Приметой сегодняшнего российского бизнеса является, как известно, динамичность — не только развития, но и изменения объемов и форм. В сфере торговли, точнее, в сегменте сетевой розницы это особенно заметно: здесь процессы перехода от одного собственника к другому, слияний и разделений идут активно и публично. Бизнес-новости пестрят сообщениями о том, что компания А приобрела торговую сеть Б и открыла пятнадцать новых магазинов в городах В, Г и Д. Одна из последних подобных заметок в “Ведомостях” (27.10.2005) начиналась так: “Холдинг “Марта” и саратовский торговый дом “Лиа-Лев” объявили о решении совместно управлять сетями “Гроссмарт” и “В яблочко” в Саратове”. Для холдинга за последние три года это уже не первая операция подобного рода.
Елена Кудрина: “Информационная система безусловно должна отвечать стратегии развития бизнеса” |
Из истории “Мартовской” розницы
А началось все с 2001 г., когда холдинг “Марта” решил развивать розничное направление и открыл свой первый супермаркет SPAR (на условиях субфраншизы). За два года количество супермаркетов под этой торговой маркой выросло до восемнадцати, а в 2003-м к ним прибавилась новая покупка — московская продовольственная сеть “Столица” (6 магазинов). Для автоматизации была выбрана система Gestori (разработчик — компания FIT), внедренная во всех магазинах SPAR, а затем в сети “Столица” и двух супермаркетах “Марты” в Казани. Выбор системы был обусловлен наличием централизованной архитектуры, возможностью работы в режиме реального времени, а также опытом компании FIT, специализирующейся в области автоматизации продуктовых сетей (аналогичные внедрения прошли в компаниях “Копейка”, “Авоська”, “Купец” и т. п.). Отметим, что динамика автоматизации вполне соответствовала динамике развития торговой сети: внедрение Gestori в главном офисе и первом магазине заняло чуть больше месяца. За это время была осуществлена установка системы, настройка параметров, обучение персонала, а также проведен ряд разработок в части аналитики и управления платежами в адрес поставщиков. “Остальные магазины, — вспоминает исполнительный директор компании FIT Елена Кудрина, — открывались “по телефону": основные работы проведены сотрудниками ИТ-департамента заказчика, а мы предоставляли пароли на “открытие” необходимых им модулей системы Gestori”.
В середине 2004 г. было подписано соглашение с одним из крупнейших европейских ритейлеров — немецкой REWE Group, в соответствии с которым 18 супермаркетов вошли в состав нового совместного предприятия “Billa Russia”, где оперативное руководство взяли на себя западные специалисты, а оставшиеся супермаркеты стали основой межрегиональной розничной сети Grossmart, к которой вскоре присоединились четыре магазина сети “Райден” в Казани. А спустя еще полгода в новый проект влилась сеть продуктовых магазинов “Продмак”.
Оба эти процесса — и разделение бизнеса, и присоединение шестнадцати новых магазинов — прошли быстро и практически без остановки работы, в чем немалая заслуга ИТ, поддерживавших все происходившие изменения.
Анжела Нежута: “При подключении “Продмаков” нам пришлось нелегко, но мы справились” |
Как разделялись
Подписанное в июле прошлого года соглашение с REWE Group той же осенью вылилось в конкретные действия по разделению торговой сети. Как рассказала руководитель департамента ИТ фирмы “Элекскор” (компания, управляющая сетью Grossmart) Анжела Нежута, в процессе плавного перетекания объектов управления к сети Billa была применена технология, состоящая из следующих шагов:
1) на отдельном сервере установлена система Gestori и создана новая информационная база для торгового оператора Billa на основе БД Grossmart;
2) скопированы все справочники системы;
3) настроена односторонняя система репликации этих справочников между базами для их синхронизации на переходный период. Ведущей базой была выбрана база Grossmart;
4) после переходного периода, когда все переданные магазины перешли под управление сети Billa, репликационная подсистема была отключена.
