Российский рынок сотовой связи в ближайшее время, судя по всему, не ожидают никакие потрясения, кроме технологических. Завершив региональную экспансию, которая длилась последние три года, сотовые операторы в целом освоились в границах СНГ и теперь активно структурируют доставшуюся им абонентскую базу, создавая нишевые тарифы, развивая услуги передачи данных и раздумывая о строительстве сетей третьего поколения.

Александр Нестеров: “В 2007 г. рынку понадобятся хорошие новости, смелые конвергентные решения, новые функциональные мобильные устройства, эффективные бизнес-модели, интеллектуальные мобильные сервисы”.

Уходящий год был последним в том привычном мире, который они построили за минувшие 15 лет. В течение 2006-го произошли значительные структурные изменения в отрасли, и российский рынок связи, вплотную приблизившись к пределу экстенсивного роста, начал “наводить мосты” для перехода к третьему поколению. Однако стоит внимательно посмотреть, с какими результатами подходит отрасль к таким изменениям.

Пока на рынке без глобальных перемен

Одно из главных событий, произошедших на рынке связи, — вступление в силу новой законодательной базы, регламентирующей отрасль. С первого дня нынешнего года начали действовать подзаконные акты в области дальней связи, а с 1 июля внедрен принцип “платит вызывающая сторона” (СРР, см. PC Week/RE, № 23/2006, с. 3). Эти события значительно повлияли на само устройство рынка и межоператорские отношения, сместили акценты в расстановке сил, привели к формальной демонополизации рынка дальней связи, снизили активность некоторых сегментов, например, в сфере IP-телефонии для частных лиц, которая была одним из флагманов отрасли в 2004—2005 гг.

Согласно исследованию ВЦИОМ, 71% россиян довольны внедрением принципа “платит звонящий”, который был успешно реализован силами телекоммуникационных операторов, хотя, возможно, многие абоненты не обратили внимание на то, что структура их расходов изменилась (появилась плата за исходящие звонки с фиксированных номеров на мобильные, увеличилась средняя стоимость минуты мобильной связи).

Несмотря на пессимистические ожидания и прогнозы операторов по поводу того, что “отрасль сотовой связи потеряет миллиард долларов”, провайдеры услуг мобильной связи хорошо заработали на принципе СРР. Об этом свидетельствует официально обнародованная статистика третьего квартала нынешнего года. “ВымпелКом” и МТС в июне 2006 г. декларировали потерю от введения принципа “платит вызывающая сторона” 100 и 150 млн. долл. соответственно — то есть 10% от своей выручки.

Но, во-первых, как следует из официальных финансовых отчетов сотовых компаний, треть суммы им возместили фиксированные операторы, выплачивающие за каждую минуту связи своих абонентов с владельцами мобильных телефонов по 95 копеек.

Во-вторых, аналогичный тариф операторы сотовой связи установили и между собой (взимается при звонке типа “мобильный — мобильный”). В-третьих, о чем операторы предпочитают не говорить вслух, помогла фиксация курса доллара в расчетах с абонентами на уровне 28,7 руб. за 1 у. е. (в то время как средний курс за три месяца составил меньше 27 руб.).

Кроме того, “под шумок” сотовые провайдеры повысили стоимость минуты разговора на 10—11%. Фактически при расчетной потере 10% от выручки операторы смогли не только полностью компенсировать эти цифры, но и заработать в среднем по 5% сверх выручки, получив таким образом дополнительную прибыль, как говорится, “из воздуха”.

Кстати, в 2006 г. количество абонентов мобильной связи в России, подсчитанное по числу действующих SIM-карт, превысило население страны: еще в октябре российский рынок сотовой связи преодолел своеобразный психологический барьер, и проникновение сотовой связи составило 101%. Конечно, реальных абонентов в стране гораздо меньше — по самым оптимистическим оценкам на треть. Об этом говорят и аналитики торговых сетей по продаже мобильных телефонов: столько трубок, сколько и SIM-карт, они продать еще не успели.

Таким образом, пространство между реальными и мифическими данными заполняют две категории пользователей — “мертвые души”, учитывая которых раздувают свою абонентскую базу операторы сотовой связи (ведь акционерам надо демонстрировать красивую статистику) и “двойные подключенцы” (так называют пользователей с несколькими одновременно действующими SIM-картами).

Причем зачастую операторы сами стимулируют такие переключения, особенно перед праздниками. Яркие маркетинговые инициативы по подключению “дутых” абонентов особенно проявляются у МТС — к примеру, под новый 2007 год (как, кстати, и годом раньше) компания предлагает абонентам по две SIM-карты бесплатно, “накачивая” пустыми абонентами свою базу в надежде повысить капитализацию. Безусловно, подобная политика вызовет достаточно большой отток “мертвых душ” в III квартале 2007 г., к тому же она идет вразрез с тактикой удержания старых абонентов, которую реализуют другие операторы с помощью бонусных программ (к примеру, “МегаФон” или “ВымпелКом”).

Таким образом, на конец III квартала в Москве и Петербурге на 100 жителей приходилось по 152 и 135 SIM-карт соответственно. Кстати, эти же цифры, только в виде процентов, отражают уровень проникновения в московской лицензионной зоне и в Санкт-Петербурге: без мобильного телефона даже детей в первый класс не отправляют — воистину связь стала вечным бизнесом.

