По традиции одним из первых мероприятий года является выставка “Бухгалтерский учет и аудит”; в нынешнем году она прошла в конце января в ВВЦ уже в четырнадцатый раз. Как обычно, здесь помимо экспозиции разворачивается обширная программа конференций и семинаров, на стендах и в сопутствующих помещениях проводятся консультации по бухучету и правовым аспектам бизнеса, демонстрации новых возможностей ПО. Одним словом, жизнь кипит.

И кое-что меняется…

Достигнув пика по числу компаний-экспонентов в памятном 1998-м и минимума — в 1999-м (после дефолта), в течение следующих трех лет выставка восстановила свои позиции, а в последнее пятилетие эти количественные характеристики колеблются вокруг некоего среднего уровня — около 115 компаний-участников.

Но если количественная стабильность достигнута, то качественные изменения продолжаются. Их общую направленность в двух словах можно описать так: выставка перестает быть копией SofTool`а и бывшего “Комтека”. Действительно, еще 6—8 лет назад экспозиции этих двух выставок, а также таких, как “Бухучет”, “Торговля и склад”, “Управление” и ряд других, были похожи как близнецы-братья: их костяк составлял схожий перечень ИТ-компаний с небольшими вариациями в составе. Сегодня можно сказать, что картина изменилась: в нынешнем “Бухгалтерском учете” уже не участвуют фирмы, позиционирующие себя в качестве разработчиков управленческого ПО или специализированных пакетов (например, для торговли, страхования и пр.). Произошла неизбежная и естественная дифференциация, и теперь те, кто ориентирован на торговлю, склад и логистику, экспонируются на выставках “Торговля и склад”, “Продэкспо”, “Мир торговли” и др.; ПО для строительства скорее покажут в соответствующем контексте строительной выставки; компании — разработчики ERP-систем также выберут либо крупные мероприятия управленческой направленности, либо отраслевые выставки в тех сегментах, где они имеют специально заточенные решения. Поэтому на нынешнем “Бухучете” уже не было “Паруса”, “Галактики”, “Интеллект-Сервиса”, “Пилота”, “АйТи”, “Диасофта”, R-Style и ряда других (хотя в составе их пакетов, как правило, по-прежнему фигурирует и бухгалтерский софт), а количество фирм-разработчиков по сравнению с прошлым годом уменьшилось почти в полтора раза. Нынешней выставке остались верны компании, более четко ориентированные на автоматизацию бухгалтерии и сопутствующих задач.

Зато на 40% возросло количество аудиторских и консалтинговых фирм и более чем в два раза — издательств, журналов и прочих специализированных СМИ. Вероятно, это отражает правильную тенденцию: ИТ перестает быть пугающей новинкой (и одновременно знаменем прогресса) и становится просто рядовым рабочим инструментом; бухгалтеру же сегодня нужно не столько бесконечное разнообразие ПО, сколько помощь в его использовании; помимо этого он нуждается в квалифицированных консультациях в предметной области — именно поэтому так стабильно растет “издательский” сегмент выставки и количество аудиторско-консалтинговых экспонентов. Кстати, среди последних все более активно заявляют о себе фирмы, предлагающие не просто консалтинговые услуги, а полное ведение бухгалтерского учета для своих клиентов. Это также отражение современных веяний менеджмента — аутсорсинг в наше время пользуется популярностью и у специалистов в области бухгалтерии.

Что же касается ощутимо прибавившей в объеме группы экспонентов, которые можно объединить под названием “издательства и издания”, то здесь следует отметить две, можно сказать, разнонаправленные тенденции: во-первых, появление узкоспециализированных изданий (таких, как “Зарплата”, “Упрощенка”), а во-вторых, расширение сферы деятельности: теперь это не только журналы и книги, помогающие разобраться в тонкостях бухучета, но и реальный консалтинг “вживую”: такое сочетание предлагают “Юстицинформ”, МЦФЭР, “Аюдар” и ряд других фирм. В ту же нишу теперь укладывается и “Росбух” — единая интернет-справочная для бухгалтеров, кадровиков и предпринимателей, сочетающая в себе оперативность интернет-СМИ с индивидуальным подходом, характерным для личных консультаций. Опять же — инновационный подход к работе с информацией.

