В сентябре в Казани состоялась IV ежегодная международная научно- практическая конференция “Инфокоммуникационные технологии глобального информационного общества”, организованная Министерством информатизации и связи Республики Татарстан (РТ) при участии Международной академии связи, Казанского государственного университета, Академии наук Татарстана, КГТУ им. А. Н. Туполева и других организаций. В ней приняли участие более пятисот специалистов из разных регионов России.

Их познакомили с опытом Татарстана в сфере ИКТ. В частности, отмечалось, что в 2005 г. в республике была принята “Комплексная программа социально-экономического развития республики на период 2005-2010 годы”, составной частью которой является комплексная программа “Электронный Татарстан”. Главная цель этой программы — перевод экономики Татарстана на инновационные рельсы. Уже сегодня Татарстан стал одним из семи регионов России, где планируется создание технопарков в сфере высоких технологий. В федеральном бюджете на создание ИТ-инкубатора в республике предусмотрено 420 млн. руб.

“Мировой опыт показывает, что информатизация — неизменное условие инновационного развития. Но процесс информатизации требует создания развитой инфраструктуры для применения инфокоммуникационных технологий”, — сказал на открытии форума премьер-министр республики Рустам Минниханов. Одной из основ для внедрения инноваций на территории Татарстана он назвал систему “Электронное правительство”, связывающую все органы власти в единую информационную систему с пропускной способностью 2 Мб/с.

А вот слова министра информатизации и связи РТ Фарита Фазылзянова: “Без информационных технологий невозможно дальнейшее развитие общества. Подобные конференции позволяют анализировать ситуацию, ставить практические задачи, помогающие в создании информационного общества. В качестве примера он привел локализацию операционной системы Windows XP на татарский язык, благодаря которой миллионы татар всего мира могут пользоваться современными средствами информатизации на родном языке.

Фарит Фазылзянов подчеркнул, что с каждым годом круг обсуждаемых на конференции вопросов расширяется. Так, в этом году к традиционным трем секциям “Инфокоммуникационные технологии и проблемы формирования единого информационного пространства”, “Экономические аспекты развития глобального информационного общества”, “Информационная безопасность и проблема защиты информации” прибавились еще две: “Электронное правительство. Проблемы регионального и муниципального уровня” и “Инфокоммуникации в образовании”.

Трудно не согласиться с мыслью, которую высказал на конференции руководитель дирекции инновационных и инвестиционных проектов Института развития информатизации общества Александр Евтюшкин: “Создание информационного общества — проблема не cтолько технологическая, сколько организационная”. Он также отметил: “Если не будет сильных “электронных” регионов — не будет и сильной ”электронной” России”.

В целом же процесс создания информационного общества в России, по прогнозам Александра Евтюшкина, может занять 20-25 лет, хотя желательно было бы уложиться в десять. “Для ускорения этого процесса, отметил он, нужно в первую очередь разработать единую нормативно-правовую базу, активнее внедрять современные технологии в органах государственной власти, на производстве, в образовании, в быту. Но всё это невозможно сделать без поддержки руководства регионов”.

Интересно отметить, что в этом году проблемы информационной открытости органов власти обсуждались исключительно часто. Как на федеральном уровне, так и на региональном. Вот лишь некоторые из наших публикаций на эту тему: “Летний сезон дебатов по электронному правительству” (PC Week/RE, № 30/2006, с. 1;), “Электронное правительство: опыт Казахстана” (PC Week/RE, № 30‘2006, с. 27;), “Электронные правительства США и Канады” (PC Week/RE № 14/2006, с. 46;), “Электронная готовность и свобода экономики” (PC Week/RE, № 9/2006, с. 42;), “Информатизация России: 2005-й — год истин” (PC Week/RE, № 9/2006, с. 45;), “Будущее электронных правительств стран ОЭСР” (PC Week/RE, № 6/2006, с. 39;).

Последняя из перечисленных публикаций завершается абзацем: “С точки зрения общества открытым является такое правительство, которое обслуживает бизнес, общественные организации и граждан. Они могут получать от него необходимую и понятную информацию и услуги, вести с ним дела (выполнять транзакции), а также принимать участие в принятии решений. Принципы хорошего управления включают в себя: прозрачность и ответственность; справедливость и равенство; результативность и эффективность; уважение к законам; высокие стандарты этического поведения. Именно эти принципы составляют основу построения открытого правительства”. Увы, в целом по России ситуация с информационной открытостью и “интерактивностью” власти оставляет желать лучшего. Поэтому к опыту Татарстана стоит внимательно прислушаться и приглядеться.

Версия для печати