Николай Прянишников, исполнительный вице-президент ОАО “ВымпелКом”, отмечает, что теперь операторы участвуют в новой игре, в которой они улучшают финансовые показатели не за счет новых абонентов, а в значительной степени за счет существующих пользователей. Важнейшими факторами стали повышение лояльности абонентской базы, приверженность пользователей к бренду и, конечно, уровень сервиса.

Соответственно меняется ориентация операторов в плане сервисов. “Фактически мы создаем новый рынок, ориентированный на мультимедийный контент и интеллектуальные мобильные сервисы, — размышляет Александр Нестеров, генеральный директор компании “Скай Линк”. — Будущее этого рынка не в дополнительных сервисах к стандартной телефонии GSM-оператора, а в полномасштабной конвергенции с провайдерами различных видов связи: местной фиксированной, интернет-доступа, передачи данных и любых других услуг. Наша главная задача в том, чтобы представить рынку и реализовать эффективную модель развития интеллектуальных мобильных сервисов в формате 3G, не замыкаясь на шаблонах и стереотипах GSM”.

К сожалению, в прошлом году никак не развивалась ниша виртуальных операторов (MVNO). Отдельные проекты в этом направлении существуют в нашей стране уже несколько лет (“Матрикс”, “Центральный телеграф” и т. д.), но сосредоточены они в основном на продаже безлимитных тарифных планов.

В стадии тестовой эксплуатации на базе сети СМАРТС сейчас работают компании “Евросеть” и “Народный мобильный телефон” — они понимают, что им как “виртуалам” надо изобретать новые рыночные ниши для работы с абонентами.

Одна из таких ниш — целевые группы (к примеру, национальные диаспоры, молодежь со специфическими тарифами для звонков друзьям и разнообразным набором контента, клубы болельщиков, любителей рыбалки и т. д. — везде нужны свои тарифы и контент).

Вполне хорошие шансы стать виртуальными операторами имеют развлекательные каналы типа MTV, СТС и ТНТ: территория их охвата (за счет широкой сети местных компаний — трансляторов эфирного сигнала) покрывает большую часть страны, а поставки контента могут быть специфическими.

И еще один вариант “виртуалов” — фирмы, сосредоточенные на бизнес-пользователях. Но они должны предоставить пользователям не просто “длинные тарифы” по голосовому трафику (это есть и у федеральных операторов “большой тройки”), а пакеты оперативной информации, более выгодные, чем у базовых операторов, — услуги передачи данных, четко структурированные бизнес-приложения типа мобильного банка, электронной почты, удаленного определения местоположения персонала и подвижных объектов.

Планы на будущее

Основной вопрос следующего года для сотовых операторов — срок начала строительства сетей третьего поколения (3G). Напомним, что в нашей стране их не могут построить (главным образом из-за отсутствия вменяемой нормативной базы) вот уже четвертый год. Несмотря на тот факт, что, по словам министра информационных технологий и связи РФ Леонида Реймана, строительство 3G-сетей в России начнется очень скоро, точная дата выдачи лицензий и условия организации этого процесса пока не определены.

Операторы надеются, что после заседания ГКРЧ, где было решено выделять частоты для строительства сотовых сетей 3G и принципиально одобрено проведение конкурса на их распределение, Федеральное агентство связи (Россвязь) крайне оперативно выставит на конкурс частóты в трех диапазонах (1935—1980, 2010—2025 и 2125—2170 МГц).

Прянишников: “Сейчас операторы участвуют в новой игре, в которой они улучшают финансовые показатели не за счет новых абонентов, а в значительной степени за счет уже существующих пользователей”.
Николай

Однако до сих пор непонятно, как будут распределяться подобные лицензии — есть опасение, что этот процесс будет не единомоментным, а растянется на год. А это означает, что кто-то из операторов “большой тройки” получит конкурентное преимущество в несколько месяцев. Конечно, частоты будут распределяться сразу по всей России, и получить их смогут “ВымпелКом”, МТС и “МегаФон”.

В отношении “Скай Линка” мнения опрошенных нами аналитиков разделились, но преобладал такой настрой: “Получат, если не сразу, то чуть позже”. Всерьез в вероятность того, что оператору, уже тестировавшему эти услуги, будет отказано в официальном разрешении на их использование (и это при активной экспансии в регионы России и значительных инвестициях в сеть), никто не верит.

Вместе с тем вызывает вопросы бизнес-модель строительства сетей 3G. По словам Николая Прянишникова, подобные сети будут строиться по принципу “островов” — сначала в бизнес-центрах крупных городов, потом последует тотальное покрытие мегаполисов.

Массированные инвестиции в строительство таких сетей в 2007 г. маловероятно — во-первых, операторам надо довести до конца те сети 2G, которые у них уже есть в различных регионах страны, а во-вторых, оборудование с поддержкой 3G падает в цене, так что выгоднее не форсировать события, а выждать, чтобы снизить свои капитальные затраты на будущее.

В сетях 2,5G, которые функционируют сейчас, операторов ожидает интересная работа по повышению доходов от существующих абонентов, активные действия по укреплению лояльности пользователей и борьба за привлечение пользователей из сетей конкурентов. Результаты покажут, какая компания будет наиболее конкурентоспособной и эффективной в новых рыночных условиях. Как отмечает Александр Нестеров: “В 2007 г. рынку понадобятся хорошие новости, смелые конвергентные решения, новые функциональные мобильные устройства, эффективные бизнес-модели, интеллектуальные мобильные сервисы. Но ждать этого компаниям бессмысленно, надо действовать и играть на опережение”.

Версия для печати