Борис Нуралиев: “Выпустить новую хорошую бухгалтерскую программу нам очень непросто, ведь многие предприятия используют наши же продукты предыдущих версий”

Год от года в докладах директора фирмы “1С” Бориса Нуралиева звучит все больше слов о государственной политике в сфере ИТ. Увеличивая размеры своего бизнеса, “1С” становится более чувствительной к макроэкономическим и геополитическим процессам. По данным министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, выступившего 18 января в Государственной Думе с докладом “Об итогах развития отрасли информационных технологий и связи в 2005 году”, объем российского ИТ-рынка в 2005 г. вырос на 20%, составив 10,6 млрд. долл.

Фирма “1С” в 2005 г. сохранила прежний темп роста продаж -- на уровне 40% (в долларовом исчислении). Если в 2004 г. компанией было продано около 13 млн. копий программ, то в 2005-м -- уже примерно 14,2 млн. Из них программ делового назначения разработки “1С” насчитывалось соответственно 220 и 319 тыс. копий, а игровых и обучающих программ — 12 и 12,9 млн. По общему весу поставки достигли 2510 тонн, а это приличный железнодорожный состав.

Как отметил Борис Нуралиев, темпы развития рынка компьютерных игр снизились с 80 до 20% в год (подробнее см. PC Week/RE, № 1/2006, с. 8). При этом сезонный предновогодний пик продаж стал более ярко выраженным: в декабре 2005 г. компания “1С” продала игр на 75% больше (в денежном выражении), чем в декабре 2004-го.

В сегменте программ для образования отмечен значительный рост: 79%. Это плод последовательной государственной политики России, выражающейся в заказах на разработку электронных изданий и мультимедийных дополнений к печатным учебникам, законодательному закреплению единого государственного экзамена и массовому подключению школ к Интернету. Переход на подушевое финансирование учебного процесса побуждает к внедрению в школах автоматизированных систем учета учащихся и преподавателей.

В прошлом году компания “1С” начала активно предлагать систему “1С:Предприятие 8.0” не только средним, но и малым предприятиям, добившись существенного роста продаж по деловому ПО — 58%. Здесь локомотивами стали конфигурации “1С:Бухгалтерия 8.0” и “Управление торговлей”. Флагманская конфигурация “Управление производственным предприятием” (УПП), согласно накопленной за 2005 г. статистике, поставляется на предприятия со средним численным составом 660 человек и используется для автоматизации в среднем 37 рабочих мест. На сегодня сложилась следующая отраслевая структура применения УПП: 66% приходится на промышленность, 12% на торговлю, 7% на транспорт и связь, 5% на строительство, 2% на сельское хозяйство, остальные 8% — на прочие отрасли. По мнению Бориса Нуралиева, в ближайшие годы эта структура существенно изменится в связи с появлением специализированных отраслевых решений.

Проект по совместному с партнерами изданию ПО общего назначения (антивирусы, Linux-системы, программы резервирования данных, средства защиты информации, Web- и почтовые серверы и т. д.) под маркой “1С:Дистрибьюция”, отработанный ранее на компьютерных играх, оказался весьма успешным. В рамках проекта компания выпустила 24 наименования программ от десятка разработчиков, увеличив объем продаж за 2005-й на 131%.

Версия для печати