Организация и работа российских технопарков по-прежнему остается актуальной темой — ее обсуждению был посвящен круглый стол на конференции Digital Business Channel, прошедшей в подмосковном Нахабине.
Само понятие “технопарк”, несмотря на его широкое использование, многими понимается совершенно по-разному. Михаил Рычев, заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами МЭРТ, напомнил, что в начале 90-х речь шла о существовании в России более 80 технопарков (точнее, научно-технологических парков). В большинстве случаев подразумевалось, что это совокупность малых предприятий, образованных на базе университетов. По мнению г-на Рычева, сейчас из них осталось около 10 реально действующих структур, причем уже необязательно жестко связанных с вузами. В целом эти точки роста инновационных бизнесов, по его словам, имеют три уровня преимуществ. Первый — организационный, позволяющий начинающим компаниям иметь общий обслуживающий персонал и инфраструктуру, второй — консалтинговый, когда компании могут делиться опытом решения различных бизнес-задач, например, как лучше составить бизнес-план для получения гранта. Третий уровень, самый важный — синергетический, обеспечивающий возможность совместного создания новых проектов, обсуждения направлений, по которым следует вести научные разработки.
С момента возникновения идеи особых экономических зон (ОЭЗ), и особенно после выхода закона об ОЭЗ, много говорилось о том, что зоны не могут дать ИТ-компаниям нужных льгот, в частности налоговых, а потому вряд ли смогут стать перспективным местом для создания технопарка. Михаил Рычев убежден, что ОЭЗ и технопарки не надо противопоставлять. “Мы понимаем ограниченность преференций для ИТ-компаний в ОЭЗ в их нынешнем виде, но работаем над тем, чтобы дать для них и новые, дополнительные возможности”, — сказал он. Даже простое уменьшение административных барьеров для бизнеса, пусть и без серьезных налоговых льгот, по его мнению, способно привлечь определенные ИТ-компании и сделать ОЭЗ привлекательными для размещения технопарков. Кроме того, налоговые льготы ИТ-компании в технопарках могут получить у местных администраций за счет уменьшения отчислений в местные бюджеты.
В свою очередь, другое министерство, занимающееся проблемой технопарков, — Мининформсвязи — видит в них одно из нескольких направлений поддержки ИТ-бизнеса в России. В целом, как рассказал Андрей Кошкин, советник заместителя министра Мининформсвязи, таких направлений три. Первое — это cнижение административной и фискальной нагрузки на ИТ-компании. Второе — создание и развитие технопарков в целях обеспечения приемлемых инфраструктурных издержек для ИТ-компаний, третье — привлечение инвестиций в ИТ-отрасль, в том числе с помощью специального фонда с участием на начальном этапе государственных средств. Проект создания Российского инвестиционного фонда технологий и инноваций уже подготовлен и сейчас проходит согласование в МЭРТе и Минфине. Мининформсвязи считает своей главной задачей помощь российским ИТ-компаниям в повышении их конкурентоспособности на мировом рынке, и технопарки в этом смысле должны быть не столько местом, где можно получить льготные условия ведения бизнеса, сколько комфортной средой для возникновения коммерчески успешных инновационных проектов. “Государство готово поддержать, в том числе и финансово, нынешние технопарки на начальной стадии их развития, но надо помнить, что технопарк — это рыночный бизнес-проект, он нужен в первую очередь самому бизнесу, а не только государству”, — подчеркнул Андрей Кошкин.
Получить дополнительное финансирование технопарки могут и из зарубежных источников. По словам г-на Кошкина, Мировой банк заинтересовался инициативами российского Мининформсвязи по развитию ИТ-отрасли, недавно побывавшая в России группа его экспертов общалась с представителями госорганов и ИТ-компаний, уже сейчас работающих в технопарках. Мировой банк заявил о своей готовности профинансировать на основе грантов ряд проектов.
Представители обоих министерств признали, что проблема налоговых преференций для ИТ-отрасли пока не решена. Это вполне понятно — любое снижение налогов (и не только для ИТ-компаний) сегодня достаточно трудноосуществимо. Однако, как упоминалось выше, ИТ-компании в ОЭЗ вполне могут найти поддержку в этом вопросе у местных властей.
Александр Галицкий, частный инвестор и глава компании “Элвис Плюс”, уверен, что широкомасштабное венчурное финансирование инноваций (в том числе и технопарков) со стороны иностранных инвесторов требует изменения налоговых схем. Но, главное, любые инициативы по развитию ИТ-сектора требуют и от бизнеса, и от властей стремления сделать ставку на российский интеллект. “К сожалению, этого пока нет, мы все еще надеемся на свои природные ресурсы”, — сказал он.
Присутствовавшие на круглом столе представители регионального бизнеса высказали ряд критических замечаний. Валерий Бордюже, глава компании “Уральский компьютерный дом” и президент ассоциации Business Computers Group, обратил внимание на то, что в регионах частных инвестиций на строительство технопарков нет, а потому единственная возможность найти средства для их организации — получить грант от государства, что не так-то просто. Игорь Мурашкинцев, генеральный директор Евразийского информационно-технического альянса (ЕИТА), считает, что в случае успешного создания ряда технопарков в регионах возникнет ситуация неравных возможностей для региональных ИТ-компаний.