“Вообще этот процесс проходил гладко и планомерно, — рассказала г-жа Нежута, — полностью отключить репликационную систему мы смогли примерно через два месяца. Однако этот срок обусловлен не длительностью собственно перехода, а скорее организационными причинами: ведь новым управляющим необходимо было помимо перечисленных сделать еще немало шагов, которые зависели от других лиц и организаций, — например, переключить на себя каналы связи, перерегистрировать кассовые аппараты; было завезено новое серверное и прочее оборудование, которое предполагалось установить в соответствии с корпоративными стандартами REWE Group. Если же говорить о суммарном объеме наших работ по переключению в новую информационную среду восемнадцати переданных магазинов, то они заняли не более двух недель”.
Как считают в компании FIT, именно централизованная архитектура, единая база данных и наличие системы репликаций позволили: во-первых, сократить период разделения бизнеса, а следовательно, обеспечили поглощающей (купившей бизнес) компании более быстрый выход на российский рынок; во-вторых, снизить издержки и минимизировать затраты на персонал (в частности, аутсорсинг администрирования БД, пополнение справочников со стороны сети Grossmart позволил руководству Billа сформировать команду в более комфортных условиях и в более короткие сроки).
Как сливались Начав развивать собственную сеть супер- и гипермаркетов Grossmart, холдинг “Марта”, как говорилось выше, вскоре сделал крупное приобретение — в его состав влилась московская сеть магазинов “Продмак”. Перед департаментом ИТ встала задача быстрого, без остановки работы, подключения этой сети к единому информационному пространству Grossmart. “Эта задача оказалась потрудней предыдущей, — вспоминает Анжела Нежута, — и в первую очередь ввиду сжатых сроков. В магазинах “Продмак” ранее использовалась система собственной разработки, нам предстояло переключить их на Gestori. В целом при подключении каждого магазина выполнялся объем работ, сходный с тем, что требуется при вводе нового объекта торговой сети. Правда, в данном случае нам иногда приходилось преодолевать ограничения, ставившиеся службой безопасности прежних владельцев. Например, мы не могли использовать имевшееся в магазинах компьютерное и коммуникационное оборудование, и нам приходилось для ввода товарного ассортимента возить с собой свой компьютер, через который вводились данные, а связь с центральной БД осуществлять с помощью мобильного телефона. Но в конечном счете даже эти временные трудности не помешали нам выполнить работу в заданные руководством сроки.
Гипермаркет в Екатеринбурге открылся с торогово=развлекательном центре "Парк-Хаус" |
В целом работа строилась следующим образом: в терминал сбора данных была загружена БД Grossmart, и с помощью такого терминала в магазине проводилась инвентаризация всего товара. Выявленные при этом “неопознанные” товары (те, что отсутствовали в БД) вводились в ИС через привезенный в магазин компьютер, связанный с центральной базой данных через мобильный телефон; на них оперативно оформляли приходные накладные и заводили товарные карточки. Таким образом пополнялась единая БД всей торговой сети. При этом каждый последующий магазин подключался быстрее (ввиду уменьшения количества “неопознанных” товаров). Более того, централизованная архитектура ИС позволяла процессы подключения магазинов вести параллельно: коллективы людей, проводившие инвентаризацию одновременно в нескольких торговых точках, не только не мешали друг другу, но способствовали ускорению интеграции объектов, так как информация в ИС обновлялась пользователями в реальном времени. В частности, на пике подключения для присоединения шести магазинов к общей системе управления понадобился всего один день. При этом даже не потребовалось участие специалистов компании FIT, которые только консультировали своих ИТ-коллег”.
