ARTCOMMUNICATIONS ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ПРОЕКТУ “ЭНФОРТА”

Компании Enforta BV (www.enforta.com) и ArtCommunications (www.artcoms.ru) завершили сделку, в результате которой первая приобрела 51% акций второй. Теперь Enforta (“Энфорта”) становится крупнейшим игроком на рынке беспроводного широкополосного доступа (БШД) в России.

Фирма ArtCommunications, один из лидеров беспроводного доступа в Интернет и передачи данных, была основана в 1995 г. Эксплуатацию собственной сети БШД, построенной на базе оборудования операторского класса InfiNet Wireless и работающей в диапазоне частот 5,25—5,35 ГГц, начала в 2002-м.

О компании “Энфорта” известно, что она была создана в 2003 г. с целью обеспечения БШД на основе WiMAX (Worldwide Interoperability for Microwave Access) и других прогрессивных технологий на территории России. Принадлежит Sumitomo Corporation, Baring Vostok Capital Partners и высшему руководству самóй “Энфорты”. Является членом WiMAX Forum. Работает в Новосибирске, Рязани, Барнауле, Иркутске и ряде других городов страны.

Ли Спаркмэн: “В лице ArtCommunications мы обрели идеального партнера”

“Изначально стратегия нашей компании заключалась в сосредоточении усилий на региональных рынках, где конкуренция не столь высока, — сказал Ли Спаркмэн, президент Enforta. — Но растущая база предприятий-клиентов заставила нас распространить сервис на Москву и Санкт-Петербург раньше, чем мы планировали. Из-за отсутствия дополнительных радиочастот единственным способом выхода на рынки российских столиц был поиск стратегического партнера, владеющего этим дефицитным ресурсом”.

Действительно, беспроводная pre-WiMAX-сеть ArtCommunications, работающая под торговой маркой “5G” (www.5g.ru), развернута на территории площадью более 20 000 кв. км в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. Она считается одной из крупнейших радиосетей не только в России, но и в Европе, и является идеальным приобретением для “Энфорты”.

“Очевидно, что масштаб предприятия чрезвычайно важен для успеха беспроводного широкополосного бизнеса, — говорит Александр Охотников, соучредитель и генеральный директор ArtCommunications. — Объединение двух наших компаний, безусловно, принесет только выгоду как уже существующим, так и будущим клиентам”.

В течение последнего года “Энфорта” переживает период бурного роста. И происходит это как за счет строительства собственных сетей, так и в результате поглощения провайдеров БШД. В мае, например, она объявила о приобретении фирмы Netprovodov.ru — крупнейшего беспроводного оператора в уральском регионе.

Затем, в августе, последовали приобретения Sky Telecom в Ростове и “Мира ТВ” в Уфе. Одновременно компания построила собственные сети в двенадцати городах. Присоединение ArtCommunications дает в руки “Энфорты” крупнейшую беспроводную широкополосную зону покрытия в России.

После завершения этой сделки обе компании существенно расширили свои возможности по предоставлению услуг БШД: “Энфорта” теперь может подключать своих крупных корпоративных клиентов в двух столицах, а ArtCommunications — предоставлять услуги БШД своим абонентам в других регионах РФ.

“В России, как и во всем мире, идет процесс слияний и укрупнения операторов связи, — отмечает Сергей Мишенков, технический директор АСВТ. — На современном высококонкурентном телекоммуникационном рынке это дает весомые преимущества: компании уходят от “лобовой” конкуренции, могут предоставить свои услуги в более широком объеме и, как в случае Enforta и ArtCommunications, на большей территории”.

А расширение географии, по его мнению, приводит к непропорционально большему росту продаж услуги. “Наконец, в их распоряжении оказываются значительные ресурсы для развития сетей и запуска услуг, — считает г-н Мишенков. — Поэтому слияние может быть выгодно компаниям Enforta и ArtCommunications, особенно если они смогут быстро объединить бизнес-процессы”.

Впрочем, далеко не все аналитики понимают логику этого слияния. “C точки зрения IDC, технологии БШД и в частности WiMAX имеют наибольший потенциал именно в регионах, то есть в тех районах, которые слабо охвачены проводной сетью, — утверждает Наталья Короткова, аналитик из IDC. — Рынок столиц гораздо более нагружен как альтернативными технологиями широкополосного доступа, так и операторами, соперничающими в области WiMAX”.

К тому же, по ее мнению, рынок WiMAX все еще далек от состояния насыщения, при котором компании стремятся консолидироваться, чтобы усилить свои позиции в конкурентной борьбе. Есть и другой настораживающий аспект — сужающиеся возможности бизнеса для местных и региональных компаний в условиях засилья крупных операторов.

“Мы видим череду слияний и покупок во всех слоях телекоммуникационного рынка, но при этом всегда есть место для небольших нишевых игроков, — утверждает Вячеслав Смит, генеральный директор компании “Синтерра”. — Последнее решение ГКРЧ о выделении дополнительного частотного ресурса под БШД и планы раздать во всех регионах заинтересованным операторам полосы пропускания по 20 МГц в этом диапазоне говорит как раз о развитии конкурентного рынка с локальными игроками”.

Между тем “Энфорта” не скрывает планов дальнейшей экспансии и, по словам официальных лиц, рассчитывает к середине следующего года предоставлять услуги БШД более чем в тридцати городах страны.

Версия для печати