В Москве с 28 февраля по 2 марта прошли третий международный форум и международная выставка “Связь на море и реке — 2006”.
Судовая радиостанция “Гранит 2Р-24” |
По сравнению с прошлогодней (см. PC Week/RE, №10/2005, с. 28) нынешняя выставка была практически в два раза меньше: 22 участника, экспонаты которых разместились только на одном этаже киноконцертного зала в Измайлово . Такое положение дел организаторы объяснили тем, что в этом году они отказались от посредника. Он же всем потенциальным участникам, обращавшимся к нему, сообщал, что выставка не состоится.
За прошедшее между двумя выставками время произошли серьезные изменения в планах речников по переводу УКВ-радиосвязи с диапазона 330 МГц на частоты диапазона 156 МГц морского стандарта, которые используются также на внутренних водных путях всего мира. Новая структура — Росморречфлот, где создан отдел связи, навигации и научной деятельности, не нашла 80 млн. долл., необходимых для осуществления данного мероприятия. Но производителям речных радиостанций это сыграло на руку. Объем рынка увеличился, и под него даже иностранные фирмы разработали специальные модели. Так, Samyng ENC Co. Ltd. представила на выставке судовую радиостанцию модели SUR-350 диапазона 300 МГц.
Практически единственный российский производитель таких радиостанций московская компания САНТЭЛ ответила на вызов. Она разработала и стала производить новые, а также модернизировать старые модели линейки судовых радиостанций “Гранит”. В частности, была обновлена носимая станция “Гранит 44”, которая получила новый индекс “Гранит 2Р-44”. Её параметры: 100 каналов связи, работа в диапазоне частот 300—337 МГц, масса 450 г и полная совместимость с уже имеющимся парком радиостанций. Цена — 385 долл.
Судовая радиостанция “Гранит 2Р-24” продается за 850 долл., что значительно дешевле прямого конкурента — корейской SUR-350 (950 долл. в полном комплекте) при практически одинаковых технических параметрах. Радиостанция имеет все каналы связи, применяемые службами речного флота России.
Если использовать судовые радиостанции умеют практически все речники, то к новым веяниям, связанным со спутниковой навигацией и цифровыми картами, они оказались не готовы. Между тем в “Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации” сказано, что безопасность судоходства обязан обеспечивать судовладелец. Государство же постоянно сокращает средства федерального бюджета, выделяемые на содержание водных путей, в том числе на навигационные знаки. Поэтому роль спутниковой навигации и электронных навигационных карт возрастает многократно. Сами карты создаются и будут создаваться за счет госбюджета, а вот приобретение их возложено на судоходные компании. А по словам заместителя руководителя речной администрации Московского бассейна Минтранса Константин Орловича-Грудкова, обращению с электронными картами и использованию спутниковой навигации в специализированных учебных заведениях почти не учат. Применение спутниковых навигационных приемников на речном флоте до сих пор идет в режиме опытной эксплуатации и экспериментальных работ без достаточного правового регулирования. Смею предположить, что это отголоски той системы секретности, которая до сих пор не снята с ГЛОНАСС, и больших сложностей с использованием точных приборов системы ГЛОНАСС-GPS. Кроме того, отечественные приборы ГЛОНАСС-GPS, значительная часть которых производится в НИИ космического приборостроения, очень дороги. Вот и приходится довольствоваться импортными, которые можно купить в магазине за несколько сот долларов. Но они не имеют функций, необходимых для судовождения, и не обладают достаточной точностью.
В ситуации быстрого перехода на “цифру” особую роль приобретают тренажеры, электронные карты, бортовые системы навигации и связи. Одним из основных разработчиков и производителей всего этого является группа компаний “Транзас” из Санкт-Петербурга: спрос на её продукцию за год почти удвоился — с 55 млн. долл. в 2004 г. до 100 млн. в 2005-м.
Так, крупными покупателями электронных карт стали владельцы маломерных судов. В расчете на них линейка электронно-картографических систем пополнилась продуктом Tsunamis NaviGator. Он позволяет одновременно отображать на экране две картографические панели. По сравнению с предыдущими моделями стала более информативной функция прокладки нового маршрута и расширились возможности нанесения собственной информации. В системе поисково-спасательных операций введена функция “человек за бортом”. Программа прогноза погоды теперь встроена, что позволяет одновременно использовать данные о погоде и навигационную информацию.
Учиться судовождению и пользованию электронными картами в реальных условиях плавания весьма накладно. Для этого существуют тренажеры, последние модели которых с логотипом “Транзас” позволяют полностью эмитировать реальную работу судового оборудования в конкретных районах плавания.
Для морского флота пользование услугами спутников системы “Инмарсат” — явление обычное. Их обеспечивают пять спутников третьего поколения системы и четыре — второго (основное время находятся в резерве). В 2005 г. были запущены два спутника четвёртого поколения (Инмарсат-4) массой 5958 кг каждый и мощностью в 100 раз большей, чем у Инмарсат-3. Они обеспечивают работу широкополосной высокоскоростной сети передачи данных BGAN и R-BGAN (региональная сеть).
В России национальным оператором “Инмарсат” является Морсвязьспутник. За последние годы он расширил спектр своих услуг речникам, наибольший интерес к которым проявляют бассейновые администрации Сибири и Дальнего Востока. Береговая инфраструктура там не развита и продолжительность навигации составляет около пяти месяцев. Особые трудности связаны с судоходством в низовьях рек и выходом на участки с морским режимом плавания.
Начав работать за Уралом в 1999 г., Морсвязьспутник установил на 145 судах трех основных судоходств спутниковые станции подсистемы “Инмарсат-С”. Они обеспечивают телексную связь и низкоскоростную передачу данных (600 бит/с), а также передачу электронной почты. Услуги R-BGAN предоставляются с 2002 г. Различные варианты спутниковых модемов этой сети обеспечивают скорость передачи данных от 72 до 432 кбит/с.
Оборудование громкой связи всегда присутствует на судах всех размеров. Среди новинок на выставке была показана система Муромского радиозавода АГСС01 (аппаратура громкоговорящей симлексной связи для малых судов и выделенных групп абонентов с небольшим числом постов связи). При цене 85 тыс. руб. она имеет модификации для использования внутри помещений и на открытой палубе, для встраивания в пульты и установки на стенах и переборках.
Из разговора со старшим менеджером дирекции по продажам ООО “Технозвук” (торговая марка Муромского радиозавода) выяснилось, что подобная аппаратура установлена на яхте президента России. Что касается производственной деятельности завода, то за последнее время объем продукции растет примерно на 20% в год. Так что отечественная радиоэлектроника постепенно выздоравливает, приспосабливаясь к условиям работы в конкурентной рыночной среде.