Все большее значение приобретает и возможность передачи отчетности (в частности, налоговикам и другим заинтересованным органам) в электронном виде — и вот уже пользуются спросом не только продукты компании “Служба налогоплательщика”, помогающие формировать соответствующие отчеты в нужных форматах, но и системы фирмы “Такском”, с помощью которых прямо с рабочего места можно автоматически выгрузить и отправить свою отчетность в налоговую службу, в Пенсионный фонд и прочие организации, а также через Интернет получить информацию о банковских счетах.

О новинках и новичках

Несмотря на существенный отток участников выставки из ИТ-сегмента, появляются в нем и новички. Так, в нынешнем году среди них оказалась “Студия ПБОЮЛКИНа” (от аббревиатуры ПБОЮЛ — предприниматель без образования юридического лица). Небольшая компания из Норильска, созданная всего год назад, свои продукты адресует тем, что ведет малый бизнес, — индивидуальным предпринимателям. Казалось бы, что нужно для небольшого дела? Но время записи покупок-продаж в тетрадку уже прошло, и программа даже для самого малого бизнеса уже далека от простых таблиц или приходно-расходной книги и содержит такие задачи, как ведение учета по общей и упрощенной системам налогообложения; учет доходов и расходов при применении единого налога на вмененный доход; книга учета доходов и расходов; складской учет товаров и материалов; кадровый учет; первичные документы. “Наши разработчики постарались сделать программу максимально приближенной к требованиям законодательства для индивидуальных предпринимателей, — отметил директор компании Андрей Матисон, — понятное меню, запоминающееся расположение полей и кнопок. Художник и дизайнеры придумали симпатичные и понятные иконки; кроме того, в программу включены шаблоны писем и форм и органайзер, они помогут человеку справиться с рутинной канцелярской работой и спланировать свое время”.

Еще один недавний участник выставки — компания “Высший сорт” — также строит свою деятельность на помощи малому бизнесу. Основным маркетинговым инструментом фирмы является бесплатное распространение и сопровождение своего ПО (речь идет об однопользовательской версии). Кстати, и многопользовательские варианты “ВС:Бухгалтерии” весьма недороги: для двух-четырех пользователей — 120 у. е., а для неограниченного их числа — 350 у. е. На выставке была представлена новая версия двух основных программных продуктов компании для автоматизации финансово-хозяйственной и бухгалтерской деятельности малых предприятий — “ВС:Предприятие 6.3” и “ВС:Бухгалтерия 6.3”. В них уже вошли все те обновления, которые продиктованы изменением законодательства в последние месяцы 2006 г. (например, новые формы справки о доходах физического лица, налоговой декларации по НДС, приложения к бухгалтерскому балансу и пр.). “К выставке мы приурочили и обновление дизайна, — добавил начальник отдела маркетинга Артем Попов. — И коробки для программ, и наш стенд были оформлены в виде фрагмента “золотой” молекулы. В целом выставка оправдала наши ожидания. Нам удалось выполнить поставленные задачи: было распространено 3000 бесплатных дисков однопользовательской версии “ВС:Бухгалтерия 6.3”, проведено анкетирование (причем анкет собрали на 25% больше, чем на прошлогодней выставке). Интересно, что среди посетителей нашего стенда оказалось большое количество людей, которые уже пользуются программами серии ВС”.

Состав посетителей выставки “Бухучет и аудит” (по данным анкетирования на стенде “Консультант Плюс”)

“Консультант Плюс” традиционно общается со своими пользователями и коллегами на бухгалтерской выставке. В этом году, по сообщению пресс-службы фирмы, был представлен новый информационный банк “Путеводитель по налогам”, содержащий пособия по важнейшим налогам; в каждом из этих них систематизирована информация по конкретному налогу.

Компания “Инфо-бухгалтер” показала как свежие версии уже имеющихся программ, так и новые продукты. К первым относятся ПО нового поколения “Инфо-Бухгалтер 10.0”, впервые представленное на предыдущей выставке, которое в этом году пополнилось блоками “Зарплата и кадровый учет”, “Торговля и склад”, а также последние версии традиционного пакета “Инфо-Бухгалтер 8.5”. Новинками нынешней экспозиции стали “Инфо-Право” (профессиональный справочник-минимум для бухгалтера) и “Инфо-Инспектор” (программа для самостоятельной проверки отчетности с точки зрения налогового инспектора).

