Специалисты киевского филиала компании ПИРИТ — PIRIT Systems — и "ABBYY-Украина" реализовали проект для проведения независимого внешнего тестирования качества знаний абитуриентов.

Внешнее тестирование — новый и весьма эффективный инструмент получения объективной информации об уровне знаний выпускников общеобразовательных школ, лицеев и профессионально-технических училищ. “Внешним” тестирование назвали потому, что проводится оно будет вне стен учебного заведения, где учился или будет учиться ученик или абитуриент.

Для обработки результатов внешнего сертификационного тестирования в 2001 г. при Министерстве образования и науки Украины был создан Центр тестовых технологий.

В ходе тестирования учащиеся от руки заполняют поля специальных бланков, которые впоследствии сможет прочитать машина.

Содержание тестов соответствует учебным программам средней школы. Об этом позаботились сотрудники Центра и специалисты компании “ABBYY-Украина”, ведущего разработчика программ для оптического распознавания текстов и форм.

Заполненные формы ответов собираются приемными комиссиями, упаковываются, опечатываются и отправляются специальным курьером в киевский Центр тестовых технологий.

Для сканирования бланков ответов применяется профессиональный документ-сканер Fujitsu fi-4750L, имеющий автоподатчик на 100 листов и скоростную планшетную часть для сшитых и нестандартных оригиналов. Сканер может обрабатывать около 7 тыс. стр. в день в автоматическом режиме со скоростью до 50 стр./мин.

Поставку сканера осуществила компания PIRIT Systems, которая обеспечивает также техническую поддержку этого сложного устройства. Сканер оснащен импринтером для надпечатки информационной строки символов на тыльной стороне каждой отсканированной формы, что позволяет четко контролировать обработку форм.

После сканирования выполняется автоматическое распознавание форм ответов, верификация и передача данных в компьютерную базу данных для дальнейшей обработки и выдачи отчетов.

Практика обработки форм ответов показала результативность, высокую эффективность и готовность примененного программно-аппаратного решения для широкого внедрения на территории Украины.

По результатам опросов, около 80% школьников признали внешнее тестирование более объективным и справедливым, чем традиционный экзамен. Общими результатами эксперимента стали увеличение конкурса на специальности, по которым проводился эксперимент, увеличение доли абитуриентов из сельской местности, уменьшение количества преподавателей, принимающих участие во вступительных кампаниях и уменьшение времени проведения вступительных экзаменов.

На сегодняшний день целый ряд университетов Украины уже стали участниками эксперимента, принимая результаты внешнего тестирования за результаты своего внутреннего вступительного экзамена по непрофильным предметам.

В 2004 г. более 5 тыс. выпускников школ и более 400 педагогов из четырех регионов страны — Киева, Львова, Одессы и Харькова — приняли участие во внешнем сертификационном тестировании по математике, истории, украинскому языку и литературе. На 2005 г. планируется удвоить количество тестируемых абитуриентов.

С дополнительной информацией можно ознакомиться на сайте www.pirit.com.ua/projects.htm#vidrod.

Юрий Новиков

Версия для печати