В середине декабря Google (www.google.com), одна из крупнейших мировых интернет-компаний, представила стратегию своего развития в России. Основные ее усилия будут направлены на совершенствование системы поиска и глобальной рекламной сети (главный источник доходов компании). В числе тактических целей — усиление линейки дополнительных сервисов, таких как GoogleMail и Desktop Search, а также инновационных (блоги, поиск по оцифрованным книгам, трехмерная модель Земли и т. д.). Стратегические цели компании на российском рынке имеют определенную специфику.

Заглавная страница портала Google — на декабрь 2006 г. у компании 14 локализованных сервисов, их полный список скрывается за ссылкой “Еще”

Бизнес-модель в действии

Бизнес-ориентиры Google на мировом и российском рынках вписываются в общую стратегию интернет-холдингов — компания вполне успешно пытается выстроить единую “точку входа”, через которую клиент сможет получить широкий спектр дополнительных и зачастую бесплатных сервисов, а также при необходимости перейти на сторонние веб-сайты. Все подобные порталы “завязаны” на единую пользовательскую регистрационную запись, которая подходит для создания блога, доступа к почте, системе управления своим расписанием, фотоальбому и т. д. Это помогает и пользователю — формируя список своих контактов в любом необходимом ему сервисе (к примеру, GTalk — www.google.com/talk/), он может использовать его для рассылки почты, sms-сообщений, чтения блогов своих друзей. Аналогичным способом “привязывает” к себе пользователей Microsoft (проект MySpace); на российском рынке этим пытаются заниматься Yandex (www.yandex.ru), Mail.ru (www.mail.ru) и Rambler (www.rambler.ru), но масштаб у них локальный, в то время как у MySpace (www.myspace.com), AOl (www.aol.com) и Google — глобальный, если можно так выразиться, общепланетарный.

Бизнес-модель Google — одна из самых адаптивных на мировом интернет-рынке. По словам Алана Юстаса, старшего вице-президента по разработкам, ее основа — бесплатный набор базовых сервисов для пользователя, а деньги компания зарабатывает на другом, конвертируя в прибыль внимание своих клиентов.

Заглавная страница портала Yandex — это основной конкурент Google на российском рынке, обладающий не только развитым функционалом, но и собственной платежной системой

В основе бизнеса Google -- два мощных комплексных сервиса. Во-первых, это почта Google Mail (www.gmail.com), где каждому пользователю предоставляется дисковое пространство в 2,7 Гб (максимальный объем в почте Yahoo или Hotmail составляет всего десятки или сотни мегабайтов). Безусловно, “забить” такой объем полностью под силу не каждому посетителю, но подобный гарантированный объем, предоставляемый бесплатно, способствует переводу на этот хостинг переписки и архивов пользователей и, следовательно, базы контактов. Таким образом, абонент начинает осваивать и использовать все дополнительные услуги портала. Во-вторых, это многоаспектная система поиска, состоящая из базы упоминаний и “интеллектуального” поискового робота, с помощью которого пользователь быстро получает те ссылки, что в наибольшей степени удовлетворяют его запросам. Новация, которую переняли после Google аналогичные сервисы по всему миру, — продажа контекстной рекламы в результатах поиска. Конечно, эта реклама отделяется графически от основных результатов поиска, но вероятность просмотра платных результатов крайне высока — они выводятся на первом экране, просматривая который пользователь в большей степени готов переходить на сторонние ресурсы. Фактически пользователю демонстрируются те платные ссылки, которые подходят по теме к его поисковому запросу, что увеличивает шанс покупки, к примеру, цифровой техники, мебели или автомобиля. Товары, рекламируемые таким образом, могут иметь низкие и вполне привлекательные цены — между производителем и покупателем исчезает цепочка посредников.

Кстати, бесплатную Lite-версию “движка” поисковой системы под названием Google Desktop можно установить на любой пользовательской рабочей станции — она будет обеспечивать достаточно быстрый поиск писем, ссылок на посещенные веб-сайты, файлы и документы. Однако есть и более мощные версии, которые используются в корпоративных сетях, эти копии продаются Google уже за дополнительные и весьма большие деньги.

К системе поиска Google добавляет специальный модуль связи между контент-провайдерами (владельцами отдельных тематических сайтов) и рекламодателями, которым интересно разместить информацию о своих товарах и услугах на страницах специализированных ресурсов, совершенно точно просматриваемых их целевой аудиторией. Они могут контактировать между собой с помощью VoIP или системы мгновенных сообщений и договориться о сотрудничестве.

