21 февраля Совет Федерации совместно с Секцией информационных технологий и коммуникаций Сенаторского клуба (www.senclub.ru/sections/inform.html) провёл заседание, посвящённое ходу выполнения программы “Электронная Россия” (ЭР) в регионах.

С главным докладом выступил Церен Церенов (МЭРТ). Основные его тезисы касались того, что в ЭР важным является не ИКТ, а контент, информационное наполнение. По его словам, развитие ИТ-сектора часто путают с построением информационного общества. В качестве примера развития ИТ-отрасли перед нами [немым укором — Э. П.] стоит Индия. “Но разве можно назвать Индию страной с развитой демократией?” — задал неожиданный вопрос г-н Церенов. (Очевидно, он не читал прогноз ЦРУ “Контуры мирового будущего” на 2020 г., в котором индийской демократии даётся довольно высокая оценка.)

В президиуме Церен Церенов (в центре) и ведущий заседания депутат Евгений Елисеев (справа)

Интересны следующие фрагменты его доклада. Информатизация сейчас заказывается для удобства чиновников, но при этом не учитываются интересы граждан, что не повышает качество государственного управления, так как происходит автоматизация существующих неэффективных административных процессов, зачастую представляющая собой автоматизацию хаоса. Ежегодно на информатизацию из всех бюджетов тратится около 60 млрд. руб. (т. е. больше чем 2 млрд. долл., или около 1000 долл. на одного чиновника), почти у каждого российского чиновника на столе компьютер, у многих IP-телефон, но качество госуправления при этом не изменилось, в то время как во всех государствах именно это является целью информатизации.

ИКТ могут и должны сыграть ключевую роль в вопросах обеспечения открытости государства, соблюдения прав граждан на информацию. Однако в ЭР существует большая проблема с раскрытием информации, отчасти потому что этот вопрос технически не решён. Чиновник должен на дискете или флэш-диске перенести раскрываемый документ из внутриведомственной сети в открытую сеть для публикации на сайте. (Вообще для таких ситуаций можно сравнительно просто сделать двухпортовый сетевой диск, на который по одному каналу разрешены чтение/запись, а по второму, со стороны Интернета, только чтение.) В области раскрытия информации необходимо принять соответствующие правовые нормы, чтобы законы и другие категории документов вступали в силу не только после опубликования в “Российской газете”, в частности это касается лицензий на право заниматься определённым видом деятельности. Начало их действия должно быть официально признано после публикации на специальном сайте.

Большая проблема возникает при обмене информацией между ведомствами. По существу это административный торг, и если одному ведомству нечего предложить за информацию другому, то оно никогда эту информацию не получит. В связи с этим необходимо упорядочить все виды учёта, возможно, разработать соответствующий закон о государственном учёте, в котором определялось бы, для чего государство собирает ту или иную информацию.

Контроль со стороны государства может идти как во благо, так и во вред гражданам. С помощью новейших технологий возможно практически всё, и общество это пугает. Последние опросы показали, что недоверие к государственному аппарату растёт, а следовательно, растёт и социальная напряженность. Одно из предложений г-на Церенова состоит в том, что для повышения уровня прозрачности и открытости необходим аудит ведомственных информационных систем со стороны Счётной палаты и Общественного совета. На Западе в ходе такого аудита проверяется даже не качество принимаемого решения, а правильность самого процесса его принятия.

Сейчас происходит формализация административных процедур, которых в России 5619 и которые необходимо описать единым образом, чтобы проводить реинжиниринг.

МЭРТ занимается разработкой методологий повышения качества госуправления и пилотных проектов, с помощью которых можно показать, как эти технологии работают. В этом году МЭРТ планирует представить в правительство комплексные предложения в сфере создания электронного государства.

В докладе было подчёркнуто, что дальнейшая судьба информатизации и количество бессмысленно потраченных на неё миллиардов рублей будет зависеть от того, что будет поставлено на первое место:

  • — политико-экономические приоритеты — прозрачность и подотчётность государства, его эффективность (позиция МЭРТ);
  • — технологический путь — оснащенность компьютерами (позиция Мининформсвязи);
  • — узковедомственные интересы (существующая практика информатизации ведомств).

От Мининформсвязи на совещании присутствовала неожиданно большая группа участников, от которой первым выступил начальник департамента информатизации Олег Бяхов.

Олег Бяхов

Как сопредседатель российско-индийской рабочей группы по ИКТ Мининформсвязи, он заступился за индийскую демократию — самую большую демократию в мире (1200 млн. человек), пояснив, что, например, голосование там производится только электронным образом. Он рассказал также об интересном индийском опыте мобильных интернет-киосков, которые индийские почтальоны возят на своих велосипедах, а ток для питания киоска вырабатывается с помощью генератора с ножным приводом. С точки зрения электронной демократии индийцы обладают одним очень важным преимуществом — они делают запланированную работу скоординированно и до конца. У нас же в целях координации работ пытаются создать правительственную комиссию из заинтересованных министерств и ведомств. Её состав уже согласован с 26 ведомствами, но работа затормозилась из-за отсутствия согласования с МЭРТ и Минфином.

