ведомственные программы и проекты (совсем свежий пример: 7 сентября на заседании правительства рассматривался проект новой ФЦП “Развитие судебной системы России на 2007 — 2011 годы”, содержащий значительную ИКТ-компоненту).
Как утверждается, в программе предусмотрена реализация мероприятий по семи основным направлениям:
- формирование системы стандартов и рекомендаций в сфере использования ИКТ в государственном управлении;
- обеспечение эффективного межведомственного информационного взаимодействия на основе ИКТ и интеграция государственных информационных систем;
- обеспечение эффективности взаимодействия органов государственной власти с населением и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ;
- внедрение информационных систем управления деятельностью органов государственной власти;
- создание информационных систем органов государственной власти, обеспечивающих деятельность Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также Федерального собрания Российской Федерации;
- создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти;
- управление реализацией мероприятий программы.
В новой редакции программы, по словам официальных лиц, сокращено количество государственных заказчиков при одновременном существенном повышении их полномочий и ответственности за выполнение мероприятий программы. Государственным заказчиком-координатором определено Мининформсвязи России, а государственными заказчиками — Минэкономразвития РФ, Росинформтехнологии, ФСО России и Рособразование.
Запланированный объем финансирования программы из федерального бюджета в период с 2007 по 2010 гг. составит более 13 млрд. руб. В частности, в 2007 г. планируется выделить 2,8 млрд. руб. (Надо отметить, что с 2002 г. до настоящего времени объем финансирования мероприятий ФЦП “Электронная Россия” не превышал 25% от величины, предусмотренной в тексте старой редакции.)
Предполагается, что в результате реализации мероприятий программы на 10% повысится эффективность бюджетных расходов на внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти, а трудозатраты этих последних на организацию обмена информацией на межведомственном уровне снизятся примерно на 25%.
Мероприятия программы, как считают ее корректировщики, позволят также уменьшить административную нагрузку на население и организации при их взаимодействии с органами власти, повысить скорость и качество предоставляемых государственных услуг, что, в свою очередь, положительно отразится на общем уровне доверия к государству.
С экономической точки зрения, по расчетам Мининформсвязи, социально-экономическая и бюджетная эффективность реализации мероприятий программы в период 2007—2010 гг. может составить около 74 млрд. руб.
Как заявил Дмитрий Милованцев, заместитель министра информационных технологий и связи РФ, выступивший 7 сентября на пленарном заседании форума “ИТ — госсектор 2006” (www.ahconferences.com/index.asp?nos=2&inp=1&conf=82) на тему использования ИКТ в органах государственной власти и сообщивший участникам форума об утверждении Правительством новой редакции ФЦП “Электронная Россия”, эта программа реализует “Концепцию использования ИКТ в деятельности федеральных органов государственной власти на период до 2010 г.”, которая была принята Правительством еще в 2004-м.
Замминистра подробно остановился на концепции формирования “электронного правительства” до 2010 г. и дал качественную характеристику уровня использования ИКТ в государственном управлении и полученных результатов. Например, в телекоммуникационной инфраструктуре, по его словам, созданы локальные сети и продолжается формирование территориально распределенных сетей. По направлению “вычислительная инфраструктура” органы государственной власти обеспечены современными ПК и офисной техникой, идет создание распределенных центров обработки данных. Во многих органах власти автоматизированы процессы кадрового учета, управления финансами и бухгалтерского учета. Кроме того, создаются системы поддержки принятия управленческих решений, мониторинга и анализа эффективности выполнения функций органами власти.
Говоря об “электронном правительстве”, г-н Милованцев остановился на целях его формирования. Среди них — обеспечение доступа граждан к информации, снижение административной нагрузки на население и организации при взаимодействии с органами власти, а также повышение оперативности и качества предоставления государственных услуг. В рамках формирования “электронного правительства” предстоит решить следующие задачи:
- развитие информационно-справочных систем и внедрение электронных коммуникаций в процессы предоставления государственных услуг;
- обеспечение широкополосного доступа органов власти к компьютерным сетям;
- интеграция государственных информационных систем, регламентация доступа к данным;
- внедрение систем управления по результатам;
- обеспечение согласованности развития и совместимости государственных информационных систем.
Ну и, как принято в Мининформсвязи в полном соответствии с их пониманием информационной открытости, никаких следов этого выступления (текста доклада и слайдов презентации), кроме как в пресс-релизе министерства, вы не найдете. В том числе и на министерском сайте.
Невольно задаешься вопросом: почему же до сих пор текст новой редакции ФЦП “э-Россия” недоступен? Посмотрим хронологию событий по утверждению перечня мероприятий, финансируемых в 2007 г. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2006 г. № МФ-П13-899 федеральные органы исполнительной власти должны были обеспечить завершение работ по уточнению действующих федеральных целевых программ в нынешнем марте, а по утверждению новых — в мае.
30 марта Герман Греф на заседании Правительства сообщил о том, что ряд программ так и остался неоткорректированным, в том числе и ФЦП “э-Россия”. Отсюда понятна поспешность с сообщением об утверждении новой редакции 17 августа, именно в тот день, когда утверждался перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в следующем году. Однако длительность задержки с публикацией новой редакции ФЦП становится уже просто неприличной и вызывает определенные подозрения. В самом деле: “А был ли мальчик-то?”.