Тема управления знаниями (Knowledge Management, KM) довольно активно обсуждалась в ИТ-сообществе в начале этого десятилетия, но потом как будто ушла в тень. Маркетинговый пыл ИТ-поставщиков, усилиями которых были во многом инициированы эти обсуждения, поостыл, пришло понимание того, что проблема в ее практической реализации не столь проста, как казалось поначалу. Хотя тема управления знаниями так или иначе присутствует на многих конференциях, специальных мероприятий, посвященных ей, в нашей стране практически не проводилось. Однако вполне возможно, что ситуация сейчас будет меняться и нас ожидает вторая KM-волна с более результативными последствиями. Свидетельством тому стал, в частности, прошедший 5—6 апреля в Москве форум “KM Russia — 2007. Управление знаниями”, посвященный применению систем управления знаниями в компаниях.
Стоит сразу обратить внимание на его принципиальное отличие от подобных мероприятий пятилетней давности: его устроителем стала независимая продюсерская компания Global Forum , а не кто-то из ИТ-поставщиков, как это было ранее. Важен и такой нюанс — участие в форуме было платное (около 600 евро!), что не помешало собраться довольно значительному числу (не менее 50) слушателей. Во многом это объясняется тем, что организаторам удалось привлечь в качестве докладчиков известных российских и иностранных специалистов.
Одной из наиболее полезных методик управления знаниями в MindTree считают советскую ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), созданную в 40-е годы прошлого столетия Г. С. Альтшуллером. |
Именно высокий уровень докладчиков и правильная мотивация аудитории обеспечили профессиональное, заинтересованное обсуждение темы. Общий тон форуму задало выступление Дэйва Сноудена (Dave Snowden), основателя и научного руководителя компании Cognitive Edge, который является одной из наиболее значительных фигур в движении, направленном на интеграцию гуманистических подходов в управлении знаниями. Философ по своей основной специальности, он в своем докладе уделил внимание человеческим аспектам управления знаниями, истории развития этого вида деятельности и тому, какой эффект, порой поразительный, можно получить при творческом применении методик, разработанных при его участии. Теоретические построения были мастерски подкреплены выразительными практическими примерами.
Главный менеджер по управлению знаниями в MindTree Consulting Радж Датта (Raj Datta) рассказал об опыте работы своей компании, успешное развитие которой связано именно с эффективным управлением знаниями, с созданием корпоративной культуры и общей атмосферы, благоприятствующей передаче знаний, — иначе само существование консалтинговой фирмы было бы невозможно. Отрадно было услышать, что одной из наиболее полезных методик в MindTree считают советскую ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, по-английски она так и пишется без перевода — TRIZ), созданную в 40-е годы прошлого столетия Г. С. Альтшуллером.
Еще один заморский гость — Давид Гартин (David Gurteen), основатель глобальной сети Gurteen Knowledge Community, международного сообщества, объединяющего 12 тыс. специалистов по управлению знаниями по всему миру. Он провел свой фирменный интерактивный авторский семинар — Knowledge Café, опробованный уже во многих городах мира. На нем участники форума обсудили, какие барьеры препятствуют распространению знаний и как их преодолеть. Оказалось, что предложенная форма обсуждения в малых группах по шесть человек и последующая общая дискуссия помогают в короткое время выявить основные подходы к решению проблем.
Высокий уровень обсуждения поддержали и российские докладчики — сотрудники ГУ-ВШЭ, представители Oracle, Deloitte, i-Free, Rusmeco. Особо стоит выделить выступление президента Российского отделения международного лицензионного общества LES Натальи Карповой о правовых проблемах в области защиты интеллектуальной собственности, а также о плюсах и минусах вступления России в ВТО.
Одна из ключевых идей, которую так или иначе подчеркивали все выступавшие, — эффективное управление знаниями невозможно без информационных технологий, но исключительно к их использованию оно не сводится: наиболее значимую роль здесь играет человеческий фактор. Именно поэтому особый акцент делался на необходимости организации коммуникаций между людьми в процессе управления знаниями — внутри профессиональных сообществ, между руководством компаний и сотрудниками. По общему мнению, главным для успеха всех начинаний по управлению знаниями является свободное общение людей. В этом плане очень характерно то, что, как отметила Елена Козлова из IBS, на Западе акценты в области KM сместились из сферы технологий в область человеческих коммуникаций.
Хотя, конечно, технические средства необходимы для решения этих задач, но они не так уж и сложны — это инструменты коллективной работы и взаимодействия (collaboration), блоги и форумы, wiki и др. По мнению экспертов, например, современная технология Web 2.0 будет способна обеспечить эти функции на инфраструктурном уровне.
В то же время, хотя сегодняшний уровень понимания и обсуждения проблем управления знаниями в России в принципе отвечает мировому, с точки зрения технического оснащения эта область, как полагают участники форума, находится у нас практически на нуле. Такой вывод можно сделать уже на основании того, что в России практически не представлены компании из списка KM World 100, которые лидируют в сфере управления знаниями. Остается надеяться, что усилиями наших системных интеграторов этот разрыв будет преодолен и техническая база подтянется до уровня осмысления проблем.