Еще один полезный сервис Google — специальная площадка для размещения наиболее популярного для потребителей пользовательского контента. Этому способствуют система электронных дневников Blogger (пока еще слабый аналог LiveJournal с его 10 млн. пользователей или MySpace с аудиторией порядка 80 млн. человек), возможность создавать галереи фотоизображений (сервис Google Picasa), а также недавно приобретенный видеосервис YouTube (самый популярный в европейском и американском сегментах Интернета). С одной стороны, потребляемые каждым пользователем ресурсы для размещения картинок, видеозаписей и текстовой информации не слишком велики, а с другой — это окупается дополнительными возможностями для размещения контекстной рекламы. Кстати, скорее всего одним из будущих направлений развития YouTube может стать создание собственного видеоканала, по аналогии с американским Current (www.current.tv), где пользователям платят за популярные любительские ролики, которые потом демонстрируют по кабельным сетям.

Для дополнительного привлечения клиентов интернет-компания развивает и новостной сервис Google News (news.google.ru), причем делает это по принципу агрегации — новости собираются из всех источников и ранжируются по степени пользовательского интереса. Аналогичный сервис развивает в России и Yandex (news.yandex.ru), но для англоязычных пользователей у Google гораздо больший охват телесетей и новостных агентств (не редки случаи, когда в Google News в открытом доступе появляются и некоторые обычно закрытые материалы, таким способом новостные агентства пытаются увеличить базу своих подписчиков).

Все сервисы, предлагаемые Google, кроме интернет-портала, монтируются и в панели инструментов Google Toolbar (toolbar.google.ru); вместе с дополнительными кнопками инструментов здесь установлена кнопка закладок на часто посещаемые сайты, “умный поиск” с подсказками, а также совместный доступ к информации через блог или электронную почту. Фактически такая панель инструментов может быть добавлена к любому представленному в настоящий момент на рынке интернет-браузеру. Выпускать свой браузер в Google считают нецелесообразным — несмотря на взаимовыгодные взаимоотношения с командой разработчиков Opera (браузер с вполне развитым функционалом, занимающий незначительную долю рынка в основном из-за недостаточных средств на рекламу), приобретать этот проект в собственность Google пока не готова, поскольку доминирующие позиции на мировом рынке занимает Internet Explorer от Microsoft и тягаться с ним совершенно бесполезно.

К слову, за последнее время позиция Google в плане предоставления сервисов меняется. Если год-два назад основной целевой аудиторией этой компании были пользователи, обладающие ПК и широкополосным подключением к Интернету, то сейчас больше внимания уделяется абонентам мобильных сетей. Уже созданы оптимизированные интерфейсы для доступа к почте и поиску с КПК и смартфонов (платформы с XHTML-браузером), в ближайшем будущем — создание Java-клиентов и программ, оптимизированных для Windows Mobile (www.microsoft.com/windowsmobile). Как отметил Алан Юстас, пользователей сотовых телефонов в мире гораздо больше, чем пользователей компьютеров, поэтому внимание к абонентам сотовых сетей будет возрастать. В частности, Google уже работает с сотовыми операторами (к примеру, с японским KDDI, европейским Vodafone или российским “ВымелКомом”) с тем, чтобы предоставить пользователям отдельные сервисы под совместным брендом: наиболее распространенным пока является базовый сервис мобильного поиска, доступ к которому осуществляется с сотового телефона. В этом случае в отличие от ПК сервис платных ссылок чуть изменен: так, кроме ссылки на веб-адрес рекламодателя появляется еще и номер телефона, часто бесплатный для входящих звонков, по которому можно немедленно связаться с call-центром продавца и обговорить технологические характеристики того или иного товара, оформить доставку. Развиваются и приложения для общения, в частности интернет-пейджер Google Talk с весьма развитым функционалом (обмен не только электронной почтой и мгновенными сообщениями, но и телефонными звонками, файлами) можно найти в отдельных моделях сотовых телефонов от Motorola (www.motorola.com).

