20 февраля в Москве начнет работу VII международный форум iFin-2007 “Электронные финансовые услуги в России: война за мобильность начинается?” (forum.ifin.ru). Традиционно форум iFin подводит итоги развития рынка электронных финансовых услуг (ЭФУ) в различных направлениях (Интернет и мобильный банкинг, платежные системы и системы самообслуживания и т. п.), а также является площадкой для демонстрации современных технологий, обсуждения проблем и перспектив их продвижения. По словам председателя оргкомитета форума Андрея Бурдинского, зачастую представленные на форуме технологии находят свое практическое применение спустя два-три года. Так, 2006-й стал годом бурного развития сетей самообслуживания по приему массовых платежей (90% из них приходятся на оплату средств мобильной связи), тогда как компания “Элекснет” — сегодня один из лидеров этого направления — впервые продемонстрировала на форуме свой терминал самообслуживания уже в 2004-м. (Поскольку такие платежи идут, как правило, минуя банки, сейчас говорят, что банки “проспали” этот рынок, не обратив должного внимания на инициативу “Элекснета”.) Еще один подобный пример — мобильный банкинг, первые разработки для которого появились на форуме в 2004 г., а сегодня этот сектор финансового обслуживания переживает подъем.

На каждом из прошлых форумов iFin, как правило, делался акцент на какой-либо ведущей, наиболее актуальной в это время теме, будь то решения для ритейла (2004 г.), крупных холдинговых территориально распределенных структур (2005 г.) или методы продвижения электронного банкинга и его место в комплексе финансовых услуг и развитии банковского бизнеса (2006 г.). В нынешнем году, как сообщили организаторы, акцент будет сделан на продвижение ЭФУ на базе мобильных средств связи. Важность этого направления, по их мнению, обусловлена тем, что инфраструктура, способная обеспечить широкое распространение финансовых сервисов посредством мобильных устройств, уже сформирована, и банковских инструментов для их поддержки на рынке достаточно. В истекшем году все ведущие провайдеры сотовой связи уже сделали встречные шаги в этом направлении, запустив соответствующие проекты (например, “Билайн” предлагает услугу “Мобильный перевод” для перечисления с помощью телефона средств со счета одного абонента на счет другого), хотя осуществление мобильных платежей еще нуждается в законодательном и юридическом обеспечении. Но речь не только об использовании мобильных телефонов. “Важная задача, стоящая сегодня перед финансовыми организациями, — предоставление услуг там и тогда, где и когда это удобно клиенту. Решение ее при развитой инфраструктуре сетей доступа возможно с помощью сотовых телефонов, смартфонов, КПК. Борьба за мобильного клиента уже идет”, — считает Андрей Бурдинский.

Версия для печати