В середине апреля руководство Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) направило письмо Председателю правительства РФ Михаилу Фрадкову, в котором обратило его внимание на избыточность полномочий Министрерства экономического развития и торговли в части создания механизмов негосударственного регулирования (саморегулирования) предпринимательской деятельности (п. 4, подпункт 33) и регулирования предпринимательской деятельности (п. 4, подпункт 31), определенных постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 187.
К сфере компетенции этого министерства отнесены и вопросы развития электронной торговли (п. 4. подпункт 11). По мнению НАУЭТ, это противоречит политике Президента РФ, направленной на увеличение роли саморегулируемых организаций в рыночной экономике.
Ассоциация считает, что государственному регулированию подлежат лишь вопросы проведения электронных госзакупок, а все, что касается коммерческой сферы, должно регламентироваться субъектами рынка, в противном случае их права будут ущемлены.
Председатель правления НАУЭТ Дмитрий Черешкин убежден, что для электронной торговли необходима не только нормативная база, но и инфокоммуникационные технологии, системы и каналы связи, механизмы электронной цифровой подписи и обеспечения информационной безопасности.
А поскольку все эти вопросы гораздо ближе таким ведомствам, как ФСБ, Министерство транспорта и связи и Федеральное агентство связи, делается вывод о необходимости передачи части полномочий по регулированию электронной торговли из ведения Минэкономразвития в упомянутые выше ведомства.
Предложение это не выглядит очень логичным, если принять во внимание преамбулу обращения, призывающего правительство дать больше полномочий негосударственным саморегулируемым организациям, а вовсе не министерствам и ведомствам.
Казалось бы, такая авторитетная ассоциация, как НАУЭТ, в составе которой 40 участников более чем из 30 регионов, могла бы предложить себя на роль такой организации. Этого, однако, не произошло. Возможно, дело тут в том, что в России есть и другие подобные консорциумы, в частности ассоциация Электронной коммерции и торговли (ЭлКиТо), мнение которой по данному вопросу неизвестно.
Не исключено, что все слова о саморегулировании электронной торговли субъектами рынка просто прикрывают продолжающееся соперничество Минэкономразвития и Министерства транспорта и связи за руководство ФЦП “Электронная Россия”.
Если это действительно так, то следует ожидать ответного демарша от какой-либо общественной организации с противоположной стороны. Две разнонаправленные силы в сумме, конечно, дадут нуль, но будет очень печально, если к подобному результату придут и другие инициативы “Электронной России”.
С. С.