|
На Кольской АЭС уделяют большое внимание охране живой природы |
На Кольской атомной электростанции завершен первый этап внедрения системы компании "Парус" для автоматизации финансово-хозяйственной деятельности. Это событие совпало с празднованием 30-летия АЭС.
Для молодой отрасли атомной энергетики это почтенный возраст, однако он не помешал станции занять первое место на отраслевом конкурсе Минатома.
Одна из причин достижения успеха — внедрение информационных технологий. Как рассказал заместитель директора по экономике Кольской АЭС Евгений Никора, проект стартовал в октябре 2000 г.
Тогда станция была самостоятельной организацией и перед ней стояли традиционные задачи: повысить управляемость и уйти от "лоскутной" автоматизации.
Но затем началась реорганизация отрасли, в результате которой в прошлом году все АЭС стали филиалами концерна "Росэнергоатом". В связи с этим возникли новые задачи: обеспечение прозрачности финансовых потоков, интеграция с информационной системой "Росэнергоатома", улучшение финансовых показателей, а также управление инвестициями.
При выборе программного продукта учитывались не только его функциональные способности, но и возможность внедрения в удаленном месте — станция расположена далеко от населенных пунктов.
Одним из решающих аргументов в пользу "Паруса" стало наличие в Мурманской области компании-интегратора NetSL, которая выполнила установку и теперь поддерживает систему. На первом этапе реализовано управление движением товарно-материальных ценностей. Это позволило станции решить важную задачу.
Ведь у каждой АЭС на первом месте стоят вопросы безопасности. Для этого необходимо грамотно осуществлять планово-предупредительные ремонты. ПО "Парус" дает возможность представлять в форме отчетов первичную и аналитическую информацию о потребностях в материалах и оборудовании для проведения ремонта и их использовании, состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и составе товарно-материальных ценностей на складах и объемах неликвидов.
Корпоративная информационная система установлена на 120 рабочих местах в 20 подразделениях станции. Как рассказал начальник отдела АСУ Кольской АЭС Виктор Антуфьев, уже ощущается эффект от внедрения системы "Парус".
|
Президент корпорации "Парус" Александр Карпачев (слева) передает директору Кольской АЭС Юрию Коломцеву штурвал для управления информационной системой |
Так, решены проблемы с бухгалтерской отчетностью — раньше периодически возникал аврал, а теперь идет плановая работа; упростился доступ к отчетной информации — до появления системы все хранилось на бумаге и трудно было найти то, что нужно, а сейчас это не проблема; сократились временные затраты — прежде подготовка только одного отчета о капитальных вложениях занимала 15 дней, теперь — 15 минут; ускорился обмен информацией — станция занимает большую территорию, и приходилось разносить бумажные документы между корпусами, а сейчас они передаются по сети.
Евгений Никора добавил, что проведенная в ходе внедрения системы реорганизация бизнес-процессов позволила улучшить управление станцией, в результате чего удалось более чем на 30% сократить число дублирующих заданий и на 10—15% — складских запасов на ремонтные нужды.
Затраты на ПО и услуги консалтинга на первом этапе составили 300 тыс. долл., а до конца года станция собирается вложить в продолжение проекта еще 200 тыс. долл. В настоящее время идет второй этап, в ходе которого будут установлены средства управления услугами подрядчиков (20—30 рабочих мест), параллельно изучаются возможности создания системы контроля инвестиций и управленческого консалтинга.
Но главным результатом специалисты станции считают подготовку персонала — удалось сформировать коллектив, способный реализовать сложные проекты, тем более что они уже на подходе.
Дело в том, что "Росэнергоатом" также готовится к внедрению информационной платформы. Как рассказал исполнительный директор концерна Сергей Иванов, при выборе системы в первую очередь учитывались особенности этой организации: во-первых, размеры, ведь это самое крупное государственное унитарное предприятие в стране, а во-вторых, структура — филиалами "Росэнергоатома" являются десять АЭС, каждая со своей спецификой.
При этом нужно решить две главные задачи: обеспечить информационные и коммуникационные возможности для управления концерном во время реорганизации и сохранить ранее сделанные инвестиции в ИТ (на каждой станции используются свои технологии).
Для этого необходима интеграционная платформа, состоящая из корпоративного портала, системы автоматизации управляющих бизнес-процессов и средств интеграции существующих систем. Такой подход, по словам г-на Иванова, позволяет минимизировать расходы за счет сохранения инвестиций в ИТ и вводить ИС поэтапно.
По этим критериям "Росэнергоатом" провел анализ предложений на рынке и выбрал SAP R/3. На стороне этого продукта такие преимущества, как отсутствие предоплаты, полная локализация и адаптация к потребностям энергетических комплексов.
В качестве первопроходца по внедрению системы SAP выбрана Кольская АЭС. Но при этом, подчеркнул г-н Иванов, уже установленные решения, в частности "Парус", будут продолжать развиваться. И хотя поддержка нескольких систем требует дополнительных затрат, это нужно для обеспечения безопасности АЭС.
Концерн собирается вложить в создание интегрированной системы несколько миллионов долларов и надеется получить результат через два года. Предполагается, что к этому времени в стране уже будет сформирован рынок электроэнергии, а стало быть, без такой системы будет трудно принимать оперативные решения в рыночных условиях.




























