Эксперты ведут отсчет истории российских торговых сетей с 1994 г., когда в Москве открылся первый магазин “Седьмой континент”. Уже спустя год к нему прибавилось несколько собратьев и первый представитель еще одной сети — “Перекресток”. Однако более интенсивный рост этого торгового формата приходится на первые годы после дефолта. Именно тогда возникла торговая сеть “Алые паруса”, начавшая, как и многие другие сети, с продуктовой розницы. Понятно, что сетевой формат немыслим без соответствующих ИС, и практически сразу с “Алыми парусами” стала сотрудничать компания “Тэндо”. Ее одноименный программный комплекс, внедренный в торговой сети “Алые паруса”, позволил соединить все супермаркеты, рестораны, кафе и боулинг в общее информационное пространство, позволяющее в режиме реального времени отслеживать все бизнес-процессы торговых предприятий, складские запасы и остатки, гибко реагировать на сезонность спроса, вести единый финансовый и управленческий учёт (как в целом, так и отдельно для каждого юридического лица сети).

На подступах к новому направлению

Новый этап развития торговой сети “Алые паруса” относится к началу 2004 г., когда она приобрела мастер-франшизу американской компании The Athlete’s Foot (TAF) и открыла первый в России мультибрендовый салон модной спортивной обуви в торгово-развлекательном комплексе “МЕГА-Химки”, торгующий продукцией ведущих поставщиков этого сегмента. TAF предполагалось развить в широкую сеть, охватывающую не только столичные города, но и регионы, поэтому при подготовке проекта возник и вопрос об автоматизации.

Однако проблема выбора партнера перед компанией не стояла: как отметил начальник ИТ-отдела “Алых парусов” Дмитрий Голубев, руководство торговой сети в целом устраивало сотрудничество с “Тэндо"; кроме того, немалое значение имел человеческий фактор: менеджерам, которые подключались к новому направлению работы, не нужно было осваивать новую систему. И наконец, сбор и анализ информации по холдингу в целом удобнее было проводить, работая с единой ИС в разных подразделениях.

Александр Титов: “В TAF’e мы планируем задействовать нашу новую разработку — программный модуль для карманных компьютеров”
Александр Титов: “В TAF’e мы планируем задействовать нашу новую разработку — программный модуль для карманных компьютеров”

“К этому времени у нас уже был некоторый опыт автоматизации непродовольственной розницы и соответствующие наработки, — вспоминает генеральный директор компании “Тэндо” Александр Титов, — поэтому на стадии подготовки проекта TAF мы вместе с руководством “Алых парусов” обсуждали и вопросы его автоматизации — как технические, так и методологические. В программном комплексе “ТЭНДО-Товародвижение” реализованы механизмы, охватывающие специфические особенности управления розничной сетью модной одежды и обуви: учет характеристик товара по цветам и размерам, типам и составам тканей, возможность работы с коллекциями, линиями, сезонами и множество других параметров. Это удалось осуществить благодаря уникальной свободной кодировке товаров, позволяющей включить в штрихкод гораздо больше параметров, чем обычно”. Однако потребовались и некоторые доработки, отражавшие особенности именно этого проекта. Так, торговля эксклюзивной продукцией (как в TAF) предполагает наличие ряда дополнительных параметров, а также необходимость загрузки информации о товарах непосредственно из каталогов производителя (или поставщика). При этом форматы загружаемых данных были самые разнообразные: одни поставщики передавали информацию в текстовых файлах, другие — в Excel, третьи — в формате тех ИС, с которыми они работали*. Для импорта каталогов был предложен некий единый “переходник”, способный понимать все требуемые форматы данных и адекватно передавать их в систему “Тэндо”. Кроме того, были созданы новые отчеты (как для внутреннего использования, так и для предоставления вендору), а также настройки, позволявшие вводить в действие те системы скидок и уценки товаров, которые поступали от поставщиков.

По окончании доработки и адаптации системы она была запущена в первом же магазине TAF, открывшемся в октябре 2004 г.

