Хотя первая массовая рассылка не запрошенных писем имела место в далеком 1978 г., настоящим бедствием спам стал лишь в последние несколько лет. В 2002-м количество спама впервые превзошло объем обычной почты, а на сегодняшний день, по разным оценкам, его доля достигает 85—90 %.

Такие объемы нежелательной корреспонденции порождают как минимум три проблемы. Во-первых, лишние письма — это лишний трафик, за который необходимо платить.

Во-вторых, действительно важные письма легко могут затеряться в море “электронного хлама”, поэтому люди вынуждены тратить свое время на его “процеживание”. И наконец, львиная доля случаев заражения компьютеров различными вредоносными программами (вирусами, шпионским ПО и т. п.) происходит именно посредством электронной почты. Все это делает борьбу со спамом необходимой составляющей мероприятий по обеспечению эффективности и безопасности информационных систем.

Крупнейший российский Интернет-портал “Яндекс” уже давно использует для борьбы со спамом на своих почтовых серверах систему “Спамооборона”, изначально разработанную для защиты ящиков службы “Яндекс.Почта” и успешно применяемую с декабря 2003 г. И вот теперь это решение стало доступно всем желающим.

“Спамооборона” — это корпоративный программный продукт, созданный на базе одноименной серверной технологии фильтрации спама, в основе которой лежат алгоритмические и лингвистические разработки, используемые поисковой машиной “Яндекс”. Это решение проводит комплексный анализ порядка двух тысяч характеристик каждого письма.

Каждое правило имеет определенный весовой коэффициент, для принятия решения “спам — не спам” эти коэффициенты суммируются. Поскольку в системе нет однозначных критериев оценки, она оказывается весьма устойчивой к различным ухищрениям спамеров: можно обмануть какую-то часть правил, но далеко не все. Кроме того, база знаний, на основе которой принимаются решения, регулярно обновляется, ведь данные о новых видах спама, массовых рассылках и их источниках автоматически поставляются службой “Яндекс.Почта”. В результате, по заверениям разработчиков, “Спамооборона” ловит порядка 90 % спама, при этом число ложных срабатываний не превышает нескольких единиц на 100 тыс. сообщений.

Большим достоинством “Спамообороны” является ее отечественное происхождение, позволяющее намного эффективнее бороться с русскоязычным спамом. Конечно, это не означает, что система хуже справляется с англоязычными несанкционированными рассылками.

“Спамооборона” — коммерческий продукт, однако его стоимость невелика, зависит исключительно от числа обслуживаемых почтовых ящиков и не превышает 1 долл. за один ящик в месяц.

В настоящий момент “Спамооборона” работает на серверах под управлением ОС FreeBSD и Linux с почтовыми системами SendMail, Qmail и Communigate Pro. Ведутся работы по ее адаптации для других платформ, таких, как Sun Solaris и Microsoft Windows.

Издание, распространение и техническая поддержка “Спамообороны” осуществляется ЗАО “ДиалогНаука”. Более подробно об этом решении можно узнать по адресу: so.yandex.ru.

И. С.

Версия для печати