Если мы не можем нормально управлять собственной программой информатизации, то рассчитывать на эффективность не приходится. Президент поставил на заседании правительства задачу — к 2010 г. проект электронного правительства должен быть реализован. Нужно развивать законодательную базу, для этого служит пакет законов (он уже прошёл второе чтение в ГД РФ), содержащий новую версию закона “Об информации”, закон об ЭЦП и др. (Отмечу, что в последнее время наблюдается активная пикировка между МЭРТом и Мининформсвязи по ряду вопросов.)

Профессор Виктор Нечаев, заместитель председателя правительства Мордовии, отвечающий в правительстве республики за науку, инновации и новые технологии, поделился опытом информатизации своего региона, отметив, что в силу компактности и развитости ИТ-инфраструктуры он хорошо подходит для проведения пилотных проектов по программе ЭР. Сейчас в республике выполняется 32 проекта в области ИТ — это требует больших финансовых затрат. Эффективность проделанной работы начала проявляться после ввода в действие ряда систем. Сегодня в республике 463 муниципальных образования, которые до конца года будут объединены единой сетью. Второй проект, реализуемый совместно с МЭРТ, называется “Электронная торговля”. Кроме того, после начала действия закона о монетизации потребовалась информационная поддержка обеспечения льготников лекарствами.

Как использовать имеющиеся ресурсы? Один из путей — наполнение сетей контентом. Так, до конца года все населённые пункты Мордовии будут обеспечены передачей по сети телевизионного сигнала. Завершён проект по учёту энергопотребителей республики, запущена ИС поддержки заседаний правительства. Остальные проекты находятся в разной степени готовности.

Возникающие проблемы: недостаточно сил для реализации всех проектов. Хотелось бы, чтобы за принятыми на федеральном уровне законами следовали законы, дополняющие и уточняющие их. Например, закон об электронной торговле требует принятия ещё 19 законов.

Профессор Виктор Нечаев

По словам г-на Нечаева, возникают вопросы софинансирования — время, прошедшее от выделения денег до их получения, просто удивительное: в марте принимается решение о выполнении пилотного проекта, а деньги поступают в середине декабря, и их нужно быстро потратить. Всё больше и больше по мере реализации проектов возникает вопросов со стороны компетентных органов, в частности по системе регистрации и учёта населения. Если делать проект с учётом всех требований по информационной безопасности, стоимость возрастает на порядок. Поскольку таких денег мы не найдём, то каждый проект должен быть подкреплён юридическими решениями.

Важный вопрос для республики — удержание специалистов. Как известно, из всех регионов лучшие специалисты уезжают, в том числе и в Москву. ИТ-компании в регионе в основном занимаются продажей техники и расходных материалов. Одно из предложений — просить федеральные министерства поддержать проводимые в республике собственные разработки.

Выводы, которые можно сделать по итогам совещания, сводятся к следующему:

  • - основная проблема ЭР — отсутствие эффективного управления и координации работ по ФЦП. Следствием этого стала пробуксовка её выполнения, неоправданное дублирование разработок и отсутствие желаемой эффективности;
  • — кроме неэффективного управления главным тормозом ЭР оказались межведомственные барьеры, поэтому в одном из прозвучавших докладов разумно предлагалось передать программу под управление вице-премьера Валерия Медведева.

Мне, как бывшему разработчику, представляется, что ЭР изначально стартовала методически и организационно неподготовленной. Причин такого плохого старта множество. Одна из них состоит в том, что в стране почти десять лет не выполнялись крупные ИТ-проекты национального масштаба (не считая ГАС “Выборы”) и в связи с этим образовался серьёзный дефицит людей, умеющих воплощать их в жизнь, и соответственно исчезла технология и культура реализации подобных проектов. Состоявшиеся специалисты уехали — они всегда в цене, а молодёжи не на чем было расти.

У программ подобного масштаба должен, во-первых, быть Главный конструктор и Совет главных конструкторов по направлениям, отвечающий за обеспечение интеграции всех разработок, потому что сейчас ЭР — типичная Вавилонская башня. И курироваться она должна на уровне вице-премьера.

Мне представляется, что необходима реабилитация этой программы перед обществом, — ведь все прекрасно понимают, что большая часть средств, мягко говоря, использовалась нецелевым образом. Поскольку реализация данной программы имеет сейчас больше политическое, чем экономическое, значение, то и контроль работ по ней должен быть адекватным.

В целом слушания оказались неожиданно интересными и дали много фрагментов, позволяющих составить картину происходящего в этой программе и получить представление об основных проблемах, с которыми сталкиваются регионы при её выполнении.

Версия для печати