Главным событием проходившей в середине сентября в Сан-Хосе (США) конференции Borland Conference 2004 стало представление новой стратегии корпорации Borland Software, предусматривающей создание средств оптимизации процесса разработки программного обеспечения (Software Delivery Optimization, SDO).

Дейл Фуллер объясняет суть новой SDO-стратегии корпорации

Дейл Фуллер объясняет суть новой SDO-стратегии корпорации

По мнению президента компании Дейла Фуллера, эта инициатива является дальнейшим развитием методологии управления жизненным циклом приложений (Application Lifecycle Management, ALM) в направлении превращения написания ПО из непредсказуемого искусства в более управляемый и повторяемый бизнес-процесс.

Стоит вспомнить, что о своих планах построения собственной полноценной ALM-платформы Borland объявила менее двух лет назад, начав пополнение арсенала своих традиционных инструментов разработки ПО технологиями и продуктами приобретаемых компаний.

Комментируя в тот момент эту новость, аналитики единодушно отмечали, что Borland должна пройти большой путь, чтобы составить достойную конкуренцию Rational Software, которая занимала доминирующие позиции в области комплексных средств разработки систем корпоративного уровня. Со своей стороны Borland в борьбе за рыночные позиции сразу сделала акцент на платформенную независимость своих ALM-средств (поддержку Java и .NET).

Он оказался тем более верным после того, как Rational влилась в состав IBM, отдающей явное предпочтение Java. Однако уже к середине 2003 г. амбиции в отношении ALM-решений обозначил еще один игрок -- корпорация Microsoft, и вскоре стало понятно, что основная борьба на ALM-рынке развернется между двумя ведущими поставщиками платформенного ПО: IBM и Microsoft (см. PC Week/RE, N 29/2004, c. 20).

Вся эта предыстория представляется важной для понимания новой стратегии Borland, отражающей поиск компанией собственной позиции в условиях обострения борьбы на рынке средств разработки.

Основная идея SDO -- надо предложить заказчикам систему создания ПО с учетом уже используемых ими инструментов и методологий, а не путем их полной замены на новую комплексную ALM-платформу.

Здесь легко увидеть аналогию с произошедшими за последний год метаморфозами концепций на уровне систем управления предприятий в целом, где традиционные подходы ERP и Workflow заменяются на SOA (service-oriented architecture) и BPM (business process management). И это вполне понятно, учитывая рост значения разработки ПО в общем бизнесе компаний при одновременном повышении сложности процессов создания программных решений.

Данная ситуация достаточно хорошо характеризуется в исследовании компании Forrester Research, датированном августом 2004 г.: "Многие организации, сфокусированные на информационных технологиях, настолько заняты борьбой со сложностью процесса разработки, что не поспевают за постоянно происходящими изменениями в потребностях бизнеса... А происходит это отчасти потому, что с архитектурной точки зрения современные приложения более сложны, чем их предшественники.

Организация взаимодействия приложений, подразделений или целых компаний представляет собой более сложную задачу, чем написание отдельных функциональных элементов. Для того чтобы решить эти задачи, стратегия оптимизации процесса создания ПО предусматривает наличие плана, в соответствии с которым разработка программных средств преобразуется в управляемый бизнес-процесс".

Учитывая это, можно сказать, что SDO-стратегия, объявленная компанией Borland, -- это логическое продолжение идеи управления жизненным циклом приложений на базе применения современных идей управления бизнес-процессами. Но одно дело -- продумать концепцию, другое -- предложить методы ее реализации. На конференции Borland Conference 2004 компания анонсировала целый ряд практических шагов в этом направлении.

Borland намерена активизировать деятельность по предоставлению помощи корпоративным заказчикам в формировании и преобразовании процессов создания ПО. Подразделение Worldwide Services Group, численность сотрудников которого будет увеличена, предложит заказчикам расширенный спектр услуг обучения и поддержки, а также различные комплексные компоненты:

  • управление жизненным циклом заказчиков (Customer Lifecycle Management) -- набор комплексных решений Borland и ее партнеров по обучению, консалтингу, внедрению и технической поддержке, призванных обеспечить более успешную реализацию проектов и повышение лояльности заказчиков;

  • Borland Accelerate -- совокупность знаний, включающая методы, процессы и наиболее оптимальные практики применения при разработке ПО;

  • Borland University -- обучающий портал, цель которого -- способствовать подготовке, сертификации, тестированию и обучению групп разработчиков, оптимизации процесса создания ПО (открытие этого портала намечено на I квартал 2005 г.).

Кроме того, Borland обнародовала планы по формированию единой платформы, предназначенной для всех участников процесса разработки ПО, в рамках которой будут объединены дисциплина инженерии по разработке ПО и бизнес-методологии.

Задача этого решения -- организовать дело таким образом, чтобы не просто соотнести задачи и роли исполнителей в рамках проекта с конкретными временными отрезками на графике его реализации, а дать каждому исполнителю представление обо всем процессе и предоставить полный контроль над осуществляемыми ими этапами.

Подобная ролевая организация поможет решать такие задачи, как управление отдельными проектами и портфелями проектов, управление рисками и границами проектов, а также оценка качества и влияния изменений. Выпуск первой версии этой платформы, получившей кодовое название Themis, намечен на первую половину 2005 г.

Версия для печати