Жизнь проекта Открытие первого магазина, однако, не означало, что все хлопоты позади. “Какие-то вещи можно предусмотреть заранее и включить в доработки, — считает Дмитрий Голубев, — но кое-что можно увидеть только в процессе эксплуатации. Поэтому первый магазин был для нас в некотором смысле опытной эксплуатацией, обкаткой, в ходе которой проявились как “узкие” места, так и новые потребности”. Одной из них была необходимость введения нового параметра в кассовый модуль: выяснилось, что помимо характеристик товаров, которые отражены в штрихкоде, необходимо учитывать, к примеру, кто из менеджеров продал тот или иной товар (для анализа качества их работы), причем этот параметр возникает лишь в момент оплаты на кассовом узле. Поэтому в процедуру продажи была введена дополнительная операция — сканирование штрихкода на бэдже соответствующего менеджера; лишь после этого сканировался и оплачивался сам товар. Такая процедура (фиксация продаж каждого менеджера) характерна для торговли эксклюзивными товарами, где критическое значение имеет индивидуальная работа с клиентом, консультирование и пр.

Опытная обкатка программно-аппаратного комплекса продолжалась около трех месяцев, а в начале 2005-го в строй были введены новые магазины сети. В среднем на техническое оборудование каждого из них (закупка и установка техники, прокладка локальной сети, телекоммуникаций и пр.) уходили одна-две недели, на инсталляцию ПО — один-два дня; в результате на сегодняшний день действует три магазина TAF в Москве и один в Екатеринбурге. Торговая сеть “Алые паруса” Создание сети началось в конце 1999 г. с открытия универсама “Первый” (в Строгине).

В настоящее время включает в себя пять супермаркетов и торгово-развлекательный центр (гипермаркет, кафе, ресторан, боулинг; площадь — более 60 000 кв.м).

Ассортимент сети составляет 250 000 наименований, среди них представлены продукты питания, сопутствующие товары и промтоварная группа.

Для автоматизации в “Алых парусах” применено следующее оборудование: POS-терминалы IBM, сканеры штрихкодов, терминалы сбора данных и микрокиоски Symbol, принтеры этикеток Zebra, электронные весы CAS и METTLER-TOLEDO, ресторанные сенсорные Touch-терминалы POSIFLEX. Внедрена интегрированная интеллектуальная система видеонаблюдения за кассирами.

В 2004 г. в рамках компании стартовал франчайзинговый проект развития сети бутиков The Athlete’s Foot (модная спортивная обувь). На сегодняшний день открыты три бутика в Москве и один в Екатеринбурге, а также централизованный склад. В перспективе планируется расширение данного проекта до 70 филиалов.


Как это работает

При проектировании программно-аппаратного комплекса использовался принцип разумной достаточности: в каждый магазин устанавливалась одна-две кассы**, компьютер для товароведа, принтер этикеток и два сканера (для кассы и оператора). Сервер центрального офиса по каналам связи соединен со всеми магазинами, и оператор из центра может в любой момент узнать состояние дел в каждом магазине. “В программном комплексе распределение товаров по магазинам оформлено как распределение по нескольким “виртуальным складам”, — рассказал г-н Титов. — По приходящим каждый день из торговых точек Z-отчетам о продажах товары списываются с этих “складов” (это достаточно делать раз в сутки в полуавтоматическом режиме); кроме того, благодаря быстродействующей базе данных, реальной клиент-серверной архитектуре и специальной технике разработки ПО здесь реализован механизм ведения торговых операций и их учета в режиме онлайн — вся информация оперативно поступает в БД центрального сервера (по сети Интернет), обеспечивая текущую деятельность крупного торгового холдинга, ее учет и анализ”.

В магазинах сети TAF представлен широкий ассортимент эксклюзивной спортивной обуви
В магазинах сети TAF представлен широкий ассортимент эксклюзивной спортивной обуви

Однако помимо оперативности важно было обеспечить надежность системы, особенно в условиях ее территориальной распределенности, неодинаковой стабильности работы связи и электропитания. Для этого в каждом магазине имеется свой (промежуточный) сервер. Физически в большинстве случаев он располагается на дисковом пространстве POS-терминала (см. схему); на нем концентрируется информация об остатках, ценах, скидках и т. п. (благодаря механизму репликации данных с центрального сервера). “Передача информации происходит в онлайновом режиме, — подчеркнул Дмитрий Голубев, — это позволяет, например, передать на каждый кассовый терминал данные об изменении цен, появлении скидок, карточек постоянных покупателей практически одновременно с тем, как сведения о них появляются в центральном офисе. Кроме того, промежуточные серверы помогают поддерживать бесперебойную работу магазинов в те периоды, когда нет связи (хотя и не часто, но такое еще бывает); в это время информация накапливается на местах, а после восстановления канала обмен данными продолжается. На случай перебоев с электричеством магазины снабжены мощными ИБП, которые позволяют поддерживать работу касс примерно в течение часа — чтобы успеть обслужить покупателей, находящихся в торговом зале”.

