КОМПАНИИ “1С” И “ПАРУС” ОБЪЕДИНЯЮТ УСИЛИЯ
Последний рабочий день сентября уже заканчивался, когда в редакцию пришел довольно скупой пресс-релиз, который начинался такими фразами: “Фирма “1С” и “Корпорация ПАРУС” заключили соглашение о создании совместного предприятия с целью эффективного продвижения программных решений для государственного сектора в проектах, требующих одновременного использования продуктов обеих компаний. Новое юридическое лицо — “1С-Парус” — организуется с равноправным участием сторон”.
Эта новость сразу попала в интернет-СМИ, и в некоторых комментариях по данному поводу даже мелькнуло слово “слияние”. На следующее утро, выступая на партнерском форуме “1С”, глава компании Борис Нуралиев был лаконичен: “Ни о каком объединении нет и речи. Обычное совместное предприятие для реализации проектов в конкретной сфере интересов. Не более того”. Да, с формальной точки зрения все это выглядит довольно буднично, и уверенно говорить о перспективах сделки сейчас действительно сложно. Но тем не менее по сути это совсем не ординарный для России проект, можно даже сказать — знаковое событие для нашего ИТ-рынка. Однако чтобы оценить его, нужно вспомнить историю.
История: разными дорогами бизнеса
Начинали свою деятельность “1С” и “Парус”, ориентируясь на учетные задачи, примерно в одно и то же время (в начале 90-х), но пути их изначально разошлись: “1С” двинулась в сторону массового рынка частных предприятий, перспективы которого на тот момент были довольно туманны, а “Парус” решил работать в более знакомом еще по советским временам сегменте государственных (бюджетных) организаций. Отметим, что этот выбор определил различия в создаваемых и применяемых технологиях, но самое главное — в используемых бизнес-моделях. Так, если “1С” формировала свою корпоративную структуру в виде партнерской сети со слабой зависимостью, то “Парус” работал с заказчиками преимущественно напрямую и расширялся, наращивая численность собственного штата, благодаря чему довольно быстро превратился в холдинг.
Объединение усилий “1С” и “Паруса” объясняется быстрым ростом значимости госструктур как ИТ-заказчиков. |
О развитии “1С” за все эти годы нам известно довольно много, а вот “Парус” с конца 90-х “мелькал” в СМИ все меньше и меньше. И это вполне объяснимо — работа с госзаказчиками не терпит лишнего внимания со стороны. Правда, весной 1998 г. имя “Парус” прогремело на весь российский ИТ-рынок: было объявлено о его слиянии с главным конкурентом той поры — “Галактикой”. Но через несколько месяцев участники этой сделки тихо “развелись” и дальше поплыли каждый своим курсом.
Поначалу бизнес-интересы “1С” и “Паруса” пересекались не очень сильно. Но с конца 90-х тема выхода в сегмент государственных заказчиков стала все чаще затрагиваться на партнерских семинарах “1С”, при этом Борис Нуралиев регулярно приводил в качестве примера “Парус”, поясняя, что работа на этом рынке требует совсем иного подхода, нежели автоматизация малых заказчиков.
Кстати, проблема повышениях уровня заказчиков встала для “1С” давно, и в целом очевидно, что ее решение требовало не только разработки соответствующих технологий, но и сотрудничества с более мощными партнерами-внедренцами, а также более активного участия в реализации проектов самой “1С”. Но фирма, поскольку ее бизнес-модель не предусматривала прямой работы с клиентами, пошла по пути создания дочерних и совместных компаний-франчайзи, которыми можно было управлять на более жесткой основе. Эта информация не очень афишируется “1С”, но хорошо известно, что среди ведущих партнеров фирмы немало подконтрольных ей компаний — “1С-Рарус”, ИТРП, “Астор ВЦ”, причем каждая из них работает в определенном сегменте рынка. А всего количество такого рода структур у “1С”, по некоторым оценкам, составляет по крайней мере несколько десятков (в различных сферах бизнеса, не только собственно ИТ-внедренцев). Так что образование еще одного совместного предприятия — теперь для государственного сегмента — для фирмы является делом вполне обычным. Необычен в данном случае только новый партнер.
Современность: борьба за государственный сектор
Объединение усилий “1С” и “Паруса” объясняется довольно просто: быстро растет значимость госструктур как ИТ-заказчиков. Тут особых пояснений не требуется — в последние пять-шесть лет в стране наблюдается экономический рост, еще быстрее увеличивается бюджет государства, и довольно значительная его часть идет на ИТ. Но “взять” эти деньги ИТ-компаниям не так-то просто — тут работают бизнес-модели, весьма отличные от тех, что применяются на коммерческом рынке (долгие процессы согласований, большие размеры проектов, сложная схема кредитования и оплаты и т. д.).
В силу специфики государственных учреждений им нужны в первую очередь средства автоматизации управления документами. Поэтому поставщики ПО документооборота работают в этом сегменте уже давно. Более того, большинство из них начинали свою деятельность именно здесь, а уж потом стали двигаться в сторону коммерческих заказчиков. По оценкам экспертов, потенциал (перспективы роста) российского рынка документооборота огромен. Как раз поэтому уровень конкуренции здесь пока не очень высок, имеются хорошие возможности для появления новых игроков.
А вот ситуация в ERP-секторе гораздо сложнее, и конкуренция в нем существенно выше. В силу увеличения государственных расходов на ИТ в этот сегмент рынка стали выходить новые ERP-вендоры, причем с разных сторон: в первую очередь это SAP и Oracle (сверху) и “1С” (снизу). Но самое главное — появилась группа поставщиков качественно новой категории, представленная государственными (или полугосударственными) ИТ-компаниями, заточенными именно под этот род деятельности. В таких условиях тому же “Парусу” в последние годы явно стало не очень комфортно, и это заметно по целому ряду косвенных показателей.
Вот мнение менеджера по исследовательским программам IDC/Russia Елены Семеновской: “«Парус” хоть и показал рост в 2005 г. (согласно проведенному IDC исследованию российского рынка ПО автоматизации предприятий. — Прим. авт.), однако находится в нелегкой ситуации. Конкурировать в одиночку с крупными западными игроками ему становиться все сложнее”. Правда, нужно подчеркнуть, что доля в 2,8% в сфере ERP совсем не отражает общие позиции “Паруса” на ИТ-рынке, поскольку спектр продуктов корпорации не ограничивается ERP-системами и к тому же она занимается еще и реализацией проектов.
Первый шаг в поисках новых стратегических партнеров из числа конкурентов “Парус” сделал еще три года назад, создав дочернюю компанию по реализации проектов на основе продуктов SAP. Теперь корпорация сделала второй шаг (в общем-то вполне прогнозируемый) — начала сотрудничать с “1С”. И здесь можно только согласиться с оценкой Елены Семеновской: “Используя наработанные контакты “Паруса”, “1С” получит доступ к более крупным заказчикам из госсектора. “Парус” также выиграет, получив доступ к разветвленной сети “1С”, да и продукты этих двух поставщиков должны легко интегрироваться”.