Эдуард Поляков и Светлана Жирухина: “Ключевая тенденция рынка бытовой техники и электроники в 2004 г. — рост спроса на более дорогостоящую продукцию в среднеценовом сегменте” |
Не столь уж многие отечественные хозяйствующие субъекты указывают прирост своих продаж в абсолютных цифрах. Один из таких — холдинг “Полар” , основанный в 1992 г. и являющийся российским производителем аудио-, видео- и бытовой техники. Генеральный директор холдинга Эдуард Поляков сообщил, что в минувшем году оборот его компании составил примерно 94 млн. долл., что на 17,5% выше аналогичного показателя 2003-го (80 млн. долл.) и на 70,1% — 2002-го (55 млн.).
Он отметил также, что в течение 2004 г. количество сотрудников компании увеличилось на 40% и достигло приблизительно 900 человек, а узнаваемость торговой марки POLAR (по данным Gallup и рекламного агентства “ArtCom”) выросла с 14,2% в 2003 г. до 20,4% в 2004-м. Разумеется, эта самая узнаваемость — объективная реальность, данная нам в ощущениях аналитических фирм, — увеличилась не только за счет проведения различных рекламных акций (они лишь венчают кропотливый труд по совершенствованию продукции и расширению канала продаж), но и за счет инвестиций в НИОКР и развитие производства (в 2004 г. они составили 7,5 млн. долл.), а также инвестиций в развитие собственной розничной сети и расширение числа сервис-центров (в 2004 г. они составили 1,2 млн. долл., а в 2005-м должны достичь 2 млн. долл.).
Динамика российского рынка бытовой техники в 2003 — 2004 гг. |
Натуральные показатели увеличения масштабов деятельности “Полара” впечатляют еще больше, чем денежные. Судите сами: в 2003 г. под торговой маркой POLAR было продано 331 тыс. единиц продукции, а в 2004-м эта цифра, как предполагается, составит уже около 561,4 тыс. единиц. И если за год продажи телевизоров выросли лишь на 18,5% (с 270 тыс. шт. в 2003 г. до 320 тыс. в 2004-м), то продажи DVD-проигрывателей увеличились в 3,5 раза (с 20 тыс. до 70 тыс. шт.)! Почти такой же (в 3,25 раза) рост продемонстрировали и продажи фирменных пылесосов (с 40 тыс. до 130 тыс. шт.). Эти темпы роста намного превышают общероссийские. Директор по маркетингу “Полара” Светлана Жирухина, ссылаясь на данные компании “GFK Russia”, ГТК РФ, Госкомстата, а также собственные исследования, утверждает, что в 2003 г. в нашей стране было продано телевизоров, пылесосов и DVD-проигрывателей 6,47; 4,38 и 1,04 млн. единиц соответственно, а прогноз продаж на 2004-й выглядит так: 7,1; 5,04 и 1,25 млн. штук. Таким образом, по предварительным итогам завершившегося года доля продукции “Полара” в различных сегментах рынка существенно выросла: с 4,2% в 2003 г. до 4,4% в 2004-м для телевизоров, с 2 до 4,7% для DVD-проигрывателей и с 0,9 до 2,6% для пылесосов. Нельзя не сказать и еще об одном достижении года — выводе и успешном продвижении под торговой маркой POLAR новых товарных категорий: микроволновых печей, стиральных машин и холодильников.
“Полар”: динамика продаж бытовой техники в 2003 — 2004 гг. |
Из истории успеха
Не секрет, что при малых мощностях производства значительно выгоднее копировать технические решения известных мировых марок и закупать у зарубежных производителей полные комплекты для сборки. Однако г-н Поляков считает, что для компании, стремящейся занять одно из лидирующих мест на отечественном рынке электроники и бытовой техники и составить серьезную конкуренцию иностранным производителям, такая стратегия неприемлема. Поэтому “Полар” делает ставку на собственные конструкторские и технологические разработки.