Что впереди?

Перспективы проекта TAF связаны не только с развитием ПО, но и с прогрессом — скажем так — технико-организационного характера.

В отношении программного комплекса в планах компании “Тэндо” — не только развитие функционала пакета, но и такие разработки, как автоматическая репликация данных, условная репликация, управленческий учет торговой сети, изменение правил сбора данных в процессе торговли, система оповещения администраторов о нестандартных ситуациях. В ИС “ТЭНДО-Товародвижение” применена комбинация свойств реляционной и сетевой баз данных, собственные “тонкая структура” доступа к записям базы и ускоритель доступа (многоуровневая система кэширования данных на уровне клиента и сервера). Это позволяет обеспечить многопользовательский режим (не менее 150 рабочих станций без замедления работы); обработку крупных информационных массивов (БД от 50 Гб без замедления), а также 100%-ное сохранение информации при аварийных сбоях и надежную эксплуатацию без перерывов на архивацию данных. “При этом нам есть куда совершенствоваться, — считает Александр Титов, — сейчас мы трудимся над новой версией, которая позволит обеспечить совместимость данных и непрерывность функционирования системы в период обновления ПО. Когда мы имеем локальную сеть в десять компьютеров, то в этом нет проблемы, однако в случае территориально распределенной сети в несколько десятков магазинов процесс обновления может растянуться во времени, система же при этом должна надежно и без сбоев работать”.

Еще одно перспективное направление связано с развитием технологий обеспечения торгового процесса. Речь идет о применении мобильных компьютеров для ряда операций, для чего в системе “Тэндо” создан специальный модуль. Как рассказал Александр Титов, компания Symbol Technologies выпускает карманный компьютер PPT 8800, функционирующий под управлением ОС Windows Mobile, предназначенный для мобильных работников и менеджеров на производстве и оснащенный встроенным сканером штрихкода и поддержкой беспроводных сетей Wi-Fi и Bluetooth. “В подобный компьютер легко загрузить всю базу данных о товарах (с ценами, кодами и пр.), — добавил г-н Титов, — используя которую можно формировать такие документы, как накладные на приход, перемещение и расход товара, акты списания, инвентаризации, проверки цен и т. д. Например, находясь на складе, товаровед с помощью встроенного в компьютер сканера может просканировать отобранные им товары, тут же сформировать необходимый документ (заказ на поставку отобранных товаров в свой магазин) и оперативно отправить этот документ в центральный офис. Из того же электронного документа затем формируется накладная, сопровождающая перемещение товаров”. Дмитрий Голубев считает, что данная технология очень полезна и для проведения инвентаризаций: “В нашей компании есть отдел, контролирующий работу всех магазинов сети, и его сотрудникам такое устройство существенно облегчает и ускоряет проведение инвентаризации. В отличие от традиционных терминалов сбора данных, имеющих очень ограниченный набор функций (нет полнофункциональной БД, ограниченный интерфейс), мобильные компьютеры имеют практически те же возможности, что и ПК: с их помощью можно не только посчитать товары, просканировав штрихкоды, но и составить инвентаризационные ведомости, акты сверки, проконтролировать перемещение товара, проверить цены и многое другое. Большую помощь они окажут и в приемке товаров, позволяя оперативно выявить пересортицу, избежать ввода незаказанного товара, проверить цены поставщика, совместить функции приемки и ввода товара в ИС. В дальнейшем мы планируем активно использовать эти устройства”. 4 * Так, поставщики эксклюзивной спортивной одежды, которая продается в TAF’е, присылали данные, выгруженные из системы компании VCS Timeless, популярной у европейских “одежников”.** Пока с двумя кассами работает лишь один из московских магазинов TAF.

Версия для печати