Специфика бизнеса Google в России

Российскому представительству всемирно известной интернет-компании нет еще и года — оно было открыто в марте 2006-го и включает в свой штат менее 50 сотрудников, а основная часть работы по локализации сервисов для нашей страны выполняется в двух центрах разработки, которые расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Тем не менее за это время было локализовано 14 базовых продуктов и сервисов. При этом наибольшие усилия пришлось направить на грамотные действия поисковой системы. Как отметил Сергей Бурков, глава московского центра разработок Google, “необходимо было учитывать множество факторов, таких как менталитет пользователей и контекст запросов, надо было научить поисковую систему не только учитывать словоформы, но и понимать, что пользователь имеет в виду и ищет на самом деле”.
В основе бизнеса Google два сервиса — это система почты с лимитом 2,7 Гб для каждого пользователя и многоаспектная система поиска, состоящая из базы упоминаний и “интеллектуального” поискового робота.

Кстати, в российской версии системы поиска возникли интересные новации — к примеру, веб-страницы, полученные в результате поиска, можно переводить с английского, китайского и арабского языков на русский, для чего используется машинный перевод фирменной разработки. По словам Владимира Долгова, менеджера Google по России, это, конечно, не самый лучший вариант ПО для перевода, который можно найти на рынке, но система совершенствуется и демонстрирует хорошие результаты. По крайней мере пользователь сможет понять, о чем идет речь в запрошенном документе, запустив перевод буквально в один клик мышки. В российском сегменте Интернета подобный сервис в поисковых машинах пока отсутствует, его можно найти только отдельно на сайтах специальных компаний, которые торгуют системами машинного перевода (пример -- проект www.translate.ru компании “Промт”).

Безусловно, Google постарается в корне изменить систему российского рынка контекстной рекламы как в Интернете, так и в мобильных сетях; развитие крупного игрока с наработанными технологиями пока сдерживают только специфические особенности российского рынка. Во-первых, не слишком широкое распространение Интернета в России. Однако, надеются в Google, данная ситуация должна выправиться в ближайшее время благодаря ряду национальных проектов, которые реализуются в этом направлении (скажем, подключение к Сети общеобразовательных школ и т. д.).

Во-вторых, рынок контекстной интернет-рекламы находится только в начале своего становления. Кроме нескольких созданных интернет-холдингами сервисов, к примеру Begun (www.begun.ru) или система контекстной рекламы от Yandex, на рынке доминируют системы баннерной рекламы (см. RLE,www.rle.ru), эффективность которых постоянно снижается. По мнению аналитиков, компания Google пришла в Россию в удачный момент — выход в Рунет сейчас стоит еще не очень больших денег.

В-третьих, надо отметить специфику российского законодательства и банковской системы — лишь в декабре российский офис Google смог организовать создание пакета документов для крупных рекламодателей и начать прием денежных средств за рекламу по безналичному расчету (раньше единственный путь заказа рекламной кампании был не очень удобным — только оплата по кредитной карточке). А вот система оплаты компанией Google показа рекламных объявлений на веб-сайтах других организаций пока крайне запутанна— она производится банковскими чеками или перечислением на пластиковую карту, причем обналичивания чека надо ждать минимум 3--4 недели, а банковские карты есть далеко не у всех владельцев интернет-ресурсов. Вместе с тем организовать сотрудничество с какой-либо системой электронных платежей (хотя бы с Web Money —www.webmoney.ru) Google, по словам ее российских руководителей, в ближайшее время не готова — видимо, компания еще думает об условиях такой работы. Между тем Yandex существенно облегчил жизнь пользователям своей системы контекстной интернет-рекламы, запустив систему электронных платежей “Yandex.Деньги” (money.yandex.ru), Возможно, Google придется создавать что-либо подобное хотя бы для развивающихся рынков Восточной Европы и Азии, где расчеты с помощью обычных пластиковых карт или их модификаций для интернет-платежей (наиболее известной в российских банках является Visa EC@ard) не очень распространены.

Безусловно, шансы если не завоевать, то серьезно укрепится на российском рынке у Google присутствуют. В дополнение к активной локализации вполне подходящих для российских пользователей сервисов компания может предложить рекламодателям такой сервис, который недоступен в большинстве баннерных сетей: возможность гибкой настройки рекламных показов в зависимости от интересов пользователя, причем в глобальном масштабе на любом из 120 поддерживаемых языков мира. Вдобавок заказчик экономит на персонале, и к тому же увеличивается скорость запуска глобальных рекламных кампаний; их эффективность можно измерить с помощью встроенных в Google Adwords (adwords.google.com/select/Login) статистических методов.

Версия для печати