Распределение экспонентов выставки “Бухгалтерский учет и аудит” по областям деятельности (в разные годы)

“Выставка превзошла наши ожидания, — отметил руководитель научно-методического отдела “Инфо-бухгалтера” Владимир Бурещ. — Несмотря на то что она становится значительно меньше по площади и количеству участников по сравнению с прошлыми годами, нас поразило неожиданно большое количество посетителей, заинтересованных в поиске, подборе и приобретении ПО для автоматизации бухучета”.

Фирма “ДИЦ” — постоянный участник экспозиции, не пропустивший ни одного года. На выставке были представлены новые отраслевые решения на базе бухгалтерской программы “Турбо Бухгалтер 6.9” для мясоперерабатывающих предприятий, автодилеров и кредитных организаций.

Однако главной новинкой, которую приготовила компания, стала бета-версия ее последней разработки — современной бухгалтерской программы для большой бухгалтерии “ТУРБО 9”. Как отметил генеральный директор “ДИЦ” Борис Бабань, опыт использования “Турбо Бухгалтера 6.9” для автоматизации бухгалтерий средних и крупных предприятий определил основные направления развития программы, необходимые для интенсификации работы современного учетного подразделения. Поэтому было принято решение о переносе “Турбо Бухгалтера” на новую современную технологическую платформу.

“ТУРБО 9” предназначено для предприятий различных сфер деятельности (торговля, производство, финансы, строительство) с филиальной (территориально распределенной) структурой, а также со значительным объемом данных и большим числом рабочих мест в бухгалтерии.

1С:Предприятие” 8.1: явление народу Слухи о скором появлении версии 8.1 платформы “1С:Предприятие” начали бродить в ИТ-сообществе уже давно (см., например, PC Week/RE, № 45/2006, с. 3, www.pcweek.ru/?ID=621215). Но официальное сообщение о выпуске этой версии прозвучало лишь в последние дни минувшего года, а ее первое “явление народу” состоялось на выставке “Бухгалтерский учет и аудит — 2007”. Разработчики утверждают, что “1С:Предприятие” 8.1 — очень серьезное усовершенствование версии “1С:Предприятие” 8.0. Основными направлениями развития новой версии стали повышение масштабируемости работы системы, включение принципиально новых возможностей по анализу и поиску информации, использование современных подходов к интеграции приложений, повышение удобства администрирования системы. Перед выпуском финальной версии платформы “1С:Предприятие” 8.1 проводилось ее широкомасштабное тестирование. Его программа включала функциональные и нагрузочные тесты в отделении разработки, а также испытания предварительных версий партнерами-франчайзи и пользователями. Всего же в этом процессе приняли участие более 700 организаций. Интересно отметить, что на версию 8.1 уже переведена система автоматизации самой фирмы “1С”. Сообщается, что оптимизация и тестирование версии 8.1 осуществлялись при технической поддержке специалистов корпорации Intel. В частности, была проведена оптимизация “1С:Предприятия” 8.1 для работы с новыми двух- и четырехъядерными процессорами Intel Xeon. Важно отметить, что прикладные решения, разработанные на платформе “1С:Предприятие” 8.0, могут использоваться с версией 8.1 этой платформы без переработки конфигурации. Кроме того, новинка не требует переобучения пользователей. Новая версия платформы предоставляется зарегистрированным пользователям системы “1С:Предприятие” 8.0 бесплатно при наличии у них действующей подписки на информационно-технологическое сопровождение (ИТС), помимо этого они могут получить дистрибутив платформы версии 8.1, дистрибутив сервера “1С:Предприятия” для Linux, дистрибутивы PostgreSQL, демонстрационные конфигурации, имеющиеся в составе февральского выпуска ИТС, а также на сайте поддержки пользователей http://users.v8.1c.ru/. Для работы платформы версии 8.1 используются те же аппаратные ключи защиты, что и для “1С:Предприятия” 8.0. Длинный (около ста пунктов) перечень особенностей новинки можно найти на сайте “Новое в версии 8.1 платформы “1С:Предприятие 8” (v8.1c.ru/overview/release_8_1_5/). Владимир Митин

Версия для печати