Конструкторское бюро “Полар” расположено в Москве, существует с момента основания компании и состоит из высококвалифицированных специалистов различного профиля — дизайнеров, инженеров-конструкторов, инженеров-схемотехников, программистов, технологов, экспертов по технике. Первой его разработкой (в 1994 г.) стала модель телевизора POLAR 5400, специально адаптированная под российские условия эксплуатации — скачки напряжения в сети, удаленность от телецентра, нестандартный сигнал кабельной сети. Затем в короткие сроки был освоен выпуск телевизоров с возможностью приема телеканалов кабельного диапазона, налажено производство аппаратов со стереозвуком и новым дизайном, предполагающим боковое расположение акустических систем. Первыми среди российских производителей конструкторы “Полара” перешли от блочной электронной схемы телевизоров к моношасси. В 1996-м на схемотехнические решения телевизоров POLAR был выдан патент.
В 2000 г. компания первой среди российских производителей приступила к производству телевизоров с цифровым качеством изображения. А уже в 2002-м была запатентована технология нового поколения Digitotal Technology.
Среди новейших разработок “Полара” —- первые отечественные телевизоры с функцией NICAM-стерео, а также портативные телевизоры с универсальным питанием. Кроме того, в массовом производстве находится восемь моделей в корпусах, полностью созданных конструкторами “Полара”. Это телевизоры Polar серии “Ультима” (37CTV4415, 37CTV4715, 51CTV4430, 54CTV4430, 54CTV4730) и “Эксклюзив” (54CTV4735, 54CTV4835, 54CTV4375). Помимо этого новая технология Digitotal Technology применена и в новейших моделях ЖК-телевизоров POLAR с диагоналями экрана от 17 до 32 дюймов, линейку которых компания планирует представить феврале — мае 2005 г. Эти полностью российские как по дизайну, так и по схемотехнике модели уникальны на отечественном рынке.
Сейчас в КБ “Полар” работает 15 специалистов. В его ближайшие планы входит разработка телевизоров со встроенным DVD-проигрывателем и функцией мульти-PIP (picture in picture — “картинка в картинке”).
Производство и сбыт
Продукты под торговой маркой POLAR — с применением импортных комплектующих и жестким контролем качества на каждом этапе производства — изготавливаются как на собственных производственных мощностях (завод “Телеволна”, г. Черняховск Калининградской обл.), так и на заводе “ Арсенал” (г. Александров Владимирской обл.).
В 2004-м “Полар” приступил к работе по развитию розницы. Стратегия компании в этом направлении заключается в открытии сети фирменных монобрендовых магазинов и запуске Интернет-салона .
К концу 2004 г. число фирменных магазинов увеличилось до пятнадцати (семь из них — в Москве), а до конца 2005-го их будет около сорока. Кроме того, партнерами “Полара”, по утверждению г-на Полякова, являются более ста федеральных и региональных торговых сетей. Но и это еще не все: в 89 регионах России насчитывается около 300 сервисных центров, обеспечивающих гарантийное и постгарантийное обслуживание оборудования, выпускаемого под маркой POLAR
Что дальше?
“Уходящий год был одновременно сложным и удачным для нашей компании, — говорит Эдуард Поляков. — Российский рынок бытовой техники и электроники приближается к насыщению, поэтому конкуренция стала еще жестче, чем раньше. В 2005-м мы планируем развить достигнутый успех, прежде всего за счет дальнейшего расширения ассортиментного ряда по всем направлениям. Как показывает общемировая тенденция, стратегия максимально широкого охвата различных сегментов бытовой техники под единым брендом открывает наилучшие возможности для экспансии на рынке”. Он также отметил, что ключевой стратегией в развитии компании является расширение дистрибьюторской сети как в России, так и в других странах СНГ. В 2004-м “Полар” усилил позиции в Белоруссии на Украине, а также вышел на рынок Казахстана. В течение следующего года планируется наладить поставки оборудования POLAR в страны Средней Азии и Молдавию.