Разумеется, помимо загрузки данных в систему и инсталляции ПО при подключении “Продмаков” пришлось существенно обновить имеющийся там парк оборудования: заменить кассы (их было закуплено для этого более 60), модернизировать коммуникационную аппаратуру (в частности, в каждом магазине были установлены новые маршрутизаторы), кое-где установить дополнительные компьютеры, сканеры и телефоны. Многое из этого можно было делать, не мешая работе магазинов (в частности, после закрытия, по вечерам). И в целом весь проект подключения удалось реализовать, практически не прерывая торговой деятельности (ее останавливали на короткое время лишь для организационных мероприятий, связанных с разрешительной документацией, для фискализации кассовых аппаратов, а также с переоформлением вывесок, ценников и выкладки товара).
Схема построения торговой сети GRossmart |
Сегодня и завтра в Grossmart’е Одна из стратегий, применяющихся сегодня розничными операторами при развитии торговых сетей в регионах, предполагает использование кустового принципа построения региональных сегментов сети (так удобнее организовать снабжение магазинов, опираясь на местных поставщиков). Именно по этому принципу строится и сеть Grossmart.
“Информационная система, имея централизованную архитектуру и работая в режиме реального времени, должна поддерживать кустовой принцип, — пояснила Елена Кудрина. — В Gestori с данной целью используется так называемая гибридная схема — применение централизованной архитектуры в рамках конкретного регионального куста. При этом руководство в центральном офисе может дистанционно контролировать работу кустового подразделения в режиме on-line.
Сегодня в торговой сети Grossmart в рамках гибридной схемы построена следующая структура: все московские магазины работают с центральной БД в режиме терминального доступа, так же функционируют и некоторые региональные магазины, имеющие качественные каналы связи с центром (например, в Туле); а торговые точки в более отдаленных городах, особенно там, где их несколько (как в Казани — семь супермаркетов; или в Екатеринбурге — гипермаркет на 30 касс), замкнуты на местные серверы, которые в режиме online взаимодействуют с сервером в центре”. При этом из главного офиса можно видеть все данные и процессы (см. схему).
Все это разветвленное хозяйство поддерживается в Grossmart’е департаментом ИТ, насчитывающим 23 сотрудника; в него входят отделы системного администрирования (занимается вопросами связи), разработки ПО (обслуживает бухгалтерию, отдел кадров, где стоит “1С”, и разрабатывает свою собственную аналитическую программу Gate2man), техподдержки (обеспечение работы техники, закупки нового оборудования), а также дежурные администраторы (ночные работы по архивированию, резервированию, дежурства по выходным). На ИТ-департамент ложится и составление отчетов, которые необходимы как для руководства (объем продаж, маржа, количество покупателей), так и для аналитиков отдела продаж (количество чеков, стоимость среднего чека, объемы продаж по карточкам и т. п.). “Нам важно, что такие сведения мы можем быстро и легко извлечь из системы, — подчеркнула Анжела Нежута, — тем более что торговая сеть разрастается очень активно, мы предполагаем, что в 2006 г. количество магазинов приблизится к пятидесяти”.
********
Холдинг “Марта” и торговая сеть Grossmart
Холдинг “Марта” начал свою деятельность в 1992 г. как компания по производству и продаже мебели. Спустя четыре года к ней присоединилось производство полимерной упаковки, а в 1998-м — дистрибуция отделочных материалов.
В 2001 г. компания начала заниматься продуктовой розницей, сделав это направление приоритетным: в течение двух лет было открыто 18 супермаркетов Spar (по договору франчайзинга) и приобретена торговая сеть “Столица”.
В 2004-м был открыт первый супермаркет под новой торговой маркой Grossmart.
|
В настоящее время сеть Grossmart — одно из розничных подразделений холдинга, работающее в форматах локального супермаркета, супермаркета и гипермаркета. Она представлена магазинами в Москве, Московской области, Казани, Туле, Курске, Владимире и Екатеринбурге (всего 34 магазина). В конце года предполагается открытие магазинов в С.-Петербурге, Саратове и Воронеже.
Оборот холдинга в 2004 г. составил 350 млн. долл.